Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила оформления направления на лабораторные исследования




Заявки на анализы должны быть согласованы со всеми врачами – специалистами, участвующими в лечении больного, чтобы при венепункции взять материал для всех необходимых исследований и не повторять процедуру. Медицинская сестра должна собрать все заявки данного пациента и дать суммарную заявку на анализы. Если пациент будет переведен в другое отделение, то она также должна предупредить лабораторию об этом, чтобы результаты исследований были направлены в нужное отделение и не утеряны. В направлении на лабораторные исследования (заявке) должны быть отображены следующие данные:

- Ф.И.О. пациента

- отделение, номер истории, номер палаты;

- возраст, пол;

- диагноз;

- Ф.И.О. лечащего врача;

- перечень необходимых исследований;

- дата и время назначения;

- дата и время взятия крови (сбора биологического материала)

- подпись специалиста, проводившего взятие крови или другого биологического материала.

 

4. Критерии для отказа в принятии лабораторией биоматериала на исследования:

· расхождение между данными заявки и этикетки (инициалы, дата, время и т.д.);

· отсутствие этикетки на вакуэтте, пробирке или любой другой емкости;

· невозможность прочесть на заявке и/или этикетке паспортные данные пациента, отсутствие названия отделения, номер истории болезни, фамилии лечащего врача, подписи процедурной сестры, четкого перечня необходимых исследований;

· гемолиз (за исключением исследований, на которые наличие гемолиза не влияет);

· взятый материал находится в несоответствующей емкости (т.е. материал взят не с тем антикоагулянтом, консервантом, без антикоагулянта и др.);

· наличие сгустков в вакуэттах с антикоагулянтом;

· наличие в материале посторонних примесей (кал с примесью мочи, слюна вместо мокроты и т.д.)

Не принятые для исследования пробы отбрасывают с указанием причины. Лаборатория информирует лечебное отделение, взявшее материал, об отказе его исследовать и причинах отказа.

Анализ критериев оценки качества проб и отказа в принятии материала на исследования позволяет идентифицировать основные причины ошибок и определить мероприятия по их устранению.

 

ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЮ

1. Г.И.Назаренко, А.А.Кишкун – Управление качеством лабораторных исследований. – М.: Медицина. 2001. – 360с.

2. А.А.Кишкун – Современные технологии повышения качества клинической лабораторной диагностики. – М.: РАМЛД. 2005. – 528с.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

№1 Больная 56 лет доставлена бригадой "скорой помощи" в тяжелом состоянии с жалобами на ознобы с повышением температуры тела до 40°С, сильные боли в поясничной области, особенно слева, общую слабость. Страдает сахарным диабетом 2 типа. Две недели назад повысилась температура тела до 38°С. Больная принимала тетрациклин по 2 табл. 4 раза в день. Состояние не улучшилось. Температура тела по вечерам стала достигать 39,5-40°С, сопровождалась ознобами с последующей обильной потливостью, нарастала слабость, усилились боли в поясничной области.

При осмотре: температура тела 40,1°С. Кожные покровы бледные с желтушным оттенком. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца слегка приглушены. Пульс 120 уд./мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 145/70 мм рт.ст. Язык суховат, живот болезнен с обеих сторон, но больше слева. Резко (+) симптом поколачивания по пояснице слева. Мочеиспускание свободное, безболезненное.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте предварительный диагноз

2. Какие лабораторные исследования необходимо выполнить в экстренном порядке?

3. Какие лабораторные исследования выполняются в плановом порядке?

На основании жалоб (повышение температуры тела с ознобами, боли в поясничной области, общую слабость), данных анамнеза (заболела 2 недели назад получала антибактериальную терапию тетрациклином без эффекта, страдает сахарным диабетом второго типа), объективного осмотра (гипертермия до 40,1, тоны сердца приглушены, живот болезненный, резко положительный симптом поколачивания, больше слева). Выставлен предворительный диагноз: Острый пиелонефрит.

Сопутствующий диагноз Сахарный диабет второго типа. Гипертоническая болезнь

Перечень лабораторных исследований выполяемых в экстренном порядке:

1. Общий анализ мочи (позволит подтвердить диагноз по наличию лейкоцитурии и бактериоурии, или опровергнуть при отсутствии патологии в осадке)

2. Посев мочи на стерильность(выявление этиологически значимого возбудителя, целенаправленная антибактериальная терапия)

3. Общий анализ крови (степень выраженности воспалительной реакции)

4. Глюкоза крови (исключить декомпенсацию сахарного диабета на фоне тяжелой инфекции).

 

Перечень лабораторных исследований выполняемых в плановом порядке:

1. Общий анализ крови при отсутствии положительной динамики и наличии выраженной патологии на 3 сутки, при положительной динамики на 10 сутки.

