КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы. Тема 7. Формы развития знанияТема 1. Логика как наука ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Тема 7. Формы развития знания Тема 6. Логические основы теории аргументации Тема 5. Вопросно-ответная ситуация Сущность и логическая структура вопроса. Понятие вопроса. Проблема, задача, предпосылки вопроса. Виды вопросов: по существу и не по существу темы, простой и сложный, уточняющий и восполняющий, корректный и некорректный. Правила постановки вопросов. Сущность и виды ответов. Понятие ответа. Виды ответов: по существу и не по существу вопроса, прямой и косвенный, полный и частичный, краткий и развернутый, определенный и неопределенный. Правила постановки ответа.
Понятие аргументации. Аргументация и убеждения. Аргументация и доказательство. Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств: прямое и косвенное доказательство. Виды косвенного доказательства: апагогическое (от противного) и разделительное. Понятие критики и опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов, критика демонстрации. Стратегия и тактика аргументации и критики. Правила по отношению к критике. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения. Правила по отношению к тезису и антитезису. Возможные ошибки. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки. Правила демонстрации. Ошибки в демонстрации.
Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды вопросов. Предпосылки вопросов. Виды ответов на вопросы. Виды решения проблем в рамках существующей теории: требующие модификации существующей теории; требующие создания новой теории. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Понятие рабочей гипотезы. Версия. Конкурирующие гипотезы. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Теория как система научных знаний. Виды научных теорий. Логически систематизированные теории. Аксиоматически построенные теории.
1. Предмет и значение логики. 2. Понятие логической формы и логического закона. 3. Логические законы. 4. Мышление и язык. 1. Предмет и значение логики. Термин «логика» (от греч. 1оgos – мысль, разум, закономерность) используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает абстрактное мышление, которое активно отражает действительность в опосредованных, обобщенных формах. 1.Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов. 2. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. 3. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам выводится заключение. 2. Понятие логической формы и логического закона. Логической формой является строение мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру следующих суждений: «Некоторые страны – федеративные», «Некоторые слушатели суть первокурсники», «Некоторые правонарушения – преступления». Содержание у данных суждений различно, а форма одна и та же. Формула представленных суждений – «Некоторые S суть Р». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («Некоторые»). Два следующих условных (импликативных) суждения имеют одну и ту же форму: «Если хищение совершено тайно, то оно является кражей»; «Если курсант изучает логику, то он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений – «Если S есть Р, то S есть Р». 3. Логические законы – это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения.Основными логическими законами являются: законы тождества; противоречия; исключенного третьего; достаточного основания.
1. Закон тождества: любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Закон тождества требует однозначности, определенности мысли. Он выражает одно из важнейших требований логического мышления – определенность. При нарушении этого закона возможны следующие ошибки: – подмена понятий. Например, «Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу»; – двусмысленность, двойственность – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений. Например, «Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев».
2. Закон (не) противоречия: два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истинными, одно из них должно быть ложным. Закон раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Если по закону тождества требуется, чтобы мысль о не изменяющихся предметах оставалась равной самой себе, то закон противоречия запрещает считать ее той и не той одновременно: «А не может быть не А» (А не есть не А). Согласно этой норме мышления, в рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний относительно чего бы то ни было. Поэтому закон этот следовало бы назвать законом запрета противоречия, так как иначе может возникнуть обманчивое впечатление, будто в нем речь идет об оперировании противоречащими утверждениями, хотя закон их исключает, не допускает. Логика различает два типа несовместимости мыслей: – формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: «Следственный эксперимент идет» и «Следственный эксперимент не идет», где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание («не», «нет») другой; – содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: «Цветок – роза» и «Цветок – ромашка». Логического противоречия не будет если: – утверждается принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицается принадлежность этому же предмету другого признака. Например: «Все свидетели прибыли на судебное заседание» и «Ни один свидетель не дал правдивых показаний», – речь идет о разных предметах. Например: «Гражданин К. совершил кражу» и «Гражданин Н. не совершал кражу»; – утверждается и в то же самое время отрицается относительно одного предмета, но который рассматривается в разное время. Например, нет противоречия в суждениях, в которых утверждается, что подсудимый совершил угон автомобиля без насилия и с насилием, опасным для жизни потерпевшего, если речь идет о преступлениях, совершенных в разное время; – один и тот же предмет рассматривается в разных отношениях. Например, совершение преступления неоднократно может рассматриваться как конструктивный признак конкретного состава преступления либо как обстоятельство, отягчающее наказание.
3. Закон исключенного третьего: два противоречащих высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них должно быть истинным, другое – ложным, третьего не дано. Например: «Решение суда основано на законе» или «Решение суда не основано на законе». Условия, при которых действует закон: – когда из двух противоречащих высказываний об одном и том же единичном предмете, взятом в определенном времени и отношении, одно отрицает то, что утверждается о другом. Например: «И. совершил тайное хищение чужого имущества» или «И. не совершил тайное хищение чужого имущества»; – когда из двух противоречащих суждений одно отрицает то, что утверждается другим, и одновременно утверждает нечто новое. Например: «Если приговор оправдательный, значит, он не обвинительный». В данном высказывании третьего не дано, потому что суд другого решения вынести не может; – когда из двух противоречащих высказываний одно утверждает что-либо относительно целого класса предметов, событий, взятого в определенном времени и отношении, а другое одновременно отрицает это же относительно некоторых предметов, явлений, событий данного класса. Например: «Все статьи гражданского права связаны с собственностью» или «Некоторые статьи гражданского права не связаны с собственностью»; – когда из двух противоречащих суждений одно что-либо отрицает относительно всего класс предметов, явлений или свойств, а другое утверждает то же самое относительно некоторых предметов, явлений, событий того же класса. Например: «Ни одно преступление не является правомерным деянием» или «Некоторые преступления являются правомерными деяниями».
4. Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная, доказанная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Например: «Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого». 4. Мышление и язык. Мышление есть функция человеческого мозга. Оно неразрывно связано с языком. Функции естественного языка многочисленны и многогранны: – язык позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения; – языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций; – язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка. Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки-признаки, или знаки-показатели (дым – признак огня, повышенная температура тела – признак болезни); знаки-сигналы (звонок – знак начала или окончания занятия); знаки-символы (дорожные знаки) и др. Для обозначения предметов служат имена. Имена – это своеобразные «логические подлежащие» (их называют субъектными терминами) повествовательных предложений: они обозначают предметы нашей мысли, т.е. то, относительно чего в предложении что-либо утверждается или отрицается. Имена подразделяются на общие и единичные, описательные (сложные) и на неописательные (простые).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |