Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Гостиничный комплекс. 3 страница




Обычно туроператор - это более крупная компания, чем тур-агент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов - агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру.

При этом, независимо от наличия собственной агентской се­ти, туроператор заключает агентские соглашения с независимы­ми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у тур­оператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов, выше прибыль, успешнее дела.

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные фор­мы собственности. Они могут быть частными, государствен­ными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и рыночные функции их от этого не меняются.

Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора являются обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциа­ции туристского рынка.

Основные различия между туроператором и турагентом:

1. По системе доходов:

Туроператор покупает некоторый туристский продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и це­ной продажи; очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта; турагент реализует туристский продукт (часто и от­дельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

2. По принадлежности туристского продукта: Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (ус­лугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

 

Рисунок 10. Этапы (1-13) организации работы туроператора по разработке тура.

 

 

2. ТУРАГЕНТЫ

Турагентство, туристское агентство (турагент, туристский агент) — пред­приятие или физическое лицо, осуществляющее функции розничной продажи единичных туристских услуг и туров по­требителю — туристу или корпоративным клиентам -достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристские фирмы к по­иску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными груп­пами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентства:

• полное и широкое освещение возможностей отдыха и пу­тешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;

• продвижение этой информации с помощью рекламы;

• организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специ­фику и особенности туристского рынка.

Туристские агентства могут иметь разнообразные формы:

♦чисто туристские агентства по продаже туров, сформиро­ванных туроператорами, на условиях комиссионного вознагра­ждения;

♦транспортно-туристские агентства по организации транс­туров. Здесь возникают перспективы для создания совмест­ных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентсткие соглашения по реализации транспортных билетов;

♦турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реали­зующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.

С точки зрения специализации турагентства могут быть мно­гопрофильными (наиболее распространены), т. е. осуществляю­щими комплексное обслуживание любых видов клиентов, включая отпускников, командированных и группы. Существуют также и специализированные турагентства, наиболее распро­страненными из которых являются коммерческие турагентства, специализирующиеся на организации деловых поездок для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а так­же агентства, специализирующиеся на поездках на отдых. Именно последние, как правило, предлагают наиболее широкий выбор туров, круизов и пакетных поездок на курорты, в попу­лярные места отдыха и развлечений.

С туро­ператором или туристским агентством-оптовиком туриста связы­вает договор агентирования, по которому могут быть преду­смотрены самые различные формы взаимодействия и взаи­морасчетов в сфере финансов и даже определенное перерас­пределение ответственности. Как продавец, если только его функции по договору агентирования заключаются именно в этой посреднической функции, турагент несет ограниченную ответственность за туристский продукт.

Так, существуют агентства, которые продают (а) отдельные услуги, (б) туристские пакеты, приобретенные туроперато­ром, (в) комплекс различных услуг, не обязательно увязан­ных в пакет, например для туристов индивидуалов.

В сфере агентирования различаются несколько видов дея­тельности:

(а) продажа туров от лица и по поручению предприятия. По существу — это «магазин туристских путевок» различных туроператоров. В туристской путевке всегда полностью ука­зываются все реквизиты туроператора и агента, который осу­ществил такую продажу;

(б) продажа туров от своего лица, но с указанием принад­лежности туристского продукта к определенному туропера­тору;

(в) продажа туристского продукта от своего лица (без упо­минания принадлежности этого продукта к конкретному ту­роператору), например при создании совокупного туристско­го продукта. В таком случае агентство само выступает туроператором со всеми вытекающими последствиями и мерой ответственности.

В зависимости от принятой схемы взаимодействия возни­кают четко определенные уровни ответственности, схемы финансовых расчетов и принципы налогообложения дея­тельности.

Туристский агент — важнейшее звено в цепи участников процесса продажи туристского продукта, который в силу своих природных свойств и характера потребителя должен быть донесен до самого потенциального потребителя (кли­ента), желательно к нему домой или на службу. Именно по­этому туристских агентств очень много, и в общем случае они не очень большие по численности работников, но все­гда непременно расположены на первом этаже с витриной и на проходном месте. При каждом агентстве работает боль­шое количество наемных агентов, которые обслуживают конкретные сегменты потребительского рынка в данной ме­стности. В развитых странах наибольшая часть туров прода­ется именно семейными агентами.

Агентство связано с туроператором или иным оператором услуг телекоммуникационными компьютерными сетями, на­пример глобальными международными и национальными сетями автоматизированного бронирования, которые пре­доставляют доступ агенту в мощные информационные базы данных и системы бронирования туристских услуг. В настоя­щее время формируется прямая продажа туров потребителю через сеть Интернет, но автоматизации поддаются только этапы информации потребителя и предложения продукта, его резервирования по заявке клиента, в отдельных случаях предусматривается и оплата, например при указании счета в банке или номера кредитной карты.

