Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РИТОРИКИ 1 страница




Рекомендуемый порядок работы с учебно-методическим комплексом

Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с его содержанием и программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности и освоить навыки полномасштабного использования всех ресурсов, включенных в состав комплекса.

Знакомство с темой следует начать с прочтения всего текстового материала в полном объеме (первичное, ориентировочное чтение на общее понимание содержания и формирование завершенного образа темы).

После завершения изучения содержания темы следует, используя систему контрольных заданий и тестовых вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекций.

Безусловно, предлагаемый порядок работы с учебно-методическим комплексом может быть видоизменен и сокращен в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и с учетом его индивидуально-психологических особенностей.


9. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АДРЕСАТ - тот, к кому обращена речь, письмо, книга. Один из необходимых элементов организации диалогической речевой ситуации.

АДРЕСАНТ (нем. Adressant) - субъект речи, говорящий. Основной элемент диалогической речевой ситуации.

АЛЛЕГОРИЯ [греч. allegoria] - выражение отвле­ченных понятий в конкретных художественных обра­зах; иносказание; напр.: в баснях, сказках глупость и упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы и т.д.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - звукоподражательная фигура речи, в которой содержится повторяющиеся обнотипные (согласные) звуки, имитирующие звучания реальных предметов и явлений. Примеры: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ( А. С. Пушкин); Но нежданно по портьере / Побежит вторженья дрожь. / Тишину шагами меря, / Ты, как будущность, войдешь (Б.Л. Пастернак). Звуковой ряд содержит повторяющиеся звуки Ж и Ш, которые напоминают легкий шелест женского платья. Ср. также в пословице: Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - намек, шутка) - косвенное сообщение, риторический прием, содержащий намек на широко известный факт. Например: Мы плохо ведем облаву, - / Много немцев у нас в плену. / Если кто позабыл про Полтаву, / Пусть хоть помнит Березену (Н.Ушаков). В этой строфе содержится намек на поражение шведов под Полтавой в 1709 году и разгром Наполеона русскими войсками при переправе через реку Березену (1812 год).

АНАЛОГИЯ [греч. analogia] - сходство предметов, явлений, процессов и т.д. в каких-либо свойствах; прием рассуждения, основанный на сходстве; форма умозаключения, в котором на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях.

АНАФОРА [от греч. anafora - вынесение вверх] - стилистическая фигура, состоящая в повторении началь­ного слова в каждом параллельном элементе речи; единоначатие; напр.: „ Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором пре­ступленья..." (Лермонтов). Синтаксическая анафора основывается на повторении одной и той же грамматической конструкции: Я стою у высоких дверей, / Я слежу за работой твоей.

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположе­ние) -стилистическая фигура контраста, состоящая в сопоставлении или противопоставлении резко контра­стных или противоположных понятий и образов, например: „Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная..." (Н.А. Некрасов).

АНТОНОМАСИЯ (греч. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного: донжуан, донкихот. Мы все глядим в Наполеоны (А.С.Пушкин).

АРГУМЕНТ [лат. argumentum] - основание, довод, приводимый для доказательства тезиса.

Аргумент отвечает на вопрос: „Чем надо доказывать тезис?" В логике традиционно различают следующие виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение, закон науки.

В процессе доказательства всегда следует помнить правило о том, что аргументы должны быть: а) истин­ными суждениями; б) доказаны самостоятельно, неза­висимо от тезиса; в) достаточными для тезиса.

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio - изложение доказательства, приведение доводов). Обоснование истинности какого-то суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана. Совокупность аргументов или доводов в пользу определенной точки зрения.

АССОНАНС (фр. assonance от лат. assonare - звучать в лад) - один из видов звукописи (см. аллитерация), который заключается в симметричном повторении одинаковых или однородных звуков (звукосочетаний) для придания тексту фонетической выразительности. Примеры из фольклора: Вдоль по Питерской, по Тверской Ямской / Едет мой милой с колокольчиком; Ах вы сени мои сени, / Сени новые мои, / сени новые, кленовые, / Решетчатые…; Тара - бара - и вышло ни два ни полтора; Тепло, тепло, да не лето - добра, добра, да не мать родна.

