Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии




Оз.с. зо.




твует семейное начало... в городах господствует общество-толпа»1. В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет при­надлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Стремясь к решению данной проблемы, Тард подчеркивал, что применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпах», а о «публике» или «публиках». Вводя в социологичес­кую теорию представление о публике как особой разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное объ­единение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации.

По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким фи­зическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений, определен­ный интеллектуализм и общее самосознание2. Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике не про­исходит нивелировки людей и каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей.

Примечательно, что в рассуждениях о публике Тард счел воз­можным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый рост в революционные эпохи. Это тем более интересно, поскольку он ак­тивно проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность «постепенной замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда сопровождается выигрышем в терпимости»3.

Основная идея Тарда о существовании «законов подражания» распространялась им на предметные области различных наук и дисциплин. Определенный позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику, вследствие чего он по праву считается одним из основоположников криминалистического (юридическо­го) направления в социологии.

1 Тард Г. Преступник и преступление. С. 171.

2 См.: Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. С. 5—6.

3 Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. С. 9-10.


социология франции 125

Человек, справедливо утверждал Тард, преступником стано­вится, а не рождается. По мнению Тарда, существует лишь очень немного людей, которые всегда и везде совершали бы преступле­ния, естественные или нет, точно так же, как лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению согрешить. Огромное большинство состоит из лиц, остающихся честными по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение обстоятельств. В общем же для концепции Тарда харак­терно понимание преступника как «социального экскремента» общества, сформировавшегося в соответствии с законами подра­жания и приспособления.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в обще­ственной жизни несколько снизило ценность его интерпсихоло­гической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и соци­альной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, про­блему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значи­тельное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской соци­ологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч. Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г. Тарда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.