 

3. ТУРОПЕРАТОРЫ

 

В повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, так как оба вида фирм могут решать сходные задачи. Конечно, туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туропе­ратором. Например, фирма разрабатывает маршруты как тур­оператор и продает их туристам и другим агентствам, в то же время эта же фирма как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

1.Операторы массового рынка - они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные места назначения, главным образом в места назначения массового туризма.

2.Специализированные операторы — это туроператоры,

 

специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д). В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

а) специального интереса (например, спортивно-приключен­ческий туризм, организация сафари в Африке и др.);

б) специального места назначения (например, Англия, Фран­ция и т. д.);

в) определенней клиентуры (молодежные, бизнес-туры, се­мейные туры и т. д.);

г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и т.д.);

д) использующих определенный вид транспорта (авиацион­ный транспорт, теплоходы, ж/д поезда, автобусы).

По месту деятельности туроператоры бывают:

1.Местные (внутренние) операторы - они ориентируют турпакеты назначением в пределах страны происхождения.

2.Выездные операторы — они ориентируют турпакеты на за­рубежные страны.

3.Операторы на приеме - они базируются в месте назначе­ния (в стране назначения) и обслуживают прибывающих ино­странных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправ­ляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договорен­ности с принимающими (рецептивными) операторами или на­прямую с туристскими предприятиями. Отличием их от турист­ских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией турист­ского продукта, состоящего (по нормам ЮНВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам отно­сятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, за­нимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга. К ней относятся туроператоры на прие­ме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.

 

4. ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ.

В международном туризме действует множество туропера­торов. Такие фирмы представлены на рынке как в виде мелких и средних предприятий, так и в виде крупных корпораций. Сле­дует сказать, что бизнес туров и транстуров - преимущественно средний и мелкий бизнес. Однако, как и на любом другом рын­ке, на функционирование международного туристского рынка, создание и распространение высоких стандартов обслуживания и передовой технологии оказывают серьезное влияние крупные туристские компании и корпорации. Наряду с гостиничными це­пями, распространившими свои филиалы и франшизные пред­приятия по всему миру, рыночную политику делают и круп­ные туроператоры, имеющие свои агентства во многих городах и странах. Значительное влияние на развитие туристского рын­ка оказывают также независимые ассоциации туроператоров и турагентов.

Характерной особенностью последнего периода стало актив­ное проникновение капитала отдельных компаний на зарубеж­ные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот про­цесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент ино­странного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и анг­лийские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».

Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн ТУИ имеет дочерние компа­нии «Терра райзен» в Австрии и «Амбассадор туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной авиаком­панией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций в компании «Арке райцен» (Нидерланды) и 46 % -в «Хорус туре» (Франция). Оборот ТУИ в настоящее время дос­тиг свыше 5 млрд немецких марок.

Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3 млрд немецких марок) - владеет одноименны­ми дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет».

Капитал ведущей немецкой компании ИТС размещен в Швейцарии (51 % акций фирмы «Куони»), Нидерландах (25 % акций компании «Холланд интернейшнл»), Бельгии (91 % акций компании «Сан интернейшнл»), Испании (56 % акций фирмы «Трэвэлплан»).

Среди других акций известнейших туроператоров можно на­звать: «Америкен Экспресс», «Карлссон» (США), «Томсон тур-оперейшн», «Оунерс эброад групп», «Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронтьерз», «Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); «Спайс», «Нордиск» (Скан­динавия); «Интерхоум», «Куони» (Швейцария) и многие другие.

В развитых туристских странах действует множество ту­ристских агентств, охватывая большой потребительский ры­нок, составляя друг другу рыночную конкуренцию.

Туристское агентство - это реализаторская сеть крупных и небольших туристских фирм, это «магазин туристских про­дуктов»: туров и путешествий, экскурсий и прогулок, экспеди­ций, приключенческих походов, обучающих поездок и др.

Среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1:10 тыс. Это довольно высокий показатель. В Великобритании этот показатель равен примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах -1:13,5 тыс. В настоящее время такой показатель признан опти­мальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагентств делает рынок туристских продаж «рынком потреби­телей», с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.

В общем, как и любая другая сфера деятельности, агентско-операторская деятельность в туризме требует высокой ква­лификации и профессионализма, глубоких знаний технологии, маркетинга и рынка.

Основные моменты, на которые должны постоянно обращать пристальное внимание туристские операторы и агенты:

• будущее туристской фирмы зависит от того, насколько по­следовательно и решительно она будет бороться за свое место на рынке;

• конъюнктура рынка изменчива, старые возможности могут исчерпаться, а новые, наоборот, измениться; следует восприни­мать как само собой разумеющееся тот факт, что если в данный момент фирма с успехом продает какой-либо продукт, это со­всем не означает, что так будет всегда. Поэтому необходимо постоянно искать новые возможности, разрабатывать новые виды туристского предложения;

• в настоящее время больше, чем раньше, от турфирмы требуются знание, расторопность, эффективность действий, т. е. то, что можно выразить одним словом - профессиона­лизм. Продавать поездки и давать квалифицированные советы клиентам означает несколько больше, чем просто принимать заявки;

• лучше специализироваться на высокодоходном и качест­венном продукте, отбросив все остальное, т. е. работать «узко» и «глубоко»;

• необходимо постоянно заботиться об обновлении своего продукта, обновлении и усовершенствовании состава услуг, диверсификации, следовать за изменяющимися потребностя­ми клиентов, учитывая такие вещи, как мода и рыночные тенденции.

 

 

5. ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ АГЕНТСКО-ОПЕРАТОРСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Основной товарной формой туристского рынка является туристский продукт. Это очень специфический вид продукта, включающий в себя специально разработанный маршрут, тур с утвержденной программой обслуживания, дополнительно предоставляемые услуги, а также товары, соответствующие туристскому обслуживанию.

«Продукт туристский» - совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия».

При создании туристского продукта используются услуги различных партнерских организаций: гостиниц (для размещения туристов), ресторанов, кафе (для питания) и т. д. Туроператор (турорганизатор) в данном случае, выполняет роль посредника между потребителем (туристом) и производителями данных услуг, формирующего комплекс необходимых туристу услуг для путешествия или отдыха (рисунок 3). Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, называются поставщиками услуг, с которыми туристская фирма оформляет свои отношения в договорном порядке. В договоре указываются виды услуг, сроки и периодичность их предоставления и ряд других условий. Например, при размещении групп туристов в гостинице с ней заключается договор, в котором наряду с обязательными для этого документа статьями указываются количество номеров, их разрядность, вместимость, сроки заезда групп туристов (график заезда) и т. д.

Рисунок 11 - Комплектующая роль туроператора в производстве туристского продукта

Услуги тура могут быть самые разнообразные: размещение, питание, экскурсии, транспортные услуги, походы, медицинские услуги и т. д. Однако на любых турах обязательно предоставляются размещение, питание, транспорт, экскурсии. При формировании туристского продукта такие услуги принято называть базовыми.

Услуги, включенные в пакет тура при его продаже, называются основными.

Они также могут быть разнообразными и зависят от цели путешествия, вида и уровня обслуживания. Основные услуги часто совпадают с базовыми.

Во время потребления тура туристы часто заказывают и оплачивают дополнительные услуги (экскурсии, поездки в тематические парки, дополнительное питание и пр.). Такие услуги принято называть дополнительными, так как по отношению к цене пакета тура они оплачиваются дополнительно.

Любой продукт, в том числе и туристский, имеет свои потребительские свойства. Это те свойства, которые делают его отличимым от других продуктов и позволяют определять его качество. Они также являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.

К потребительским свойствам туристского продукта относятся:

•целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребности клиента;

•эффективность - наибольший эффект для туриста при меньших расходах с его стороны;

•надежность - качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы;

•ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;

•гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

•гостеприимство - это профессиональное требование дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются: достоинство, уважение, любезность персонала, радушное отношение к гостям и туристам.

 

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

 

Туристская фирма — туристское предприятие агентско-операторского профиля, имеющее свою специфику организации деятельности, которая, как и в любой другой фирме, зависит от целей и задач ее деятельности.

Цели и задачи деятельности туристской фирмы — создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, а также сохранение конкурентоспособности продукта.

Исходя из этого, весь цикл функционирования туристского предприятия можно условно разделить на четыре важных направления (рисунок 12):

1)маркетинговые исследования рынка, включающие изучение спроса потребителей;

2)разработка туристского продукта, состоящая из планирования туристских программ и их апробации;

3)финансовые расчеты, состоящие из ценообразования, учетной и отчетной политики, налогообложения и др.;

4) развитие туристской фирмы, в том числе внедрение новых
продуктов, направлений, диверсификация и интеграция.

Все эти направления нацелены на выполнение главных функций туристского предприятия - качественное обслуживание туристов, обретение постоянной клиентуры и обеспечение себе тем самым устойчивой финансовой и конкурентной позиции на рынке туристских услуг, а также на воспроизводство и развитие. Эта работа ведется постоянно и является непрерывным циклом деятельности туристского предприятия. А поскольку, основным продуктом туристской фирмы является тур, то можно сказать, что работа туристского предприятия - это непрерывный цикл производственной и перспективной деятельности по созданию качественного туристского продукта - тура.

 

Рисунок12 - Основные направления работы туристской фирмы.

Создание туристского продукта начинается с изучения спроса. Однако этого мало, так как туристский продукт в значительной степени зависит от местных возможностей приема или от возможностей организации обслуживания. Климат, материальная база, инфраструктура, туристские достопримечательности - все это влияет на содержание и состав туристского продукта.