АУДИТОРИЯ (лат. auditorium - аудитория, зал судебных заседаний) - совокупность лиц, одновременно воспринимающих речь. Вообще часть общества, к которой обращена речь.

АРХАИЗМ - устаревшее слово или словосочетание, употребляемое в выразительных целях; позволяет воспроизвести колорит эпохи, иногда создает атмосферу высокого стиля; архаизм может употребляться иронически.

БЕСЕДА ДЕЛОВАЯ - распространенный жанр непосредстввенного делового общения по официальным поводам.

БЛАГОЗВУЧИЕ или ЭВФОНИЯ (от греч. euphonia - благозвучие, стройность) - наиболее приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков; оптимальное сочетание согласных и гласных звуков. Труднопроизносимыми для русскоязычного человека будут скопления согласных звуков, например, в иноязычных именах: МКРТЧан, СТРЖельчик, ГРЖимек, КеТЧВано и др.

БИЛИНГВИЗМ (лат.) - двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным.

БОГАТСТВО РЕЧИ - разнообразие языковых средств в произведении слова: богатство словаря текста, разнообразие синтаксических конструкций, а в устном варианте - богатство интонации, владение голосом, паузами, мелодикой речи. Противоположно бедности, однообразию.

ВВЕДЕНИЕ (вступление) - начальная часть композиции речевого произведения.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК (внешность) оратора. То, что воспринимается зрительно: фигура, лицо, костюм, прическа. Связано с ораторским невербальным (несловесным) поведением: мимика, жестикуляция, пантомимика. Воспринимается зрительно.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ (мысленная) различается по целям: подготовка к внешней речи, устной или письменной; диалог (спор) с самим собой; во внутрененей речи используются несловесные образы и схемы, а также непроизнесенное слово. Можно наблюдать, что когда человек погружен в свои размшеления, то он непроизвольно шевелит губами: речь как бы просится наружу.

ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ (военная риторика) - одна из ветвей мастерства убеждения, а также частных риторик, сосуществующих с политическим, деловым, академическим, социально-бытовым и духовным красноречием. Искусство общения в военной среде; совокупность жанров, используемых военными.

ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ - речь, направленная на укрепление силы духа, обращенная к чувствам и нравственности человека. Примером может служить церковная проповедь.

ВОПРОС РИТОРИЧЕСКИЙ - риторическая фигура речи, имеющая форму вопроса, но на самом деле являющаяся усиленным утверждением. Пример их разговорной речи: До каких пор это будет продолжаться!? (Означает: Это давно должно было прекратиться); Сколько тебе можно говорить!? (Означает: Я тебе много говорю, и ты давно должен это понять). Используется в эмоционально насыщенной, приподнятой речи.

ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ - стилистическая фигура, выражающая эмоции оратора; прием, привлекающий внимание слушателя.

ВЫВОД - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (экспрессивность) - одно из главных достоинств ораторской речи, отличающей ее от обычной, нейтральной речи. Оригинальность речи достигается многочисленными стилистическими приемами эмоциональной окрашенности, оценочного усиления, нестандартной словесной образностью (тропами и фигурами).

ВЫСКАЗЫВАНИЕ - единица сообщения, обладаю­щая смысловой целостностью и могущая быть воспри­нятой слушающим в данных условиях языкового об­щения.

Замысел высказывания - план действий, планиру­емый результат речевого воздействия.

В характеристике адресата важны: а) предрасполо­женность слушателей к общению, наличие потребно­сти в общении (можно определить по позам, мимике, жестам); б) подготовленность к восприятию и осмыс­лению материала, т.е. к его пониманию (наличие опреде­ленной информационной и интеллектуальной базы для восприятия новой информации); в) отношение к пред­лагаемым проблемам, оратору и общению в целом.

