Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Природа человека и смысл его существования




Модуль 4. Общество, культура, цивилизация

Тема 13.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)

1. Дайте определения следующим категориям: ценность, цель, истина, нравственность, мораль, норма, оценка, заблуждение, ложь, добро, зло.

2. Существует ли эволюция общечеловеческих ценностей в истории культуры?

3. Приведите примеры, с Вашей точки зрения, иллюстрирующие высказывание «красота спасет мир».

4. В чем проявляется универсальный характер ценностей современных мировых религий?

1. Подберите афоризм, наиболее точно, на Ваш взгляд, выражающий сущность человека. Свой выбор обоснуйте. Определите принадлежность выбранного Вами афоризма а) к типу идеализма или материализма; б) к метафизике (если да, то к какому типу); в) к направлению в истории философии.

2. Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: «Человек - это мыслящий тростник». Согласны ли Вы с данным утверждением? В чём, на Ваш взгляд, сущность человека? Возможно ли окончательное и исчерпывающее определение этой сущности?

3. Сопоставьте тезис Паскаля с высказыванием Бердяева:

Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, совмещение конечного и бесконечного. (Бердяев Н.А.).

1. Почему, потенциально заключая в себе всё, человек актуализирует лишь немногое?

2. Что даёт основание рассматривать человека как совмещение конечного и бесконечного? Что в человеке является конечным, а что - бесконечным?

3. Сопоставьте предложенную Бердяевым характеристику человека с тезисом экзистенциализма: «Человек никогда не есть то, что он есть, но всегда есть то, чем он может быть».

4. Достоевский как-то сказал: "Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий." <…> Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание - неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной. То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность - даже в самых тяжелых обстоятельствах - придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет. (Франкл В. Человек в поисках смысла).

1. Согласны ли Вы с утверждением автора, что «без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной»? Почему?

2. Как тяжёлые жизненные обстоятельства способны раскрыть подлинную сущность личности? В чём она?

3. Как связаны между собой личность, судьба и смысл жизни?

4. Согласны ли Вы со словами Ф. Ницше: "Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как"?

5. Герой древней римской легенды Гай Муций, пробравшись в лагерь этрусков, осаждавших Рим, должен был убить их царя Порсену. Оказавшись в руках врагов, пренебрегая угрозами пыток, он сам опустил правую руку в огонь. Порсена, пораженный мужеством Муция, отпустил его на свободу и снял осаду Рима. Как данный пример иллюстрирует идеи Франкла о личности?

6. Можно ли считать личностью аморального человека или преступника? Почему?

7. По-латыни личность - persona, что в переводе означает «маска», «роль». В русском языке «личность» происходит от аналогичного по значению слова - личина. Правомерно ли личностью считать только оболочку человека, набор внешних качеств, позволяющий индивиду преподносить себя в обществе? В чём отличие такого понимания личности от философского?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.