Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Впервые: «philosophische Rundschau», n 15, s




ЛИРИКА КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОСТИ

Впервые: «Philosophische Rundschau», N 15, S. 291—299. Перевод выполнен по изданию: Gadamer H. G. Kleine Schriften, Bd. 4. Tübingen, S. 249—255. Сверен В. С. Малаховым.

Данная работа Гадамера представляет собой рецензию на сборник материалов^ коллоквиума, состоявшегося в Кельне в 1964 году (см.: Immanente Ästhetik — ästhetische Reflexion: Lyrik als Paradigma der Moderne. Hrsg. W.Iser.» München, 1966), а также на вторую книгу из серии «Герменевтика и поэтика». Среди активных участников этой серии — Вернер Изер, Ганс Роберт Яусс и другие представители так называемой литературной герменевтики, опирающейся как на наследие Шлейермахера и Дильтея, так и на идеи самого Гадамера.

Речь идет о дискуссии вокруг стихотворения Аполлинера «Дерево» из сборника «Каллиграммы» (1918), материалы которой помещены в указанной книге (S. 464—484),

3 См.: Blümenberg Я. Sprachsituation und immanente Poe/ik. — In: Immanente Ästhetik..., S. 145—155.

4 См.: Preisendanz W. Auflösung und Verdinglichung in den Gedichten Georg Trakles. — Op. cit., S. 227—261.

См.: Trakl G. Abebdiändisches Lied. Gedichte. München — Zürich, 1987, S. 76.

Речь идет о докладах В. Φ. Стемпеля о синтаксисе Малларме, М. X. Абрамса о поэтике модернизма в сравнении с поэтикой Колриджа и Бодлера, а также доклад К. X. Стирля о ранней модернистской лирике во Франции.

Мимесис (mimesis) — буквально: «подражание» (греч.). Этот эстетический принцип со времен античности подразумевал нечто большее, чем простое отображение действительности. У Платона искусство — это «подражание вещам», но, поскольку сами вещи не имеют действительности в себе (действителен лишь мир идеальных сущностей) и являются поэтому лишь подражаниями идеям, постольку искусство — это «подражание подражанию». В античном, и прежде всего платоновском, понимании мимесиса Гадамер подчеркивает его активно-^деятельный, «игровой» характер: мимесис — это не копирование вещей, а выявление их первозданного образа — эйдоса.

8 Эйдос (eidos) — «вид» (греч.), умопостигаемый прообраз вещи, ее трансцендентная форма. Согласно платоновской теории идей (эйдосов), мир вещей действителен лишь постольку, поскольку причастен эйдетическому миру. Понимание познания как усмотрения эйдосов, то есть видения невидимого, подразумевает приоритет оптического подхода к действительности перед всеми другими подходами..,

9 См.: Η enrich D. Kunst und Kunstphilosoßhie der Gegenwart: Überlegungen mit Rücksicht auf Hegel. — In: Immanente Ästhetik..., S. 11—32.

10 Имена Фр.Рюкерта и Фр.Овербека приводятся, по-видимому, в качестве образцово-христоматийных для немецкой культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.