Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Ф. Шмурло. лявшем Киевскою митрополиею





лявшем Киевскою митрополиею. Ему, русскому родом, с психикой негреческой, ничто не мешало находиться в духовном общении с римскою Церковью. Церковная служба Николаю Чудотворцу, состав­ленная тогда в России и приуроченная к 9-му мая (в Минеях), воспевает перенесение, как событие радостное для всего христианского мира (см. Leib, Rome, Kiew et Byzance, passim: полный титул книги см. в Приложении № 17).

Голубинский (ИРЦ, т. I, пол. вторая, с. 399) происхождение празднества перенесения мощей объясняет радостным сознанием, что святые мощи попали из нечистых рук мусульманских, хотя и не в православные, но все же христианские руки. Кроме того, «можно думать (говорит он), что православные греки итальянские, приходив­шие в Киев для торговли с другими итальянцами, уверяли русских, будто перенесение случилось по их желанию и при их содействии и будто св. Николай пожелал лежать в неправославной Италии именно ради их — православных».

А. А. Дмитриевский (Православное русское паломничество на Западе. Труды Киев. Дух. Акад. 1897, февраль) оспаривает мнение Е. Нестеровского (Литургика. Курск, 1895), будто праздник 9-го мая «у нас в России установлен киевским митрополитом Ефремом в 1097 году» — служба святителю Николаю не русского, а западного происхождения: начальные слова тропаря на праздник 9 мая: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется и с ним вселенная вся ликовствует» — непонятны в устах восточного песнопевца Чему тут радоваться народу православному: видеть мироточивые мощи свя­тителя «в латинстве»?! Объяснение Голубинского не может быть принято: отношение русских в ту пору к латинам под влиянием греков было далеко не безразличным и снисходительным, и места для «ли-ковствования» быть не могло. Таким образом, вопрос о происхождении службы Николаю Чудотворцу остается «неразгаданным и открытым» (с. 2 1 6 - 2 1 7).

См. в «Памятниках Др. Письменности»: архим. Леонид, Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему. 1862, № 32; его же: Посмертные чудеса св. Николая. Служба. 1868, № 72; Шляп-кин. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудо­творца (1881, № Ю).

№ 35. ПРОИСХОЖДЕНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (Оглавление) (к стр. 269)

А. Смена взглядов на «Повесть Врем. Лет» в русской историографии.

Б. Повесть Врем. Лет: вопрос об авторе.

1. Что вызвало появление русской летописи?

2. Кто составлял Повесть Врем. Лет: Нестор или Сильвестр?



Возникновение и образование Русского государства 481

3. Научное изучение русских летописей началось с Августа-Люд­вига Шлецера. Своим «Нестором» (1802 — 1809) он заложил первые основы этому изучению. В начальной летописи он видел подражание летописям византийским, раболепное повторение их форм и приемов писания. Однако взгляд этот не удержался; за летописью была при­знана самобытность ее происхождения и национальный характер (Бутков, 1840).

4. Последующие исследователи выдвинули вопрос: из каких эле­ментов выросла летопись? По Сухомлинову (1857), она выросла из заметок, заносимых для памяти на пасхальных таблицах: предметом таких заметок служили: военные события, рождение и смерть князей, постройка храмов, солнечные затмения, мор, голодные годы, — во­обще все, что могло интересовать и казаться важным для лица, ведавшего запись. Такие-то заметки, хронологически расположенные, и послужили основою будущей летописи, которая таким путем посте­пенно пополняла и расширяла свое содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.