2. Биохимическое исследование крови:

· Креатинин,

· Альбумин,

· Билирубин,

· Липидный профиль (холестерин, ЛПВП, ЛПНП, триглицериды)

· АЛТ

3. Гликемический профиль (коррекция лечения сахарного диабета)

4. Общий анализ мочи для контроля лечения 1 раз в 3 дня, после наступления санации мочи контроль перед выпиской.

5. Моча по Зимницкому после стихания острого воспаления контроль функции почек.

6. Контрольный посев мочи на стерильность через 10 дней после окончания антибактериальной терапии.

 

№2 Больная 27 лет поступила с жалобами на отеки всего тела, одышку, уменьшение количества мочи, головные боли. По поводу этих жалоб в течение 2-х месяцев лечилась в районной больнице без улучшения. В анамнезе хронический тонзиллит, за 2 недели до болезни перенесла тяжелую ангину.

При поступлении: состояние тяжелое, кожные покровы бледны, лицо пастозно, рыхлые отеки ног, поясницы. АД 175/115 мм рт.ст. Левая граница сердца расширена на 1,5 см, тоны сердца громкие, акцент II тона на аорте.

ВОПРОСЫ:

1. Поставьте предварительный диагноз

2. Какие лабораторные исследования необходимо выполнить в экстренном порядке?

3. Какие лабораторные исследования выполняются в плановом порядке?

 

Тема 2. Постаналитический этап лабораторных исследований - интерпретация лабораторных исследований. Современные гематоло­гические лабораторные исследования. Принцип действия современных гематологических анализаторов.

 

Цель занятия: Изучить принципы интерпретации лабораторных исследований на примере общего анализа крови.

Конкретные цели занятия:

Что студент должен знать:

1. Основные принципы оценки лабораторных показателей

2. Принцип работы гематологических анализаторов.

3. Референтные величины показателей клинического анализа крови.

4. Динамику изменений гематологических исследований при различных заболеваниях.

5. Референтные величины показателей миелограммы.

 

Что должен уметь:

1. Интерпретировать полученные лабораторные исследования.

2. Выделить изменения показателей подтверждающие диагноз пациента.

3. Правильно оценить соответствие лабораторных показателей общего анализа крови клиническому состоянию пациента.

4. Связать патогенез заболевания с определенными лабораторными показателями.

 

Результаты исследований вместе с заключениями специалистов лаборатории поступают клиницисту, который должен клинически интерпретировать полученную лабораторную информацию и использовать ее для оказания пациенту качественной медицинской помощи.

Клиницист должен знать, понимать и учитывать влияние условий взятия, транспортировки и хранения проб. Однако его важнейшей обязанностью является учет влияния патологических факторов, определяющих отклонение результатов лабораторных исследований за пределы «нормальных величин», то есть собственно анализ патологической вариации на нозологическом уровне оценки лабораторного результата. Для того чтобы делать выводы по данным патологических результатов лабораторных исследований на нозологическом уровне, клиницисту необходимо иметь дополнительную информацию об особенностях этих тестов у пациентов различных групп. В частности, необходимо иметь данные о степени патогномоничности изменения величины лабораторного показателя для той или иной патологии, о чувствительности, специфичности и прогностической ценности лабораторного теста. Кроме того, необходимо знать критические величины результатов лабораторных тестов, требующих немедленных действий врача.

Нозологический уровень оценки результатов лабораторных исследований подразумевает наличие связи выявленных отклонений в анализах с определенной патологией. Степень патогномоничности лабораторных отклонений весьма вариабельна, так как форма и выраженность самого патологического процесса существенно различны от одного случая заболевания к другому. Некоторые лабораторные тесты, тесно связанные с определенной функцией органа, ткани, организма, нарушенной патологическим процессом, носят практически избирательный характер. Основными характеристиками лабораторного теста является их диагностическая чувствительность и специфичность. Вероятность положительного результата диагностического теста в присутствии болезни называется чувствительностью метода, а вероятность отрицательного результата в отсутствии болезни – его специфичностью. Чувствительный тест редко пропускает пациентов, у которых имеется заболевание. Специфический тест, как правило, «не относит» здоровых людей к категории больных. Для врача клинициста чувствительный тест особенно информативен в том случае, когда он дает отрицательный результат (то есть из больных исключает здоровых), а специфический наиболее эффективен, когда дает положительный результат (то есть выявляет больных среди здоровых). Поэтому чувствительные тесты рекомендуется применять на ранних стадиях диагностического поиска для сужения его рамок, когда возможных вариантов много и диагностические тесты позволяют исключить некоторые, т.е. сделать вывод, что эти заболевания мало вероятны. Специфические тесты нужны для подтверждения (установления) диагноза, предположенного на основании других данных. Высокоспецифичный тест не должен давать положительного результата при отсутствии заболевания. Такие тесты необходимо применять если ложноположительный тест может нанести пациенту вред. Например, прежде чем назначать пациенту со злокачественным новообразованием химиотерапию. Сопряженную с риском, эмоциональной травмой, требуется морфологическое подтверждение диагноза, так как результаты повышения уровня онкомаркеров и данные других методов исследования недостаточны.