Оценив собственные возможности, еще раз следует проанализировать спрос, проецируя его на варианты ваших возможностей - провести его спецификацию.

Разработка туристского продукта

Порядок работы туристской фирмы по составлению туров можно представить в виде схемы на рисунке 13. Затем уже можно приступить к прокладке маршрутов, разработке графика обслуживания. Под график обслуживания далее составляются пакет туров и набор дополнительных услуг. Одновременно идет договорная кампания с поставщиками услуг. Готовые пакеты туров обсчитываются, и определяются их розничные и оптовые цены, составляются прейскуранты цен на отдельные виды услуг.

Рекламируются туры, как правило, в средствах массовой информации. После их реализации наступает основной итог всей деятельности в туризме - обслуживание туристов на маршрутах туров.

 

 

     
 
 
 

 


 

Рисунок 13. Схема работы туроператора по разработке туров.

Но и на этом работа не завершается. После проведенного обслуживания работники турфирмы анализируют все его достоинства и недостатки, делают выводы и вносят соответствующие изменения в продукт. Эти маркетинговые действия проводятся вместе с непрекращающимся изучением спроса.

Развитие туристской фирмы

Так же как любое производство, туристская фирма (компания) должна обязательно развиваться на рынке. Остановка динамики развития грозит стагнацией, так как рынок сам очень динамичен, постоянно меняется и развивается. Остановившаяся фирма может просто отстать. А значит, и проиграть. Основные направления деятельности туристской фирмы в плане дальнейшего развития выглядят следующим образом:

Во-первых, должны постоянно проводиться маркетинговые исследования тенденций спроса на перспективу. Развитие новых форм обслуживания всегда дает первооткрывателям возможность устанавливать первоначально более высокие цены, снимая тем самым «рыночные сливки».

Во-вторых, должна проводиться диверсификация туристской деятельности, позволяющая разнообразить сферы применения капитала, оставаясь в рамках туристского предпринимательства. Кроме того, при возникновении сложностей бизнеса в каком-то одном направлении другие направления финансово поддержат производство. Диверсификация производства в туризме может иметь две разновидности интеграции: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная интеграция - открытие новых маршрутов, направлений, освоение новых видов туризма и обслуживания (первый уровень); открытие филиалов, дочерних предприятий, занимающихся аналогичной деятельностью, покупка предприятии конкурентов, формирование крупных объединений, корпораций (второй уровень).

Вертикальная интеграция - открытие новых видов деятельности. Например, туроператор создает свое агентство, открывает свой гараж для трансферов, в дальнейшем строит гостиницы, рестораны, открывает свою авиакомпанию.

В мировой практике вертикальная интеграция часто, но она возможна только при достижении определенного уровня капитала и оборота. Например, французская туристская компания «Нувель Фронтьер» владеет собственной авиакомпанией «Корсер», многие туроператоры располагают своей агентской сетью, автопарком и т. д.

 

 

7. ФИНАНСОВЫЕ РАСЧЕТЫ В ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Любая работа должна приносить не только радость, но и прибыль. Нерентабельные производства прогорают и закрываются. В связи с этим и туристская фирма должна позаботиться о своей рентабельности.

При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся. Любая туристская фирма, занимающаяся операторской деятельностью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и справочники, в которые имеются все необходимые сведения по условиям и стоимости проживания в различных гостиницах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая здесь методика позволяет произвести быстрый («прикидочный») расчет стоимости разрабатываемого тура (маршрута) и оценить его экономическую эффективность.

Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономических показателей:

— суммы реализации турпродукта;

— прямые и переменные затраты на производство турпродукта;

— маржинальный доход от реализации турпродукта;

— постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

— валовую прибыль;

— налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

- чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта.

Процесс определения экономической эффективности турпродукта включает в себя три основных этапа:

¾ расчет себестоимости турпродукта;

¾ расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;

¾ оценку экономической эффективности турпродукта.

Расчет себестоимости тура.

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относятся: стоимость размещения туристов в гостинице, стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стоимость экскурсий, стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы и т.д.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее классность и месторасположение. Для массовых туров наиболее предпочтительны, конечно, гостиницы в 2-3 звезды. Для индивидуальных туров обычно заказываются гостиницы 4-5 звезды.

Как правило, за основной вариант при расчетах стоимости проживания берется размещение 2 человек в 2-местном номере. В этом случае полная стоимость проживания одного туриста при 2-местном проживании определяется по формуле:

R21пр. = R + Дт.мб.

где R — стоимость проживания в 2-местном номере без дополнительных удобств;

Дт. — доплата за телевизор;

Дмб. — доплата за мини-бар.

В составе тургруппы могут быть туристы, которые вы­берут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае, при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взросло­го в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.