ГИПЕРБОЛА [от греч. hyperbole преувеличение] - один из тропов, образное выражение, состоящее в преувели­чении каких-л. свойств, размеров, силы и т.п. изобра­жаемого предмета, явления, напр.: „Мою любовь, ши­рокую как море, Вместить не могут жизни берега" (А.К.Толстой). Обратная гипербола — литота.

ГИПОТЕЗА - предположение, требующее подтверждения.

ГОМЕЛЕТИКА - учение о мастерстве церковной речи: проповеди, беседы священника и т.д. Термин иногда применяется для обозначения учебной речи.

ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе и отличающиеся высотой, харак­тером звучания и т.п. Основные характеристики голоса:

Диапазон голоса - звуковой объем, определяющий­ся интервалом

между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко подни­мать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звуча­ния своего голоса - необходимое условие владения ин­тонацией речи.

Способность без особых усилий менять высоту голо­са, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Динамика голоса характеризуется различной степе­нью силы звучания, громкости. Громкость обеспечива­ется хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышеч­ных напряжений.

Полётность голоса — длительность звучания отдель­ных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интона­циями, слова произносятся с определенной эмоцио­нальной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

ГРАДАЦИЯ [от лат. gradatio - постепенность] - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их эмоцио­нально-смысловой значимости, напр.: „ Он не догады­вался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло прий­ти"; „Пришел, увидел, победил".

ДЕБАТЫ [ франц. debats] -- обсуждение какого-л. вопроса, обмен мнениями, обычно после доклада. См. также Спор, Полемика, Дискуссия, Диспут.

ДЕДУКЦИЯ [от лат. deductio - выведение] - логиче­ское умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Ср. Ин­дукция. Аналогия.

ДИКЦИЯ ( от лат. dictio - произнесение) — произно­шение, степень отчетливости в произнесении слов, сло­гов и звуков в разговоре, пении и т.п.; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, „про­глатывания" отдельных слов и звуков, дефектов речи - шепелявости, гнусавости, заикания; необходима для лучшего восприятия речи оратора.

ДИСКУССИЯ ( от лат. discussio - рассмотрение, ис­следование) — корректное по форме публичное обсуж­дение какого-л. спорного, обычно научного или политического вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога. См. также Спор, Полемика, Диспут, Дебаты.

ДИСПУТ ( от лат. disputare - рассуждать, спорить) - публичный спор на научную или общественно важную тему; для него, как и для дискуссии, характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к единому мнению, общему решению, установить исти­ну. См. также Спор, Полемика, Дискуссия, Дебаты.

ДОКАЗЫВАНИЕ - установление истинности тези­са.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ -предметы, явления, идеи и т.д., важные для культуры, для духовной, свя­занной с нравственным миром жизни на­рода, общества, человека. Это общечеловеческие (вер­шинные) ценности (Творчество, Люди, Бог, Истина, Власть, Закон и т.д.), повседневные ценности (заботы о семье и порядке в доме), личностные ценности (реали­зация себя как мужчины или женщины, как специали­ста и т.д.), т.е. то, что составляет для человека смысл жизни, является источником его энергетики.

ЖАНР (франц. genre - род, вид) - исторически сло­жившийся тип словесного произведения; устойчи­вая композиционно-речевая схема. Ситуативно целесообразная смысловая модель высказывания. Отдельные виды словесности вырабатывают свою систему жанров.

ЗАВЯЗКА - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт.

ЗЕВГМА (от греч. zeugma) - экспрессивная синтак­сическая конструкция, которая состоит из главного слова и зависящих от него однородных членов предло­жения, равноценных грамматически, но разноплано­вых по значению, вследствие чего в многозначном слове одновременно актуализируются минимум два разных значения или смысловых оттенка, напр.: „ Шел дождь и три студента".

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - стили­стическая фигура, состоящая в изменении обычного по­рядка слов и словосочетаний в предложении; использует­ся для придания своеобразного выразительного оттенка.