В связи с тем, что большинство лабораторных тестов не обладают диагностической специфичностью в отношении поражения того или иного органа, врачи могут использовать алгоритмический программный подход для дифференцирования поражений различных органов и систем, т.е. осуществлять дифференциально – диагностическую оценку. При таком подходе лабораторные тесты могут применяться последовательно этап за этапом, причем их результаты позволяют постепенно отбрасывать или подтверждать логически возникающие диагностические предположения. Этот подход особенно ценен в случаях, когда клинический синдром может быть вызван различными причинами и патогенетическими механизмами. Помимо этого врачи должны руководствоваться следующими фундаментальными принципами.

1. Диапазоны референтных величин являются статистическими величинами 95% популяции, и отклонения за пределы диапазона не обязательно говорят о наличии патологии. Результаты анализа могут уложиться в пределы референтных величин, но они будут выше базовых цифр (нормальных величин) для данного пациента; поэтому в некоторых случаях надо проводить серию анализов, чтобы получить представление относительно имеющихся результатов.

2. Диагноз никогда не ставят по одному результату исследования; необходимо установить тенденцию изменения полученных результатов. Отклонения сразу в нескольких показателях всегда более достоверны и значимы, чем отклонения только одного показателя. Если отклонения в двух или трех тестах характерны для данной патологии, то это с большей вероятностью подтверждает диагноз, чем если имеется отклонение только одного показателя.

3. Чем выше степень отклонения результата от референтной величины, тем выше достоверность наличия патологии или это свидетельствует, что эта патология весьма значительна.

4. Правило Остера: если больной моложе 60 лет, то постарайтесь объяснить патологические результаты одной причиной, если это не удается, то ищите вторую причину.

5. Патологические результаты при отсутствии клинической картины должны быть повторены, чтобы подтвердить их и определить тенденцию их изменений.

На современном этапе клиницисты в своей деятельности должны использовать принципы системного подхода и анализа для назначения и оценки результатов лабораторных исследований. Системный подход в клинической медицине подразумевает оценку состояния целого организма при той или иной патологии, а не определенного органа или функциональной системы. По сути дела речь идет о многогранной оценке динамики гомеостаза, его составляющих и регулирующих факторов во времени, приближающемся к реальности, и о тех последствиях в их отклонениях, которые реализуются функционально – морфологическом уровне. Конкретизация основных факторов формирования патологического процесса при заболевании, его клинических проявлений на основе принципов системного подхода и системного анализа создает предпосылки для организменной характеристики патологического процесса (Ардаматский Н.А., 1996г). Параметрами организменной характеристики патологического процесса при различной патологии являются:

1. Особенности этиологического фактора и этиологии;

2. патогенетические механизмы формирования нарушений;

3. характер и выраженность нарушений;

4. соотношение этиологического и иммунологического компонентов патогенеза, как показатель характера патологического процесса;

5. характеристика нарушений возникающих во всех видах обмена в организме больного;

6. состояние органов, функциональных систем жизнеобеспечения и их подсистем;

7. наличие и адекватность внутри- и межсистемной компенсации.

 

Во всех случаях изложенные 7 параметров организменной характеристики патологического процесса при любой патологии отражают повреждения органов и функциональных систем обеспечения, причину этих нарушений, факторы патогенеза, их компенсацию с анализом ее адекватности.

Таким образом, при системном подходе клиницист должен использовать все возможные методы исследования для того, чтобы охарактеризовать патологический процесс на организменном уровне. Обобщение параметров организменной характеристики патологического процесса позволяет получить разностороннее представление о заболевании, более правильно проводить патогенетическое лечение и оценивать его эффективность. При системном подходе к оценке патологического процесса лабораторные анализы должны отражать (характеризовать) все 7 параметров организменной патологии. При этом необходимо учитывать, что значительная часть выявленных нарушений в результате анализов является «попыткой» целостного организма компенсировать нарушения, вызванные причинным фактором.

Для эффективного использования результатов анализов клиницист должен иметь представление о методологических основах своей работы, т.е. четко понимать и доказывать себе и окружающим, что его действия являются научно-обоснованными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 19277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.