Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История психологии личности: от натурфилософии до клинических исследований




ТЕМА 2. История и философия психологии личности

1. История психологии личности: от натурфилософии до клинических исследований.

2. Оформление психологии личности как экспериментальной науки.

3. Психология личности в период методологического кризиса: развитие школ и направлений

4. Оформление психологии личности как науки. Понятия человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Список литературы к теме 1

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 243 с.

2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

4. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. С. 29-46.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. 272 с.

6. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965. 248 с.

7. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 1997.

8. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.

9. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 572 с.

10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 533 с.

11. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

13. Проективная психология / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, 2000. 528 с.

14. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

Интерес к тем знаниям, которые мы сегодня относим к области психологических, возник давно. Проблемы, которые и по сей день волнуют психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принад­лежащие древнегреческим философам и относящиеся к последним векам до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес Отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыта­лась проникнуть в тайны мироздания. Самые первые дошедшие до нас описания и объяснения психики базировались на картине мира, которая включала четыре «начала»: огонь, землю, воду и воздух. Все существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, в том числе и душа. Материальным носителем души считалось огненное на­чало, а самой душе приписывалась функция движения. В те времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть теплота и движение. Впоследствии соответствующее философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотво­ренность мира, получило название «анимизм» (от лат. «анима» — душа). Позднее древнюю мировоззренческую картину, представленную выше, сменило новое учение — атомистическое. В наиболее за­вершенном виде это учение выступило в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Согласно его учению, мир представлялся состоящим из множества мельчайших, далее неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них считались материальным носителем душ. Атомы души живут самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мыш­ление, сновидения и др. Учение о душе как самостоятельный раз­дел философии впервые было выделено Аристотелем, а его трак­тат «О душе» можно рассматривать как одно из первых крупных научно-психологических произведений.

Система Аристотеля, в том числе и его взгляды на сущность и происхождение души, была противоречива. Наряду с прогрессив­ными материалистическими воззрениями, которые получили даль­нейшее развитие во многих науках, в ней содержались идеи идеа­листического плана. Ими воспользовалась философско-теологическая мысль средневековья, которое оказало отрицательное влияние на развитие искусств и наук, в том числе и на психологию. Принятый в учении Аристотеля анимизм под влиянием общей атмосферы, характерной для средневековья, превратился в пред­ставление о том, что душа является сверхъестественным духовным началом, первопричиной и движущей силой природных явлений. Это представление, по сути дела, выхолостило материалистиче­ское содержание из учения о душе, превратило ее в самостоятель­ную, нематериальную сущность, понять и постичь которую методами естественных наук практически невозможно. Это привело к выводу о том, что изучением души должны заниматься не ученые, а философы. Поскольку философия тоговремени тесно смыкалась с теологией, то и учение о душе стало частью теологического мировоззрения, отошло во владение религии. Что же касается личности, то именно религиозному, христианскому философу VI века Северину Боэцию принадлежит первая научная дефиниция: persona est substantia individualis naturae rationalis – личность есть индивидуальная субстанция рациональной природы.

Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от догматов и давления религиозных стереотипов. Активно стали раз­виваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед ес­тественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. Учение же о душе как самое сложное и запутанное оказалось одним из последних, чье право на самостоятельное существование было завоевано в борь­бе с религией. Значительным стимулом к этому явились новые философские взгляды английских, французских, голландских и других европей­ских материалистов XVI—XVII веков, дополненные возобладав­шей к этому времени в естественных науках механистической картиной мира. Одной из ведущих естественных наук, оказавшей сильное влия­ние на развитие многих других областей знаний, стала в это время механика. Она привела к созданию сложных машин, к всевозможным движениям, внешне напоминающим человека и животных. Появился соблазн применить машинной механики к пониманию и объяснению движений. Так, благодаря механике поведение вполне удовлетворительно объясняла система рефлексов. Философской основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился дуализм — учение, утверждавшее отдельное, независимое существование в мире двух начал: и духа. Не сумев до конца понять и объяснить взаимосвязь поведения и мышления, наука отказалась от изучения поведения, оставив за собой только право исследовать внутренний мир субъективный опыт человека. Психология (как наука о душе) в XVIII столетиях становится учением о внутреннем опыте человека. Такое новое ее понимание утвердилось в работах Дж. Локка. Предмет психологии был ограничен явлениями знания, а мир материи из сферы интересов психологов 1 исчез. Психика была отождествлена с сознанием; оно же пило как достаточное свидетельство не только существуют самого по себе мира душевных явлений, но и как средство проникновения в их сущность. Возник новый психологический метод исследования этих явлений, основанный на сознательном наблюдении,— интроспекция. Естественнонаучные следования стали рассматриваться как неадекватные для изучения душевных феноменов. Одновременно атомистическое понимание устройства мира оказалось перенесенным на внутренний, субъективный, опыт человека. Элементарные психические феномены стали рассматривать как своеобразные атомы, из которых строятся более сложные явления. Родилась новая, атомистическая, психология, которая господствовала практически безраздельно на протяжении более чем двух веков, вплоть до конца XIX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.