В русском языке в предложении более информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информа­тивное - в ее начале. Середина фразы наименее информа­тивна.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - введение, наведе­ние) - логическое умозаключение от частных, единич­ных фактов к общему заключению, выводу, от отдель­ных фактов к обобщению. Ср. Дедукция. Различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция - умозаключение, в котором об­щее заключение делается на основе изучения всех пред­метов или явлений данного класса. Полная индукция дает достоверное знание, т.к. за­ключение делается только о тех предметах или явлени­ях, которые перечислены в посылках. Неполная индукция — умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака всему классу предметов или явлений делается на основе принадлеж­ности этого признака лишь некоторым предметам данного класса.

ИНТЕРЕС - форма проявления познавательной потребности, важнейшее условие успешности общения. Возбудить и поддерживать на протяжении речи интерес слушателей или читателей - главная цель оратора.

ИРОНИЯ ( от греч. eironeia - притворство, насмеш­ка) — вид тропа, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики или восхвале­ния, напр.: „ Посмотрите, какой Шварценегер! (о слабом, хилом человеке ); „Откуда, умная, бредешь ты, голо­ва?" (Соловей об Осле в басне).

КАЛАМБУР (франц. calembour) - использование разных значений одного и того же слова или двух сход­но звучащих слов с целью достижения комического эффекта; игра слов; напр.: „ Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии" (Пушкин); „ Осип охрип, а Архип осип ".

КАРТОТЕКА (от греч. chartes - лист бумаги и theke - вместилище, ящик) - систематизированное собрание карточек с какими-л. сведениями, материалами.

Рабочая картотека - систематизированное собрание карточек, в которых указываются основные выходные данные книги, статьи, опубликованной в научном сбор­нике, журнале или газете.

КАТАЛОГ (от греч. katalogos - список) — перечень, список предметов (книг, картин, рукописей и т.п.), составленный в порядке, облегчающем их нахождение; справочное издание, содержащее такой список.

Различают: алфавитный каталог, описания в котором располагаются по алфавиту фамилий авто­ров или заглавий произведений; систематичес­кий каталог, описания в котором располагаются по отраслям знания, научным дисциплинам и т.д. (напр.: политическая литература, художественная ли­тература, литературоведение, лингвистика и т.д.); предметный каталог, описания в котором группируются по наименованиям предметов или пред­метным рубрикам, расположенным в алфавитном по­рядке (напр.: авиация, архитектура и т.д.).

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositiо - составление, связывание) - расположение и соотнесенность компо­нентов произведения слова, где компонент [от лат. componens (componentis) - составляющий], или еди­ница композиции, - отрезок произведения, в котором сохраняется один способ изображения или единая точ­ка зрения на изображаемое.

Композиция - гораздо более сложная и многослой­ная конструкция, чем план или схема, к которой ее иногда пытаются свести. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство оратора и слушателей.

КОНЦЕПЦИЯ ( от лат. conceptio - понимание, сис­тема) - определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления, процесса; основная точка зрения на них.

У оратора, выступающего с публичной речью в офи­циальной обстановке, должна быть определенная точ­ка зрения, на которую он опирается. Создавая замысел своего выступления, вычленив и определив предмет речи, оратор в процессе поиска ответов на поставлен­ные им вопросы темы самостоятельно вырабатывает или выбирает подходящую для его мировоззрения тео­ретическую концепцию и предъявляет ее в начале сво­его высказывания в виде предисловия. Она должна пронизывать все высказывание.

ЛАБИЛЬНОСТЬ [от лат. labilis скользящий, неус­тойчивый] — умение быстро переключаться с обдумы­вания одних вопросов на другие, не допуская при этом ошибок в решениях, находить верные решения в цейт­ноте.

ЛИТОТА [от греч. litotes - простота] - вид тропа, об­разное выражение, преуменьшающее величину, силу, значение изображаемого предмета, явления, напр.: „ Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка" (Грибоедов). Литоту называют обратной гиперболой.

ЛИЧНОСТЬ - человек как носитель сознания; совокупность свойств, присущих данному человеку, состав­ляющих его индивидуальность. Направленность личности - совокупность устойчи­вых мотивов (потребностей, идей, установок, эмоций и т.д.), относительно независимых от существующих ситуаций, обусловливающих деятельность личности.

