Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации анализа литературного произведения




Современной методике. Основные направления анализа текста.

Формы подхода к анализу литературного произведения в

В последнее время всё чаще высказываются мнения о том, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает школьников от чтения. Так ли это?

Одна из наиболее стойких первопричин методической неуспешности в работе с художественными текстами кроется в однобоком обращении учителей в ходе чтения и анализа преимущественно к познавательной стороне произведения, в сухом логическом препарировании его живой образной ткани. Школьный разбор нередко строится без достаточного учёта того, что художественный образ по своей эстетической сути двуедин, что в нём органически сливаются два начала - конкретно-чувственное, индивидуально-неповторимое и обобщённое, типическое, эмоциональное и логическое, объективное и субъективное, правдивость и условность.

Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении всё, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Вот почему нужно учить детей «обдумывающему»'восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

Существует несколько подходов к анализу литературного произведения.

Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Проблемный анализ - по проблемным вопросам и ситуациям.

Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом работа идёт от поступка к характеру, от события - к смыслу текста.

Анализ художественных образов. (Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер).

Все направления литературного анализа в той или иной степени присутствуют на уроках чтения, чаще всего в различных сочетаниях. Остановимся более подробно на каждом из них.

Стилистический (языковой) анализ. Э то прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи.

Сложность работы над словом в контексте художественного образа заключается в том, что оно отличается многозначностью (в отличие от познавательных текстов). Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

После выделения слова или выражения осознаётся их роль в тексте, то есть определяется, какие чувства (мысли) заключены в них (Почему поэт так назвал...? О чём это говорит? Какое чувство испытывал писатель, наблюдая картину...?).

Другим вариантом стилистического анализа в начальных классах можно считать попытку выявления стилистических родо-жанровых особенностей произведения на доступном младшим школьникам уровне. С этой целью в последнее время методисты рекомендуют использовать следующие задания:

1. Сравнение звучания поэзии и прозы с целью выявления
особенностей организации стихотворной речи.

2. Сопоставление произведений одного писателя для выявления
характерных черт в творчестве или личности автора (чаще
рассматриваются произведения на одну тему).

3. Сравнение произведений разных писателей на одну тему для
определения своеобразия авторской манеры. (Два последних вида
работы используются на обобщающих уроках и на уроках
внеклассного чтения в Ш и IV классах).

Элементы проблемного анализа литературных произведений всё больше входят в практику начального обучения. Считаясь с наивным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются:

1) наличие противоречия и возможность альтернативных ответов;

2) увлекательность;

3) соответствие природе произведения;

4) ёмкость, то есть способность охватить не только единичный
факт, а широкий круг материала, что поможет выявить общее в
единичном
.


Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Так, при работе над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» у младших школьников спросили: «Почему артиллерист упал, закрыв лицо руками?» («Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».) Значительная часть учащихся ответила, что его оглушило, дым щипал глаза, то есть многие не поняли переживаний отца, на глазах которого едва не погибли сын и его товарищ.

Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых

писателем.

Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т.д.). при этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.

При проведении этого вида анализа важно помнить, что в работе над эпизодом (эпизод - композиционная часть текста) нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

Иногда анализ развития действия включает в себя и анализ композиции, раскрывающей логику развития авторской мысли. Безусловно, это сложно для младших школьников, так как требует умения обобщать, абстрактно мыслить. В практике начального обучения такой анализ применяется редко. В рамках композиционного анализа может быть использован интересный приём - сравнение фабулы и сюжета. Этот вид


работы над композицией уместен лишь в тех случаях, когда фабула и сюжет не совпадают, что в действующих книгах для чтения встречается нечасто. Эффективным при этом будет сравнение логической последовательности событий в действительности и плана фабулы произведения для определения того, зачем, с какой целью автор изменил ход событий в тексте.

Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу на уроках чтения в рамках целостного анализа развития действия.

Анализ художественных образов. В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, анализ художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и так далее), и смысл этого образа, то есть нагрузку, которую он несёт в общей структуре произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.