Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макросреда и макрофакторы д1




СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Начнете учиться анализировать семью и характер ее влияния на личность.

Среда характеризуется множественностью, качествен­ным разнообразием, противоречивостью формирующих воздействий, в целях определения их характера и педаго­гической корректировки принято разделять средовые фак­торы на три группы (макрофакторы, мезофакторы, мик­рофакторы) — в качестве логического основания такой дифференциации принимается масштаб среды (макро­среда, мезосреда, микросреда), а также степень активно-

сти и опосредованности влияния соответствующего фак­тора на личность.

• Функционирование и развитие всех трех уров­ней среды взаимообусловлено и взаимосвяза­но: изменения макросреды приводят к измене­нию мезо- и микросреды и наоборот.

• Влияние факторов среды объективно, в основном сти­хийно, фронтально152 и взаимообусловлено. При этом от­сутствие или недостаточная активность влияния каких-либо факторов — это тоже фактор (напр., отсутствие семьи — важнейшего фактора развития человека — обстоятельство, формирующее значение которого трудно переоценить).

• Степень опосредованности влияния факторов среды раз­ная: макросреда воздействует на развитие человека и фор­мирование его личности главным образом опосредован­но; мезосреда оказывает и прямое, и опосредованное бли­жайшим окружением влияние; микросреда трансформи­рует влияния макро- и мезосреды и воздействует чаще всего прямо и непосредственно.

• Социальные микрогруппы, к которым принадлежит лич­ность и которые выступают в качестве важнейших факто­ров ее социализации, оказывают разное воздействие в различные этапы возрастного развития человека: в мла­денческом и дошкольном возрасте ведущую роль играет семья; на младшего школьника семья влияет примерно в той же мере, что школа и детский коллектив; в подрост­ковом и юношеском возрасте становится все более зна­чимым влияние сверстников; на взрослого человека вли­яют прежде всего социально-профессиональная группа, семья, отдельные личности.

i52 Фронтальное — общее, распространяющееся на всех, производимое одновременно.

Космос, планета, эпоха, уровень научно-технического ^

прогресса, демографическая ситуация; .':'^ государство: социально-экономическая система, | общественная психология, общественное сознание 'Д (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, Я религия, искусство, наука) й

МЕЗОСРЕДА и МЕЗОФАКТОРЫ

Природно-географические условия, национально-культурные и религиозные нормы и традиции, местожительство (регион, город, село), социальная группа, культурно-образовательная сфера, средства массовой коммуникации

МИКРОСРЕДА

МИКРОФАКТОРЫ

непосредственное окружение человека:

семья, трудовые, учебные и др. коллективы и группы, друзья, материально-бытовые условия

Наиболее активными факторами формирования и со­циализации личности человека являются семья и коллек­тив: характер и специфику их влияния мы рассмотрим подробнее. При этом рекомендуем следующую организа­цию изучения проблемы: общее представление о роли и характере формирующего влияния среды, в том числе та-

ких ее компонентов, как семья и коллектив, вы можете получить на лекциях и при самостоятельном освоении учеб­ного материала, а более детальное обсуждение тем «Се­мья и становление личности», «Коллектив как фактор со­циализации личности» целесообразно провести на семи­нарских или практических занятий либо в другой коллек­тивной форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.