Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сребролюбие в собственном смысле




II. В каких формах сребролюбие проявляется?

В начале этого параграфа св. Иоанн Лествичник, назвал демона сей страсти тмоглавнъш. В данном случае блиста­тельный светильник рассуждения следует божественному апостолу, который сказал, что сребролюбиекорень всем злым (1 Тим. 6, 10). Действительно, существует целая тьма разновидностей страсти любостяжания14. Поэтому я огра­ничусь разбором наиболее главных и примечательных, на­ходящихся у всех перед глазами, то есть свойственных преимущественно мирским, а не подвижникам. Я буду рассматривать различные проявления этой страсти в зависимости от количества или качества вожделеваемых вещей или от напряженности (интенсивности) влечения челове­ка к ним.

У святых отцов находятся более сложные и тонкие принципы деления и различения разновидностей разби­раемой страсти. Так, например, преп. Иоанн Кассиан15 в болезни сребролюбия различает следующие три недуга (формы): 1) «один тот... который, обольщая бедных, вну­шает собирать то, чего они и прежде не имели, когда жили в мире» (пример: Гиезий — 4 Цар. 5, 20); 2) «второй тот, который побуждает опять желать и возвратить то, что ос­тавили в начале своего отречения от мира» (пример: Иуда — Мф. 26, 15-16; Ин. 12, 6); 3) «третий тот, когда кто в на­чале отречения от мира по страху бедности и беспомощ­ности не отвергает богатства мира, но сберегает у себя и деньги и имущество, которые должно бы было отвергнуть в начале самоотвержения». Так поступили Анания и Сап­фира (Деян. 5, 1-10).

Но, конечно, в той или иной степени и мирские с ново­начальными могут извлечь пользу из этих уроков.

Святые отцы и великие церковные витии оставили множество блестящих страниц и слов с обличением этой страсти. У Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других мы найдем тонкое описание любостя-

-191-

жательных настроений, и потому мне достаточно здесь упомянуть только о главном, основном движении и прояв­лении сребролюбия. Оно характеризуется тем, что ему «все мало». Любостяжатель и сребролюбец — для простоты я буду говорить здесь о них вместе — ненасытны в своих стремлениях. Обладание всеми вещами мира не сможет дать им покой. Рана души сребролюбивой постоянно рас­травляется к тому же непрестанной заботой и опасением, как бы какая-либо малость ее добра не попала в руки посто­ронних и не сделалась источником добра для нуждающих­ся. И невероятное дело — что веселит других, от того само­го сохнет любостяжательный, и нет радости ему от того, что дом его — полная чаша: ведь от всего один убыток, сальную свечку и то нельзя зажечь, сгорит — и нет ее («сало — де­ло тонкое», как говорит Плюшкин у Гоголя). И в таком душевном устроении пребывает сребролюбец в отноше­нии всех вещей — и дорогих, и дешевых, и нужных, и не­нужных, и многих, и немногих. Остальные разновидности этой страсти, о которых скажем ниже, будут, собственно, являться составной частью или следствием сего главного и общего вида.

Болезнь эта так распространена и в то же время отвра­тительна, что и многие светские авторы дали прекрасное ее описание (Мольер, Пушкин, Гоголь, Крылов и другие).

О силе ее дает понятие, например, то обстоятельство, что даже великие, по признанию культурного мира, фило­софы и моралисты, нарочито проповедовавшие отказ от имущества и «опрощение» до мужицких лаптей, на деле были осквернены сей страстью. Характерна в этом смысле обмолвка графа Льва Толстого в письме к поэту Фету (из Уфимской губернии, «с кумыса», от 18 июля 1871 года)16: «Край здесь прекрасный... Я, как и везде, примериваюсь, не купить ли имение».

Но мир и не делает попыток освободиться от власти демона сребролюбия, а наоборот, всячески того поощряет. И оправдывает это самыми благовидными предлогами. Так, вопиющая, с точки зрения Священного Писания, не­справедливость — прием денег под проценты, в рост, — в культурном быту получила законное право, обставлена до мелочей всякими правилами и обоснована даже наукой: существуют целые факультеты и специальные учебные заведения для поддержания и процветания банковского

-192-

дела. Что пользоваться банком — грех, не приходит в го­лову самому благонамеренному христианину. Но Слово Божие говорит противное. «Взаймы давайте, не ожидая ничего», — сказал Господь Иисус Христос (Лк. 6, 35). Дух Святой, чрез Своего пророка, ублажает человека, который сребра своего не даде в лихву (Псал. 14, 5)17.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.