МЕТАФОРА [от греч. metaphora -перенос] - вид тро­па, в котором отдельные слова или выражения сближа­ются по сходству их значений или по контрасту, напр.: „говор волн"; „сии птенцы гнезда Петрова"; „шелковые ресницы"; „ситец неба голубой ". Метафору легко пере­делать в сравнение.

МЕТОНИМИЯ [от греч. metonymia - переименование] - разновидность метафоры, состоящая в замене одного сло­ва другим на основе связи их значений по смежности, напр.: „ Ликует буйный Рим " (Лермонтов); „Шипенье пенистых бокалов " (Пушкин). В отличие от метафоры метонимию трудно переделать в сравнение.

МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ведущая, опреде­ляющая деятельность человека, от эффективности ко­торой во многом зависит результативность других ви­дов его деятельности.

Управляемая мыслеречедеятельность является объектом изучения риторики, при этом под мыслитель­ной деятельностью понимается процесс использования человеком данной ему от природы мыслительной энер­гии. Речь интересует риторику как средство выраже­ния мысли и рассматривается как синтез словесных и несловесных (эмоциональная окраска, интонация, язык телодвижений) средств. Управляемая мыслерече­деятельность - это организованная, контролируемая, направляемая, сконцентрированная на главном дея­тельность, дающая максимум результата при миниму­ме затрат.

МЫШЛЕНИЕ - в психологии: актуальная деятель­ность человека, мотивированная потребностями и на­правленная на цели, которые имеют личностную зна­чимость.

Гибкость мышления — способность в стандартных ситуациях действовать нестандартно.

ОБЩЕНИЕ - процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп, классов, в котором происходит об­мен деятельностью, словесной информацией, опытом, способно­стями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Это реальная форма нашего человече­ского существования.

Различают прямое общение - непосредствен­ный контакт и косвенное общение — наличие пространственно-временной дистанции между партне­рами (посредством гл. обр. литературы, искусства, средств массовой коммуникации и т.п.). Личный кон­такт обладает большой силой эмоционального воздей­ствия, внушения. Особую роль играет устная речь и язык мимики и жестов.

Слагаемые словесного общения: а) необходимость не менее двух собеседников; б) наличие предмета разговора; в) нали­чие общего языка; г) условия, которые должны соблю­дать партнеры общения в зависимости от вида обще­ния: бытового или делового.

ОКСЮМОРОН (оксиморон) [от греч. oxymoron - ост­роумно-глупое] - вид тропа, состоящий в сочетании противоположных по значению или противоречащих по смыслу слов, напр.: „ красноречивое молчание", „звонкая тишина", „горькая радость", „сладкая боль", „пессимистический оптимист".

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, наделение не­одушевленных или абстрактных предметов признака­ми и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.), напр.: „ Звезда с звездою говорит "; „Спит земля в сиянье голубом" (Лермонтов); использу­ется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.

ОППОНЕНТ [от лат. opponens (opponentis) - возра­жающий] - участник спора, опровергающий выдвину­тый другой стороной тезис. Ср. Пропонент.

ОТКРЫТОСТЬ - способность в высказывании да­вать сообщение о себе, о своих личных качествах, критериях, об уровне своего самоуважения и самооценки, о степени своей заинтересованности предметом сообще­ния, о своей общей компетентности в избранной тема­тической области, о действительных мотивах своей деятельности и лежащих в ее основе личностных смыс­лах.

ПАМЯТЬ - способность длительно хранить информа­цию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Долговременная память — механизм формирования грамматических форм и хранения лексики, синтакси­ческих структур в мозгу человека, который можно представить в виде трех зон: в первой зоне находятся слова, легко воспроизводимые - активный словарь, во второй - такие, которые находятся труднее, - пассив­ный словарь, и в третьей - забытые слова.

Оперативная (кратковременная) память — работаю­щий несколько секунд механизм отбора какой-л. син­таксической схемы и включения в нее отобранных из долговременной памяти слов.

