Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные стратегии в социологических исследованиях




 

Описанные в предыдущем параграфе методы сбора данных относятся к так назы­ваемым «жестким» методам.

В данном параграфе мы рассмотрим качественный под­ход — как "другую" методологию социологического ана­лиза. Одна из характерных черт качественной методологии состоит в том, что она не требует детально прописанной теоретической модели (программы исследования) и предполагает разработку правил проведения исследования по ходу самого исследования. Дадим краткую характеристику основным качественным стратегиям социологических исследований.

Кейс-стади (case study) – это эмпирическое исследование, изучающее уникальный объект в совокуп­ности его взаимосвязей. Таким объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), соци­альные элиты, религиозные секты. Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: например, производственная или учебная группа.

В тактике кейс-стади исследователи на протяжении длитель­ного времени становятся участниками повседневной жизни дан­ной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость опре­деленных событий. Длительное «погружение» в поле исследования дает возможность всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в про­цессе повседневного обычного функционирования конкретного социального организма. Исследовательская стратегия, в данном случае, напоминает журналистское расследование, с той особенностью, что его ведет социолог, а его цель – выработка научной информации.

Этнографическое исследование, как правило, имеет описа­тельный характер и представляет собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основ­ной массы населения. В настоящее время понимание этногра­фического исследования существенно расширилось и включает в себя изучение культурных образцов и символов не только наци­онального, но и любого социального сообщества. Цель исследования состоит в том, чтобы представить публике нормы и образцы поведения данной общно­сти «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре. Источниками информации в таком исследова­нии могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.

Историческое исследование, или устная история (oral history) – это исследовательская стратегия, использующая метод интервью для получения устных свидетельств относительно событий, в недавнем прошлом имевших историческую значимость. Интерес может быть направлен на изучение истории становления локальных сообществ (движений, организаций; насе­ленного пункта) или описание опыта переживания крупного исто­рического процесса или события (войны, революции, репрессий, катастрофы). Историческое исследование может быть предпринято и в случаях, если отсутствует достаточная документальная инфор­мация об историческом событии общенационального масштаба.

Источниками информации в исторических исследованиях обычно служат как письменные источники: мемуары, дневники, письма, так и устные - интервью. Особенность данного направле­ния - отношение к информанту как очевидцу исторических собы­тий. Поэтому с точки зрения тактики важно, что исследователь изучает, прежде всего, воспоминания индивида о событиях про­шлого, рассматривая их как субъективное свидетельство о про­шлом. Исходя из этого, центральными задачами являются про­блемы искренности информанта, адекватности его воспоминаний, возможности его памяти. Необходимым дополнением является тщательный анализ социально-исторического контекста события по различным официальным документальным источникам.

История жизни, или биографический метод - изучение инди­видуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. По объ­екту интереса это может быть история жизни великого или выда­ющегося человека, индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека. Исклю­чительно редки автобиографические исследования. Основной метод получения информации - биографическое интервью, или длительные диалоговые беседы с человеком. Используются также разнообразные документальные источники: от школьного сочи­нения, написанного на конкурс, до мемуаров.

История семьи. Эта тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рас­сматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической ретроспективе, которая в каждом поколении чле­нится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируются процессы социаль­ной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача «культурного капитала» семьи и трансформации ценностей. Источниками информации служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы.

Обоснованная теория (grounded theory). Цель такого исследо­вания состоит в рассмотрении конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, который подле­жит теоретизированию - обобщенному абстрактному представле­нию в виде теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике. Тактика состоит в следующем: исследователь собирает из разных источни­ков информации многоаспектные данные о конкретных событиях, действиях или отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщенные категории. Поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и научным концепциям, он в результате конструирует их в абстрактный «теоретический слу­чай». Это позволяет представить наблюдаемый случай в виде само­стоятельной авторской версии относительно природы данного феномена.

Во всех тактиках качественного социологического исследова­ния могут одновременно применяться несколько методов сбора данных, так называемый мультиметод сбора данных.

Степень использования качественных методов в разных отрас­лях социологии разная. Есть отрасли социологии, которые зако­номерно являются сферой применения качественных методов, другие используют их ограничено. К числу первых относятся девиантология, гендерные исследования, социология семьи, социоло­гия личности, социология культуры, те области, где центральным объектом интереса является индивид как носитель социального и индивидуального опыта. Другие области, ориентированные преи­мущественно на изучение социальных институтов, используют эти методы ограничено: это индустриальная социология, социология социальных изменений, социальной стратификации, социология политики. Как правило, в этих сферах качественные исследования служат частным фрагментом рассмотрения более общих проблем и используются для конкретизации полученных результатов.

Активное использование качественных методов осуществлялось социологами Чикагского университета в начале ХХв. Это жизнеописание польского эмигранта (У. Томас и Ф. Знанецкий), ставшее классическим образцом «истории жизни»; положение негров в Чикаго (Ч. Джонсон); бродяги-сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен); дезорганизация семьи (Э. Маурер); молодежные группировки и банды (Ф. Трешер); самоубийства (Р. Кейвен); еврейское гетто (Л. Вирт); социально-территориальная стратификация города — «Золотой берег и трущобы» (X. Зорбау); платные танцзалы (П. Кресси); внутренняя жизнь гостиниц (Н. Хайнер), организованная преступность в Чикаго (Дж. Ландеско), история жизни преступника — «Джек-роллер» (К. Шау); забастовка (Э. Хиллер), община русских молокан (П. Юнг).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.