КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные закономерности и принципы педагогического процесса
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. РАЗВИВАЮЩАЯ - формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л. С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания. 247 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996. — С. 13. Будучи частью процесса воспитания, педагогический процесс несет в себе все его признаки, противоречия, закономерности и осуществляется в соответствии с общими педагогическими принципами. При этом педагогический процесс имеет более четко выраженную структуру; между ее компонентами существуют специфические закономерные связи, анализ которых позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих реализацию педагогических целей. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКОНОМЕРНО ОБУСЛОВЛЕНА: • его целостностью, реализующейся: в единстве обучения, воспитания и развития, в единстве воспитания (образования) и самовоспитания (самообразования), в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс,
в единстве направленной на достижение общей цели деятельности образовательных учреждений, семьи, коллективов, общественных организаций, в единстве деятельности и общения при их содержательном и организационном разнообразии, в единстве гуманистических подходов к решению воспитательных задач, в единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения, в единстве чувственного, рационального и практики248,
248 Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 191. в сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; учетом всех внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей; его последовательностью, непрерывностью, динамичностью («чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат»249); характером мотивации участников педагогического процесса, умелой организацией стимулирования воспитательных взаимодействий и деятельности участников педагогического процесса; соответствием содержания, форм и методов воспитательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям и интересам; соответствием цели и способа (условий, форм, методов) организации деятельности, направленной на достижение этой цели; нравственно-психологическим климатом в коллективе, характером взаимоотношений воспитателей и воспитанников; характером и качеством управления и самоуправления в педагогическом процессе; организационно-педагогическими, информационно-методическими, материальными и санитарно-гигиени-ческими условиями его функционирования. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: принцип целостного подхода к воспитанию; принцип непрерывности воспитания; принцип целенаправленности в воспитании; 249 Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 190. 332
• принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников250; • принцип природ осообразности; • принцип культуросообразности; • принцип воспитания в деятельности и в коллективе; • принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании; • принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе; • принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией. Как уже отмечалось, на педагогический процесс распространяются общие принципы организации и осуществления воспитания, с которыми вы познакомились при изучении предыдущей темы. На основании анализа закономерностей процессов обучения, организации вне-учебной воспитательной работы, коллективной деятельности, управления воспитательно-образовательными системами и т.п. выведен ряд принципов, которыми педагоги призваны руководствоваться при решении конкретных педагогических задач.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |