Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтение сказок




ЖАНРОВ

ОСОБЕНОСТИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ

План.

Лекция - семинар

Тема: Урок как основная форма обучения чтению в начальной школе. Структура типовых уроков чтения (классного и внеклассного),их зависимость от учебно-воспитательных задач и специфики учебного материала.

Цель: познакомить студентов с типами уроков классного и внеклассного чтения и их структурными компонентами. Проанализировать образцы планов-конспектов и фрагментов уроков классного и внеклассного чтения, показать что тины уроков и их структурные компоненты зависят от особенностей жанра и содержания текста произведения.

1.Задачи уроков чтения на современном этапе развития школы. 2.Типы уроков классного и внеклассного чтения. 3.Структуры уроков чтения произведений различных жанров. 4.Рекомендации к произведению уроков чтения.

Литература

1. М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. Методикаобучения русскому

языку в начальных классах. М.,1987г.,с.93-100.

2.Кустарёва В.Н. и др. Методика русского языка. М.,1975г.,с.93-96.

3.Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учебное пособие для учащихся национальных групп педагогических училищ. Л.З.Шакирова и др., Л. 199()г., с.256-272. 4.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебные пособия для студентов педагогических учебных заведений, /по ред. М.С. Соловейчик. М,2000г.,338-339. 5.Журналы "Начальная школа".

 


Урок — это творчество учителя. И хотя есть определенные закономерности в построении уроков, в том числе и уроков чтения, бесспорно одно: в начальных классах их нельзя строить однотипно, шаблонно, схематично. Уроки чтения не только художественных произведений, но и научно-позновательных текстов, детских газет и журналов должны быть интересными, содержательными, эмоциональными, поэтому структура урока, приемы работы надо соотносить с познавательной, поисковой деятельностью учащихся под руководством учителя. «Детская книга - одновременно и праздник, приносящий радость узнавания, и урок жизни, мировоззрения, нравственности».

Урок чтения - это всегда радость, потому, что это встреча с интересным писателем, с новой книгой, удивительной информацией, с чудесными образами, любимыми героями, с загадочными явлениями в природе и с прекрасным в ней, с потрясающими достижениями техники, с волшебными сказками. Все это и многое другое не только приносит радость, но и способствует продвижению младших школьников в познании мира, в приобретении знаний и духовного богатства. Любовь к чтению появляется в начальной школе при заботливом учителе, у которого дети все понимают, легко учатся, испытывают радость от совместного труда, у которого нет скучных уроков.

Важное условие любого урока чтения — разнообразие приемов, объединенных общей целью. Разнообразные приемы, в том числе и игровые, повышают интерес учащихся к чтению, развивают их мышление.

Современная педагогика сотрудничества в качестве результатов научно-методического эксперимента представляет новые типы уроков чтения в младших классах: урок-утренник, урок свободного чтения, урок-семинар, урок-встреча (с писателем). Это блестящий результат длительной работы, поисков, находок ученого-педагога. Но к творчеству должен стремиться каждый учитель, не забывая при этом, что методика «не любит случайностей» (М. А. Рыбникова).

Новый, современный подход к методике проведения уроков чтения может найти отражение в его структуре. И в традиционной методике нет (и не может быть) единой структуры урока чтения: она зависит от целей урока, от содержания и жанровых особенностей читаемого текста, а также от конкретных условий того или иного коллектива учащихся. Многообразие структурных вариантов урока характерно для послебукварного периода.

Рассмотрим некоторые особенности уроков объяснительного чтения произведений разных жанров.


Структура урока чтения рассказа может быть примерно такой:

ПЛАН УРОКА

1. Подготовительная работа (краткая беседа или вступительное
слово учителя по теме урока). Объяснение некоторых слов.

2. Чтение текста учителем.

3. Словарная работа.

4. Ориентировочная беседа с целью проверки понимания
учащимися прослушанного рассказа.

5. Чтение учащимися вслух и про себя с сопутствующими
заданиями.

6. Работа по усвоению содержания.

7. Составление плана.

8. Пересказ.

9. Творческие работы.

10. Обобщение по прочитанному.

ПРИМЕЧАНИЯ К ПЛАНУ УРОКА

1. Подготовительной работы в широком смысле может не быть,
если учащиеся уже отчасти знакомы с материалом урока или это
уже не первый урок по данному рассказу.

2. Словарная работа проводится на всех этапах урока, но в
основном после чтения.

3. Шестой и седьмой этапы часто сливаются, между ними нет резкой
грани.

4. Работа по усвоению содержания, воспроизведение его - это и
работа по формированию речевых навыков (развитие
продуктивной (спонтанной) речи).


КОНСПЕКТ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ЧТЕНИЯ РАССКАЗА Г.СКРЕБИЦКОГО «ПЕРЕДЫШКА» (III - IV КЛАССЫ, ЧТЕНИЕ ПЛАНИРУЕТСЯ НА ДВА УРОКА)

Тема: Г. Скребицкий. Передышка (1-я часть).

Цель: чтение рассказа; усвоение родственных слов и образных выражений; совершенствование навыков выразительного чтения лирического текста повествовательного характера; воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: диафильм «Враги и друзья леса».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя по теме урока.

- Представьте, что в один из жарких, летних дней по дороге идет человек
с грузом. Солнце печет, ветер не дует, у дороги нет ни дерева, ни кустика, где
бы можно было посидеть в прохладной тени. Ему очень жарко, пот течет с
лица, он очень устал, а идти б ему еще далеко; перед ним длинная дорога,
конца-краю ей нет. Как, по-вашему, чего ему хочется в этот момент?

- Отдохнуть в прохладной тени.

- А есть еще слова, родственные со словом отдохнуть? Вспомните их.

- Отдых, отдыхать, передохнуть, передышка.

-Придумайте предложения с этими словами. (В предложениях
устанавливается значение родственных слов и разница между ними.)

- Что означает слово передышка? (Учитель одобряет попытку учащихся
объяснить значение этого слова и уточняет, что это короткий отдых в работе
или в пути. Слово переводится на родной язык.)

- В моем рассказе вы слышали такое выражение: «конца-краю нет этой
дороге». Как вы его понимаете?

- Это означает, что конца не видно, дорога длинная.

- А где бы мог отдохнуть этот уставший человек?

- Под деревом, около дерева.

- А какое дерево имеет белый ствол?

- Только береза.

- Сейчас вы посмотрите диафильм о том, что у леса есть друзья и есть
враги.

- Вот о таком случае, когда природа помогает людям, а они не берегут
ее, мы прочитаем рассказ. (Учитель читает рассказ «Передышка» с
интонацией лирического повествования; чтение прерывается на самом
волнующем эпизоде, и учащимся, конечно, хочется узнать, что же будет с
Передышкой, но об этом они прочитают не следующем уроке.)

2.Краткая ориентировочная беседа, в ходе которой уточняется, поняли
ли учащиеся рассказ со слуха, в каком значении употреблено слово Передышка. (Так местные жители назвали березу, под которой люди отдыхали.)

3. Чтение учащихся вслух, определение в процессе чтения границ
относительно законченных отрывков (с помощью учителя) по данному
плану:

1) Береза у самой дороги.

2) Передышка.

3) Береза ранней весной.

4) Передышка осенью.

5) Передышка - место отдыха для всех.

6) Костер у самых корней Передышки.

4. Перечитывание рассказа по частям про себя; индивидуальные задания
отдельным учащимся по каждой части (самостоятельная работа):

1) Пересказать близко к тексту, (по первой части)

2) Подобрать синоним к слову славно, ответить на вопрос: Почему
березу прозвали Передышкой? (по второй части)

3) Ответить на вопросы: Какой была Передышка весной? Какие
образные выражения использованы в тексте для описания березы? (по
третьей части)

4) Дать по тексту ответ на вопрос: Какой становилась Передышка
осенью? (по четвертой части)

5) Объяснить выражение «из года в год», воспроизвести его в
предложении, (по пятой части)

6) Прочитать этот отрывок с соответствующей интонацией и выразить
свое отношение к поступку ребят (работа по анализу этой части рассказа).

- Когда вы читали рассказ, какую картину вы видели? (Предлагается
задание нарисовать словесный образ березы, какой учащиеся представили ее
себе по рассказу; использовать слова и образные выражения из текста:
зеленая, развесистая, зеленый листья шумят, будто зовут передохнуть; стоит
нарядная, сплошь усыпанная молодыми листочками и др.)

- А теперь подумайте и скажите, что по-вашему, самое главное в этой
части рассказа.

- Береза - очень красивое дерево.

- Она многие годы служит местом отдыха для людей и птиц.

5. Обобщение учителя:

- Береза - это часть нашей прекрасной природы, которой мы любуемся,
наслаждаемся и пользуемся ее дарами в жизни. На следующем уроке мы
прочитаем о том, что случилось с Передышкой.

6. Задание на дом по выбору: придумайте сказку о березке; опишите
свою березку; подберите стихи, пословицы, загадки о березе.

Чтение второй части и общий анализ всего рассказа проводится на следующем уроке.


Вкниге для классного чтения включено значительное количество народных и литературных сказок. Очень важно, чтобы учитель начальных классов по достоинству оценил важность жанра в детском чтении. Приведем несколько отрывков из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

«Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -творение народа...

Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существуют прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово...

Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки...

Создания сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития...

Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира — значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить...

В часы вечерних сумерек мои ученики сложили десятки сказок, которые объединены в рукописном сборнике под названием «Сказки вечерних сумерек».

Так велико, по мнению В.А. Сухомлинского, значение сказок в детском чтении.

Уроки чтения сказок о животных, волшебных, бытовых следует строить так, чтобы дети какое-то время «жили» в сказочной обстановке. И не надо разрушать этот условный мир, «пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). И не надо бояться того, что сказка затруднит познание жизни, истинных закономерностей природы: дети прекрасно понимают, что звери и птицы не говорят, что камень не возвращает человеку молодость, что нет Бабы Яги... Но если бы дети не переживали в сказке борьбу добра и зла, не получали бы представлений о правде, чести, красоте, их нравственный мир был бы узок.

При первичном знакомстве учащиеся воспринимают конкретное содержание сказки. В таком же плане проводится беседа аналитического характера. А в заключительной части урока ярко выраженная идея сказки переносится в реальную обстановку: выясняется, не бывает ли так в жизни, чему учит сказка, что понравилось в ней, что в сказке осуждается. При всем этом сказка остается сказкой, а дети обогащаются народной мудростью.

Есть определенная специфика в изучении сказок, обусловленная характерными особенностями сказки как жанра. Сказки имеют необычную композицию: традиционный зачин (жили-были); троекратные повторы с появлением новых действующих лиц; счастливый конец, благополучный исход - справедливость восторжествовала, добро победило зло. В сказке преобладает вымысел (Баба Яга летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках); в ней особый, сказочный язык, яркие изобразительные средства, необычная речь героев, сказки сказывают, рассказывают (чаще, чем читают), поэтому они являются благодатным материалом для развития речи: «детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком» (В.А. Сухомлинский).

При желании можно подготовить пересказ - инсценировку изученной на уроке сказки. При подготовке к выполнению этого задания следует обратить внимание на художественность пересказа, на «сказочную» интонацию и на интонацию персонажей.


КОНСПЕКТ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ УРОКА ЧТЕНИЯ СКАЗКИ «ТРИ ДОЧЕРИ»

Тема: татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить с одной из сказок других народов с некоторыми особенностями сказок как жанра; подготовить учащихся к пересказу-инсценировке; раскрыть воспитательную ценность сказки (равнодушие, притворство, ложь наказываются, а добродетель, милосердие вознаграждаются).

Оборудование: книжная выставка - сборники и отдельные издания сказок других народов литературные сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н.Толстого, СЯ. Маршака, К.И.Чуковского, Ш.Перро, Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Д. Родари и др.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

- Внимательно послушайте, что я вам расскажу.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей... Была зима. Шел январь. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу деревья стояли в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетел ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую пору под вечер мачеха послала падчерицу в лес за цветами - подснежниками... В лесу теперь страшно! А подснежники только в марте появляются. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах. Заплакала девочка и пошла...

2. Узнавание сказки по отрывку.

- Что я вам рассказала?

- Сказку.

- Да, это начало сказки СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев». Не знаете
ли вы, чем кончилась эта сказка? Что случилось с девочкой? (Дети еще не
читали эту сказку.) Мы прочитаем эту сказку попозже, но вы не волнуйтесь:
ведь все сказки хорошо кончаются. Вам рассказывали сказки дома бабушки,
мамы, в школе читала учительница. Давайте проведем игру-конкурс. «Кто
быстрее вспомнит знакомые сказки на родном и русском языках?». Вот и
книжная выставка вам поможет. (Кратко обобщается результат конкурса.)

- Сказки любят не только дети, но и взрослые. В сказках есть добрые и
злые, умные и глупые, жадные и щедрые, красивые и безобразные. А за что
вы любите сказки?

- В них всегда хороший конец.

- Когда слушаешь - страшно, а в конце - радуешься.

- Сказка интересно слушать, читать и рассказывать.

- Вот сегодня мы с вами будем читать и рассказывать татарскую сказку
«Три дочери».

3. Словарная работа.

- В этой сказке есть новые для вас слова и выражения: работала день и
ночь - это значит: очень много работала; холст — грубая материя из льна,
которую делают дома (ткут, наткать холста); слова черепаха, паук вы
поймете, посмотрев на рисунки - иллюстрации в книге.

4. Чтение или рассказывание сказки учителем. Слушая чтение учителя,
учащиеся улавливают характерный для сказки неторопливый, размеренный
темп, разговорную интонацию персонажей: оттенок хитрости, притворства,
лжи - в словах белочки; доброжелательным тоном читается все, что
относится к младшей дочери: ведь, когда белочка постучалась к ней и она
узнала, что надо поспешить (синоним - торопиться) к больной маме, младшая
дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук (она пекла хлеб) и побежала к
своей маме. О младшей дочери белочка говорит словами с ласкательным
значением.

5. Чтение сказки одним учеником; чтение про себя и выполнении
задания: разделите сказку на часть так, чтобы потом прочитать ее по ролям;
подумайте, с какой интонацией вы будете читать роли белочки, дочерей и от
автора.

6. Чтение по ролям.

7. Беседа по содержанию: каждый читавший роль дочерей дает им
характеристику на основе текста, используя авторские слова.

8. Подведения итога урока.

- Почему белочка наказала старшую и среднюю дочь, а младшую
наградила?

- Какие слова, сказанные белочкой младшей дочери, могут быть добрым
советом для всех? («Приноси же ты всегда людям сладость и радость».)

9. Задание на дом: пять человек будут готовить инсценировку по сказке
«Три дочери»; остальные - пытаться сочинить свою сказку.

По-разному можно подготовить детей к слушанию сказки. Например, на перемене дети играли б снежки, лепили снежные фигурки, радовались первому снегу. Начался урок. Ребята еще не отключились от своих впечатлений.

- Хотите, расскажу сказку про снежную королеву? - говорит учитель.

- Очень!

И таинственным голосом, тихо учитель начинает: «Жила-была...» Сказка - один из любимейших жанров детворы, и общение с ней всегда должно приносить радость учащимся.


Методика чтения стихотворений.

Прежде чем рассматривать особенности методики чтения стихотворений в начальных классах школы, необходимо кратко объяснить, что такое стих. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как»особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы».

Каковы существенные признаки стихотворной речи? Л. И. Тимофеев отмечает, что вряд ли можно выделить один какой-либо решающий признак. В качестве такого единственного ведущего признака даже нельзя признать рифму (созвучие концов стихотворных строк), поскольку существуют белые стихи, для которых рифма не характерна.

Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создаётся определённым повторением ударных и безударных слогов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

В начальных классах школы учащиеся практически знакомятся с ритмом и рифмой. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).

Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. «Обращение к стихам, - пишет он, - есть своего рода заявка на эмоционально окрашенную речь. Отсюда и вытекает, по сути дела, главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменнаяинтонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах».

Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стихи получают разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.


Методика анализа стихотворений.

Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические.

В книгах для чтения (2-4 классы) представлены эпические и лирические стихотворения.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определённую сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы.

Примером эпических произведений, помещенных в книгах для чтения, являются такие, как «Разговор с сыном» С. В. Михалкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» II. А. Некрасова.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенности действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы.

В лирических стихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом стихотворении они отсутствуют, а в лирическом - не изображаются жизненные картины. Нет, и в эпическом, и в лирическом произведениях возможно изображение и того и другого. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя -это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут бить обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т. п. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и др.

В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: ют первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Однако, в отличие от


рассказа или эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

Итак, своеобразие анализа стихотворений о природе состоит в создании благоприятных условий для глубоко эстетического восприятия учащимися живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен, как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создаётся вопросами следующего характера:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Или: Какое
чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите).

- Какой вы представили себе черемуху, слушая стихотворение С. Есенина?
(Какой вы представили себе весну, слушая стихотворение И. Бунина?)

На втором этапе работы над стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает им еще раз прочитать текст про себя и рассказать, какие картины они «видят». учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся создают словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора.

Полнота пейзажного образа создаётся тем, что, наряду со зрительными компонентами. Сюда органически входят и слуховые и обонятельные. Поэт не только видит природу, по и слышит её, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи.... Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Поэтому важно не превратить анализ в логический; ему всегда должна быть присуща сильная эмоциональная сторона. Например, прочитано стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...», учитель предлагает детям поделиться своими первыми впечатлениями (Какое это стихотворение: радостное или грустное? Почему вы так думаете?). Анализ стихотворения направлен на то, чтобы помочь учащимся увидеть те картины поздней осени, которые видит поэт, услышать то, что он слышит («...ветер злится да стучит в окно», «Словно как с испугу раскричавшись, к югу журавли летят»). Дети читают слова, которыми автор передаёт свае ожидание зимы.

Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших условия раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений).

В процессе анализа стихотворения учитель создаёт для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого, как наиболее точно передающего чувство, отношение, наиболее точно описывающего предмет, и т. д.). Например, И. Бунин в последней части стихотворения «Первый снег» употребил слово «простились», передавая тем самым наше отношение к веренице гусей, летящих над полем, покрытым первым снегом:

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Вряд ли можно подобрать другой глагол, который оказался бы здесь более удачным. Иногда замена возможна, но, сравнивая слово, употребленное автором, и синоним, учащиеся убеждаются, насколько более точным является авторское слово (например: «Вот дождик брызнул, пыль летит...» Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»).

Социально-политическая лирика, так же как живописная, передаёт авторское отношение к окружающему его миру. Своеобразие лирических стихотворений социально-политического плана состоит, прежде всего, в том, что объектомизображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе анализа выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.


ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.

Тема: А.С.Пушкин "Люблю тебя, Петра творенье...",

"Зимняя дорога".

Ц е ль: познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, показать любовь поэта к своему Отечеству, формировать качества чтения, навыки работы над изобразительными средствами.

Ход занятия

I.Проверка домашнего задания и изучение нового материала.

I. Вступительное слово учителя.

Сказки любят не только дети, зачитываются ими и взрослые. Сказки помогают нам пролететь на ковре-самолёте, сделаться невидимкой, в сапогах-скороходах дойти до тридевятого царства, тридесятого государства. Один из великих поэтов восторгаясь русскими народными сказками, воскликнул: "Что за прелесть, эти сказки!". Это был А.С. Пушкин.

(Портрет А. С. Пушкина)

Родился А.С. Пушкин в Москве. Не любимым его городом был Петербург. Кто знает, в честь кого был назван этот город Петербургом? Почти 300 лет тому назад в 1703году русский царь Петр 1 решил построить на севере на берегу р. Невы новый город и назвать его столицей российского государства. Этот город нужен был ему для того, чтобы как выражался Петр I, "прорубить окно в Европу", т.е. чтобы укрепить связи с европейскими государствами, начать торговать и тем самым сделать Русское государство сильным и богатым.

Петербург стал одним из красивейших городов мира. Он был построен на Неве, его улицы пересекали очень много каналов. Берега Невы иводных каналов были окованы красивыми, вылитыми из чугуна решётками. На одной из улиц, которая проходила по берету протока р. Невы Мойка, был дом Пушкина. Пушкин очень любил побродить по Петербургу, наблюдая её мирное неторопливое течение, которое сам назвал "державным". Проспекты и улицы Петербурга геометрически прямы и строги.

(Демонстрация слайдов)

Особенно красив этот город в начале лета, когда стоят "белые ночи". Что вы знаете о "белых ночах"?

В Петербурге да и вообще на севере в начале лете не бывает темно, т.к. солнце не успевает низко спуститься за горизонт. В такие "белые ночи" любил Пушкин бродить по пустынному городу, созерцая ажурные кружева чугунных оград.

В прозрачном' сумраке "белых ночей" любил поэт из окна квартиры любоваться Адмиралтейским золоченым шпилем, который был воздвигнут на здании бывшего Морского министерства. своему городу Пушкин посвящает поэму "Медный всадник", отрывок из которой мы и будем читать.

II. Чтение стихотворения учителем (наизусть).

III. Проверка восприятия.

1. О чем рассказывает Пушкин в этом стихотворении?

2. С каким чувством говорит он о Петербурге?

IV. Чтение детьми. Логический анализ.

1. Какой общий вид имеет проспекты, улицы и здания, т.е. весь город?

2. Что говорит о Неве поэт? Почему он называет ее течение "державным"? Какое
слово выбрал он, что передать мерное, необходимое течение.

3. Что еще узнали мы о Неве из описания Пушкина?

4. О каком чугунном узоре оград говорит Пушкин?

5. Как называет петербургские ночи поэт?

6. Обычная ночь темна, а в этих ночах что замечает поэт? Как называет
Петербург поэт? Почему? (как сказать это по-другому).

Чтение II части

7. Как описывает Пушкин пустынные ночные улицы? Почему он называет их
"спящими громадами"?

8. Что еще видит поэт в белую ночь из окна своей комнаты?
Почему Адмиралтейская игла светлая?

9. Как описывает поэт озаренное солнечными лучами утреннее небо?

V. Работа над иллюстрацией.

Художник изобразил на картине Пушкина в минуты его творчества. Какими строчками из стихотворения можно подписать этукартину?

VI. Выборочное чтение

Найдите строчки, которые позволяют очень ясно представить, что такое "белые ночи". Прочитайте их.

VII. Подготовка к выразительному чтению.

1. Как относится поэт к Петербургу?

2. Какие чувства (кроме любви) он выражает в стихотворении еще?

3. С каким чувством читал бы Пушкин сам это стихотворение:

а) читая стихотворение приподнято, с чувством гордости, мы должны определить
и темп чтения, (спокойный, неторопливый);

б) помогут выразительно прочитать стихотворение и логические ударения, т.е.
выделение самых важных слов особой силой голоса и интонацией и паузы.

 

VIII. Работа над партитурой. Образцовое чтение учителем (с указкой).

 

IX. Самостоятельное чтение детьми. Подготовка к выразительному чтению (дождиком).

Прочитайте стихотворение про себя..

Сколько картин можно увидеть, читая пушкинские строки?

Разделите мысленно стихотворение на части.

1. Что изображает в первой части поэт?

2. Почему выбрал он слово "пробирается", а не плывёт, катится (преодолевая
мрачные тучи, туманы, которые волнами спадают на землю, пробирается
луна).

Найдите в первом четверостишье слово, которое повторяется дважды. Какое настроение оно отражает?

3. Прочитайте вторую картину. Что изображал в ней поэт? Почему зимнюю дорогу
он называет скучной вечером на дороге не видно ни одного ездока, ни одной
тройки, не слышно в зимнем лесу ни одного звука. Но вот показалась одинокая
тройка. Звон однообразных колокольчиков разрывает эту тишину.

4. Какие слова в этой части усиливают печальное, грустное настроение? (скучной,
однозвучный, утомительно гремит).

Что слышится путнику в песнях ямщика?

Прочитайте последнюю часть стихотворения.

Какие картины, образы представлены тебе?

Какие слова подчеркивают грустное тоскливое настроение путника?

Как поэт говорит о длинной дороге?

6. Подготовка к выразительному чтению. Какое настроение вызывает это стихотворение? С каким чувством надо его читать?

В каком темпе? Обратите внимание на многоточие. Они подсказывают нам, что здесь нужно сделать более длительные паузы.

7. Выразительное чтение.

8. Словесное рисование

Сколько же картин мысленно представим мы, читая стихотворение.

Назовите, озаглавьте их строчками из стихотворения, (строчки написаны на доске).

9. Обобщение прочитанного.

Сегодня мы прочитали совершенно разных стихотворения А.С. Пушкина.

О чем они?

И хотя в них он говорит о разных вещах, и в первом и во втором чувствуется единое

настроение, одинаковое отношение к своей Родине.

Россия очень дорога поэту, он любит её, с чувством гордости рассказывает о

столице, ему милы картины зимней природы и даже в грустном пейзаже зимней

ночной дороги он видит и чувствует родное, русское, милое его душе.

Об этом и другие стихи, сказки и рассказы Пушкина.

III. Выставление оценок.

ГУ. Домашнее задание.

Выразительно читать первое стихотворение, наизусть второе.

 

Представьте, что вы в Петербурге на конкурсе чтецов должны прочитать это стихотворение. Продумайте позу, мимику лица.

 

X. Выразительное чтение.

Анализ чтения (у доски).

"Зимняя дорога" 1. Подготовка к восприятию.

Пушкину приходилось очень много ездить. То царские власти отправляют го в ссылку, и он едет через всю Россию, то ему нужно собрать материалы о руководителе восставших крестьян Пугачёве, и он отправляется на тройке по местам восстания, то уезжает в Москву чтобы издать книгу. Единственным круглогодичным и надежным средством передвижения была в те времена конная упряжка: зимой сани, в другое время - карета.

Особо дальние переезды совершали на тройках т.е. в упряжках из трёх лошадей. Впереди на особой скамейке (облучке) садился ямщик, сзади него под навесом -пассажир.

В зимнюю непогоду поездка была многодневной, долгой и утомительной. Однообразно позвякивал колокольчик, подвешенный к дуге. Медленно тянулась упряжка от одного верстового столба к другому, которые окрашивали черно-белыми полосами, чтобы были заметнее.

Изредка в пути попадались деревни, где избы протапливались по-черному, т.е. без трубы, дым выходил в дыру, пробитую в соломенной крыше. И если даже удавалось ехать на тройке, запряжённой борзыми (быстрыми) лошадьми, картина не менялась.

Свое впечатление от таких переездов передает Пушкин в стихотворении "Зимняя дорога".

П. Прослушивание музыки. Чайковский "Грёзы зимней дорогой."

Стихотворение Пушкина очень любил русский композитор П.И. Чайковский.

Однажды он прочитал стихотворение "Зимняя дорога", и создал симфонию "Зимние

грёзы". "Грёзы зимней дорогой".

Прослушивание начала симфонии

Рассказ учителя

Широко раскинулись бескрайние снежные равнины. Куда не кинешь взор - всюду бело и пустынно. Самому себе кажешься маленьким, затерявшимся среди необозримых просторов земли русской... Мерно побрякивают бубенчики на шеях у лошадей, поскрипывают полозья саней. Ямщик затягивает песню. Широко разносится она, отдаваясь в придорожном лесу. Вечереет. Поднимающийся ветерок кружит, завивает верхушки сугробов. Таинственные шорохи доносятся из лесу. Убаюканный мерным покачиванием саней, пригревшись в теплом тулупе, слушает путник сквозь дремоту пение ямщика и действительность сплетается с грёзами, порождая смутные, неясные образы...

4. Чтение учителем стихотворения.

5. Проверка восприятия. В какое время суток показано зимнюю дорогу.

6. Чтение детьми. Логический разбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.