Сущность его в момент устного составления предло­жения состоит 1) в удерживании уже сказанных слов и 2) в упреждении слов, предстоящих произнесению. Обе эти функции обеспечивают согласованность слов в синтаксической схеме. Речь - это непрерывная последова­тельность элементов во времени и их одновременная расчлененность, т.е. она членораздельна. То и другое обеспечивается работой оперативной памяти. Человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам, образуя систе­му. Закончилось одно предложение - оперативная па­мять сбрасывает отработанные слова и выполняет зада­чу составления нового предложения.

ПАРАБОЛА [от греч. parabole сравнение, сопостав­ление, подобие] - распространенное сравнение, кото­рое слагается в некий законченный образ, маленькая сказочка, притча, анекдот; в основе лежит принцип па­раболы: повествование удаляется от современного ав­тору мира, от конкретного времени или места, а затем снова, как бы по кривой, возвращается к оставленному конкретному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.

„Между тем псы заливались всеми возможными го­лосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это жалу­ют бог знает какое жалованье; другой отхватывал на­скоро, как пономарь; промеж них звенел, как почто­вый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это наконец повершал бас, может быть, старик. Или просто наделенный дюжею собачьей нату­рой, потому что хрипел, как хрипит певческий контра­бас, когда концерт в полном разливе, тенора поднима­ются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и всё, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а один, засунувши небритый подбо­родок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла..." (Н.В.Гоголь).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ [от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом] - стилистическая фигура, пред­ставляющая собой тождественное или сходное синтак­сическое построение предложений или их частей. Пример: „ Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? "

ПЕРИФРАЗ(А) [от греч. periphrasis - окольная речь] -

описательный оборот, употребляемый вместо какого-л. слова или словосочетания, напр.: „ страна голубых озер " - Карелия; „ город на Неве " - Санкт-Петербург.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ [от лат. persona - маска, лицо и facio - делаю] - вид метафоры, представление неоду­шевленного предмета или отвлеченного понятия в че­ловеческом образе, напр.: „Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильная, ты молодая, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими ру­ками, за него умирают твои лучшие сыны". (А.Н. Тол­стой).

ПОЗИЦИЯ [от лат. positio - положение, расположе­ние] — положение, обоснованное и обусловленное отно­шением к чему-л., выбранной концепцией (позиция гу­маниста, фашиста; позиция информатора, полемиста; позиция критика-конструктивиста).

ПОЛЕМИКА [ франц. polemique от греч. polemikos - воинственный, враждебный] — острый спор, столкнове­ние мнений по какому-л. вопросу.

Полемический диалог - спор двоих; предполагает: 1) сопоставление и противоборство различных точек зрения, идей; активно преследует цель выявить логи­ческие противоречия и заблуждения, разоблачает ложь и обман; 2) связан с аргументацией, т.к. вне доказа­тельства (опровержения) он немыслим; 3) невозможен вне учета логического, психологического и нравственного компонентов. Полемика - это не только логика и психология общения, но еще и обязательно нравствен­ная позиция полемистов, которая, как правило, опре­деляет характер и направленность логических рассуж­дений сторон. С лингвистической стороны полемика имеет определенные правила построения. Соотносится с родовым понятием «спор».

ПОНЯТИЕ - мысль о предметах и явлениях дей­ствительности, отображающая их общие и существен­ные признаки, связи и отношения; закрепляется и вы­ражается в виде слова или словосочетания. Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь, выражает основное смысловое содер­жание слова. Каждое понятие име­ет логическую структуру, состоящую из двух элемен­тов: содержания и объема.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии (напр., содержание понятия „человек" составляет совокупность существенных при­знаков: способность к производству орудий труда, аб­страктному мышлению, речи и др., а не свойство „иметь мягкую мочку уха").

Объём понятия - множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содер­жанию понятия (напр., в объем понятия „человек" входят все люди, живущие в настоящем, жившие в прошлом, и те, кто будет жить в будущем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.