Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая игра




- понятие, введенное Витгенштейном в "Философскихисследованиях" (1953) и оказавшее значительное влияние напоследующую философскую традицию. В 1930-е гг., после того как Витгенштейн проработал шестьлет учителем начальной школы в деревне, его взгляды на языксущественно изменились. Исследователь его биографии итворчества считает, что стихия народного языка (недаромВитгенштейн написал и издал учебник немецкого языка длянародных школ) во многом опосредовала его переход от жесткоймодели языка к мягкой. Так или иначе, но если в "Логико-философском трактате"(1921) язык представляется как проекция фактов (см. атомарный факт) и предложение всегда либо истинно, либоложно - третьего не дано, то в 1930-е гг. происходит поворот всторону прагматики (см.), то есть слушающего и реальнойречевой ситуации. Витгенштейн теперь со свойственным ему жаромотвергает свою старую концепцию языка: язык не констатацияфактов и не всегда высказывание истины и лжи. В "Философских исследованиях" он приводит знаменитоесравнение языка с городом: "Наш язык можно рассматривать какстаринный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых иновых домов, домов с пристройками разных эпох; и все этоокружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярнойпланировки и стандартными домами". И далее: "Представить себекакойнибудь язык - значит представить некоторую форму жизни". Что же такое Я. и.? Уже Ф. де Соссюр, основоположник структурной лингвистики, сравнивал язык с игрой вшахматы. Но в витгенштейновском понимании Я. и. - это не то,что делают люди, когда хотят развлечься. Он считает весь язык вцелом совокупностью языковых игр. Вот что он пишет по этомуповоду в "Философских исследованиях": "23. Сколько же существует типов предложения? Скажем,утверждение, вопрос, поведение? - Имеется бесчисленноемножество таких типов - бесконечно разнообразны видыупотребления всего того, что мы называем "знаками", "словами","предложениями". И эта множественность не представляет собойчего-то устойчивого, наоборот, возникают новые типы языков,или, можно сказать, новые языковые игры, а старые устаревают изабываются [...]. Термин "языковая игра" призван подчеркнуть, что говоритьна языке - компонент деятельности, или форма жизни. Представь себе все многообразие языковых игр на таких воти других примерах: Отдавать приказы или выполнять их - Описывать внешний вид предмета или его размеры - Изготавливать предмет по его описанию (чертежу) - Информировать о событии - Размышлять о событии - Выдвигать и проверять гипотезу - Представлять результаты некоторого эксперимента в таблицах и диаграммах - Сочинять рассказ и читать его - Играть в театре - Распевать хороводные песни - Разгадывать загадки - Острить; рассказывать забавные истории - Решать арифметические задачи - Переводить с одного языка на другой - Просить, благодарить, проклинать, приветствовать, молить". И ниже в No 25: "Приказывать, спрашивать, рассказывать,болтать - в той же мере часть нашей натуральной истории, какходьба, еда, питье, игра" (курсив Витгенштейна. - В. Р.). Концепция языка как Я. и. повлияла в первую очередь натеорию речевых актов (равно как, впрочем, и на лингвистическую апологетику, лингвистическую терапию,философию вымысла, семантику возможных миров, концепцию семантических примитивов). И как сторонники теорииречевых актов в конце концов пришли к выводу, что вся речеваядеятельность, а не только отдельные ее фрагменты состоит изречевых актов, или действий, так и Витгенштейн считал, что Я.и. - это формы самой жизни и что не только язык, а самареальность, которую мы воспринимаем только через призму языка(ср. гипотеза лингвистической относительности), являетсясовокупностью языковых игр. Человек встает утром по звонку будильника, кипятит воду,ест определенную пищу из определенной посуды, пишет себезадание на день, слушает радио или смотрит телевизор, читаетгазету, гладит собаку и разговаривает с ней, ругаетправительство, едет в троллейбусе, опаздывает на работу. Всеэто - Я. и. Вся человеческая жизнь - совокупность Я. и., как прекрасноописал это С. Соколов в "Школе для дураков": "девочкастанет взрослой и станет жить взрослой жизнью; выйдет замуж,будет читать серьезные книги, спешить и опаздывать на работу,покупать мебель, часами говорить по телефону, стирать чулки,готовить есть себе и другим, ходить в гости и пьянеть от вина,завидовать соседям и птицам, следить за метеосводками, вытиратьпыль, считать копейки, ждать ребенка, ходить к зубному,отдавать туфли в ремонт, нравиться мужчинам, смотреть в окно напроезжающие автомобили, посещать концерты и музеи, смеяться,когда не смешно, краснеть, когда стыдно [...] платить пени,расписываться в получении переводов, листать журналы, встречатьна улице старых знакомых, выступать на собрании, хоронитьродственников, греметь на кухне посудой [...] любить Шопена,мечтать о поездке за границу, думать о самоубийстве, ругатьнеисправные лифты, копить на черный день, петь романсы, хранитьдавние фотографии, визжать от ужаса, осуждающе качать головой,сетовать на бесконечные дожди, сожалеть об утраченном...". Лит.: Вишгеншшейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.Избр. философские работы. - М., 1994. - Ч. 1. Бартли У. Витгенштейн // Людвиг Витгенштейн: Человек имыслитель. - М., 1994. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996. Вадим Петрович РУДНЕВ СЛОВАРЬ КУЛЬТУРЫ ХХ века Ключевые понятия и тексты Редакторы М. Бубелец, О. Разуменко Художественный редактор З. Буттаев Техническое редактирование, компьютерная верстка А. Романов Корректор Г. Полянская ЛР. No 064478 от 26.02. 96 Подписано в печать 16.10.97. Формат 60х90/16. Гарнитура "Schoolbook". Печать офсетная. Печ. л. 26. Тираж 5500 экз. Заказ 767. Издательство "Аграф", 127521, Москва, Шереметьевская ул., д. 47. ОАО "Ярославский полиграфкомбинат". 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.