Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое введение в область психологической диагностики




Термин «психологическая диагностика» (психодиагностика) озна­чает постановку психологического диагноза относительно психических особенностей, свойств, состояний человека специалистом-психологом с использованием различных психологических, тестовых методик (тес­тов). Применение методов психодиагностики требует от специалиста психологического образования и соответствующей подготовки. Исполь­зование психологических тестовых методик непрофессионалами (даже с компьютерным обеспечением обработки результатов тестирования) может привести к печальным последствиям, проще говоря, к дискреди­тации самой идеи тестирования1.

В таком случае возникает вопрос, насколько нужны юристу знания о методах психологической диагностики, процедуре тестирования, о самих тестах? Данный вопрос стал приобретать практическое значение с возрождением в конце 60-х гг в нашем уголовном процессе судебно-психологической экспертизы. В этой связи можно однозначно ответить, что такие знания юристу, безусловно, нужны в таком объеме, который позволял бы ему профессионально грамотно ставить вопросы перед экс­пертом-психологом при разрешении правовых вопросов, насыщенных психологическим содержанием, а также оценивать заключения судеб­но-психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.

Предыстория психодиагностики, тестирования, уходит далеко в глубь веков. Известно, что еще в Древнем Вавилоне в середине III ты­сячелетия до н э. проводились испытания интеллектуального характера лиц, отбираемых на государственную службу в качестве писцов. Подоб­ного рода испытания устраивались и в Древнем Египте для тех, из кого готовили жрецов. Помимо оценки внешних данных кандидатов, их ин­теллекта оценивались такие качества, как умение слушать и молчать, вести беседу, эмоциональная устойчивость в условиях воздействия на них огня, угрозы смерти, страха.

В Древней Греции активным сторонником отбора в созданную им школу был известный ученый, математик Пифагор (VI в до н.э.), кото­рый для оценки интеллектуальных способностей молодых людей, отби­раемых в эту школу, использовал математические задачи. В Древнем Китае еще за 2200 лет до н.э. также существовала довольно развитая система проверки способностей кандидатов, отбиравшихся на должнос-

1 Психологическая диагностика проблемы и исследования / Под ред К.М Гуреви-ча М, 1981 С. 3.

 

ти правительственных чиновников. Аналогичные факты известны из ис­тории Древней Индии, средневекового Вьетнама'.

Подлинно научная разработка методов исследований в психологии началась в первой четверти XIX в. с использования измерительных при­емов немецким физиком и психологом Г.Т. Фехнером (1801 —1887) при изучении им ощущений человеком света, цвета, звука, запаха. Задавая внешние стимулы, ученый стал определять разностные пороги ощуще­ний, взяв за эталон измерения едва заметные в них различия. Благодаря такому подходу Фехнеру удалось квантифицировать психические явле­ния, которые он исследовал. Квантифицированному ряду значений, ха­рактеризующему исследуемый процесс, он поставил определенный ряд чисел. Этот числовой (символический) ряд позволил ему рассматривать в абстрагированном виде степень выраженности проявлений изучаемо­го процесса. Такой числовой ряд получил название «шкала». С тех пор принцип шкалирования положен в основу многих тестовых методик, с помощью которых исследуются различные психические процессы, каче­ства, свойства личности2.

Дальнейшее развитие психодиагностики связано с именем выдающе­гося немецкого психолога В. Вундта (1832—1920), создавшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, в ко­торой стали изучаться закономерности ощущений, время реакции чело­века на различные раздражители, ассоциативные связи, внимание.

К началу XX в. одной из актуальных задач становится изучение спо­собностей людей и исследование в связи с этим их индивидуальных раз­личий. Работа в данном направлении была начата известным англий­ским ученым Ф. Гальтоном (1822—1911), который явился инициатором использования методов статистики в психологии. Занимаясь изучением наследственности, он в 1884—1885 гг. стал проводить измерения фи­зиологических возможностей организма людей, находившихся в близ­ком родстве, их сенсомоторных функций, психических свойств по сем­надцати показателям, применив методы математической статистики при анализе выявляемых им индивидуальных различий. При этом он по­лагал, что с помощью тестов сенсорного различения можно получить данные об интеллектуальном развитии человека, его одаренности. Как писал Гальтон, «информация о внешних событиях поступает к нам толь­ко от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают разли­чия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок»3. Заслуга ученого состояла в том, что он первым применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, предложив использовать в психологии метод корреляций.

