Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование методов научного исследования при выполнении магистерской диссертации




Общая схема исследования и планирования работы над магистерской диссертацией

Научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Особенное значение имеет планирование научной работы, для магистранта, который, как правило, впервые приступает к написанию серьезного научного сочинения, каким и является магистерская диссертация.

В основе плана работы над диссертацией обычно положена общая схема исследования, включающая в себя несколько этапов:

Подготовительный этап:

постановка проблемы;

выбор темы и обоснование ее актуальности;

определение объекта и предмета исследования;

постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования; выбор методов и методик;

проведения исследования; формирование плана работы.

Основной этап:

сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов; апробация и изложение результатов исследования.

Заключительный этап:

формулирование выводов;

оценка полученных результатов.

План научной работы магистранта является неизменным для всех категорий, обучающихся по магистерской программе.

Последовательность заданий индивидуального плана в части работы над магистерской диссертацией (план научной работы) в ходе выполнения работы может измениться с тем условием, чтобы все они были выполнены. Основным является то, что магистрант должен уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ.

Выбор методов научного исследования, в результате которых формируется теоретическая основа обработки фактического материала, что является необходимым условием достижения поставленной в магистерской диссертации цели.

Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов - в результате этой работы собственные идеи автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными, служат основой для получения нового знания.

Изложение результатов исследования - в результате которого формируется работа, как рукопись, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил на основе овладения специфическим для научного произведения языком и стилем.

 

Успешность выполнения диссертации в большей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели.

Выделяют общие и специальные методы.

Общие методы научного исследования, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса.

Общие методы научного исследования обычно делят на три большие группы:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение);

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.);

3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, основанный, прежде всего, на работе органов чувств человека и его предметной материальной деятельности. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность, системность.

Наблюдение как средство познания дает исследователю первичную информацию о мире в форме эмпирических утверждений.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов исследования, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

1)сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

2)для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Инструментом наблюдения является эксперимент, т. е. такой прием научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании - моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом обработки материалов исследования, который достаточно широко распространен в экономической науке.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование носит универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования -это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования и заключается в разложении предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода. Прямой эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта. Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Для сбора информации могут быть использованы статистические данные, документы организаций, результаты социологических опросов и наблюдений.

К специальным методам научного исследования можно отнести системный, экономико-статистический, функционально-стоимостный, структурный, компаративный, стратегический анализ, методы «дерева целей и задач», экспертных оценок, организационного и экономико-математического моделирования, сетевого планирования, аналогий, графические методы и др.

Эти методы, а также стандартные и специальные программные продукты широко используются для обработки первичных данных. В процессе исследования магистрантам следует максимально применять компьютерные технологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.