1 Подробнее см.: Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицин­ской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. С. 25.

2 Петровский А.В. Введение в психологию. С. 101; см. также: Немое Р.С. Психо­логия: Учебник. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагности­ка. М., 1995. С. 73—83.

3 Цит. по: Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982. Кн. 1. С. 21.

Существенный вклад в создание системы психологического тес­тирования внес американский ученый, зачинатель тестирования Дж. М. Кеттелл (1860—1944), впервые употребивший в научной лите­ратуре термин «умственный тест». Им была создана серия тестов, изме­рявших уровень интеллектуального развития человека, его психомото­рики, сенсорных функций. С помощью его тестов стали измерять мы­шечную силу, скорость движения, объем внимания, память и некоторые другие психофизиологические функции. Измерением памяти у школь­ников, их умственных способностей занимался также немецкий психо­лог Г. Эббингауз (1850—1909).

Дальнейшее развитие психологического тестирования связано с име­нами таких известных ученых, как немецкий психолог Э. Крепелин, со­здавший тесты в виде простейших арифметических операций, предназна­ченных для измерения памяти, утомляемости, отвлекаемости (1895), французский психолог А. Бине (1857—1911), продолживший исследова­ния интеллекта, умственного развития детей, и другие ученые.

С началом второй мировой войны в США в связи с массовым при­зывом в армию новобранцев возникла необходимость оценивать их при­годность к службе в различных родах войск по уровню интеллекта. Для этих целей были разработаны тесты, пригодные для группового тестиро­вания призывников. Так появились известные армейские «Альфа»- и «Бета»-тесты. Наряду с тестами интеллекта стали разрабатываться тесты достижений, различного рода тесты-опросники. Среди них наи­большую известность приобретают личностный опросник Г. Айзенка, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, Миннесотский многофакторный личностный опросник Дж. Маккинли и С. Хатуэя (MMPI), которые в последующем были адаптированы к нашим социаль­но-культурным условиям и стали успешно применяться не только при проведении судебно-психологической экспертизы, но и при приеме на работу в правоохранительные органы.

Интересные работы в области психологической диагностики прово­дились и в России. В 1910 г. Г.И. Россолимо (1860—1928), оценивая психические процессы и свойства личности, разработал методику коли­чественной их оценки, а также создал графическую систему измерений психологического профиля индивида. В 1928 г. А.П. Болтунов предло­жил измерительную шкалу для исследования умственного развития школьников. Известны имена и других выдающихся отечественных уче­ных: И.Н. Шпильрейна (1891 —1937), разрабатывавшего проблемы диа­гностики профессиональной пригодности, Н.А. Бернштейна (1896— 1966), исследовавшего психомоторику человека, С.Г. Геллерштейна (1896—1967), изучавшего закономерности сенсомоторных реакций и др. Однако в 30-е гг. из-за непонимания серьезности психологическо­го обследования с применением различных тестовых методик исследо­вания в этой области в нашей стране были прекращены, а ученые, их проводившие, подверглись репрессиям. •

Термин тест на русский язык переводится как «испытание», «про­верка», «критерий». В психологии в качестве тестов применяются стан-

 

дартизированные психодиагностические методики, с помощью которых удается получать сопоставимые количественные и качественные харак­теристики степени выраженности тех или иных изучаемых свойств лич­ности. С использованием тестов измеряются различия психологическо­го характера между людьми или между отдельными реакциями у како­го-то одного индивида в разных условиях.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следу­ющим основным требованиям:

надежности, исключающей промахи в виде грубых нарушений процедуры измерения, а также различного рода случайные или система­тические ошибки сбора данных и их измерения;

валидности (или адекватности), т.е., в какой мере тест измеряет то психическое качество, для оценки которого он предназначен;

стандартизации, представляющей линейное или нелинейное пре­образование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исход­ных оценок новыми, производными, облегчающими понимание резуль­татов тестирования;

практичности в виде достаточной простоты, экономичности, эф­фективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Применение тестов специалистами предполагает соблюдение ими целого ряда процедурных требований, о чем должен знать юрист, оце­нивающий результаты тестирования, изложенные в акте судебно-психо­логической экспертизы. Тестирование должно проводиться в благопри­ятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профес­сионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обсле­дование.

Отступления от этих обязательных требований могут свидетельст­вовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психоло­га и негативно повлиять на оценку его заключения судом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.