Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У Психологический практикум




\

ЧРИ иИ Игра «Законодатель поз»

Цель игры: обратить внимание участников друг на друга и создать чувство группы, объединиться для совместной работы.

Участники игры становятся в круг, кто-то называет имя любого из участников. Тот принимает какую-нибудь позу, вслед за ним все остальные повторяют эту позу. Выдержав незначительную паузу, этот участник хлопает в ладоши, как бы освобождая остальных, и называет имя следующего участника. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает «законодателем» поз.

Обсуждение, анализируются изменения эмоционального состояния участников игры в связи с изменением позы и подражанием другому человеку.

Игра «Часы»

Цель игры: повысить сплоченность группы, эффективность группового взаимодействия.

Ведущий приглашает 12 участников игры встать в круг и представить себе, что все они в этот момент образуют большие часы и каждый означает какую-нибудь цифру на циферблате. Ведущий поясняет, как эти часы показывают время. Он быстро называет время в часах и минутах, и тот, кому выпало изображать часовую стрелку, хлопает в ладоши, а тот, кто изображает время в качестве минутной стрелки, говорит «бом». Если ведущий называет время только в часах (без минут), то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши и вслед за этим говорит «бом». Если в группе больше 12 человек, то ведущий либо производит замену игроков, либо привлекает «свободных» к игре в качестве наблюдателей или контролеров.

Обсуждение: анализируются ответы на вопросы:

— Какие чувства испытывали участники, когда «часы» давали сбой?
А когда работали точно?

- Как эмоциональное состояние участника игры влияло на группу,
эмоциональное состояние группы — на участника?

Игра «Террористы»

Цель игры: структурировать группы, слаженно взаимодействовать в группе.

Все участники игры делятся на четыре малые группы по четыре человека в каждой. Четвертый человек в каждой группе — наблюдатель или контролер. Группам присваиваются имена - первая, вторая, третья и четвертая. Ведущий объявляет порядок игры в три периода.

В I периоде первая группа играет со второй, третья — с четвертой. Причем первая и четвертая — «террористы», вторая и третья -«экипаж». «Террористы» захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут у «воздушных пиратов» начинается спор: они хотят лететь в разные страны. Кто из участников в какую страну хотел бы лететь, может определяться заранее либо в момент «захвата», или же страну указывает наблюдатель. Таким образом, в каждом противостоянии есть четыре заинтересованные стороны:

а) «экипаж», который хочет лететь по маршруту;

б) 1-й «террорист», который хочет лететь на Канары;

в) 2-й «террорист», который рвется на Мадагаскар;

г) 3-й «террорист», который полетит только в Мозамбик.

На выяснение отношений отводится по 10 мин, затем определяется, куда же все-таки летит самолет. Если стороны не пришли к единому мнению, наблюдатель записывает всем по 2 штрафных очка. Если победило мнение одного из «террористов», он получает 2 очка, остальные двое - по 0,5 очка, а «экипаж» - 0 очков. Если принимается мнение «экипажа», то его члены получают по 1 очку, а каждый «террорист» — по 0,5 очков. Если хотя бы один «террорист», не согласный с итогом обсуждения, принимает решение взорвать «самолет», то он получает одно штрафное очко, а все остальные — по 0,5 штрафные очка.

Во II периоде первая группа играет с третьей, а вторая - с четвертой, в III периоде: первая играет с четвертой, а вторая - с третьей. В III периоде роли «экипажа» и «террористов» определяются жребием.

Все результаты игры наблюдатели заносят в таблицу, которую затем отдают ведущему, а он сводит данные в единую таблицу: (Т - террорист, Э — экипаж).

Обсуждение: во-первых, подводятся итоги и объявляются победители — те, кто набрал больше очков. Во-вторых, участники обмениваются мнениями относительно того, кто был лучшим «террористом», а кто — лучшим «летчиком», в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы «захватить самолет» в игре и втройкг с кем хотелось противостоять нападению в качестве «экипажа самолета». Желательно свою точку зрения аргументировать.

№ Фамилия,,,,,

,_ I период II период III период _

Группа игрока или имя Сумма

игрока 113 Бапл т;э Балл Т/Э Балл
Первая 1 Т Э Э

2 Т Э Э

3 Т______ Э_ Э

Вторая 4 ЭТТ

5 ЭТТ

_________ 6______ Э______ Т_________ Т

Третья 7 Э Т Э

8 Э Т Э

_________ 9______ Э____ Т___________ ^_Э

Четвер­
тая 10 ТЭТ

11 ТЭТ

12 Т_____ Э_ Т_________

Игра «Фантасмагория позитивная»

Цель игры: продемонстрировать основные механизмы групповой динамики, диагностировать психологическое состояние группы.

Все участники закрывают глаза. Через какое-то время каждый по очереди открывает глаза и описывает только внутренние качества (т.е. без внешних?) того участника группы, который ему наиболее симпатичен. Каждый участник в это время «применяет на себя» ту или иную характеристику.

Игра «Фантасмагория негативная»

Цель игры: продемонстрировать основные механизмы групповой динамики, диагностировать психологическое состояние группы.

Все участники закрывают глаза. Через какое-то время каждый по очереди открывает глаза и описывает только внутренние качества (т.е. без внешних!) того участника группы, который ему наиболее несимпатичен. Каждый участник в это время «примеряет на себя» ту или иную характеристику.

Игра «Рисуем все»

Цель игры: сплотить группу посредством коллективного творчества, научить переживать групповые эмоциональные состояния (позитивные и негативные).

* Ведущий обращается ко всем участникам: «Давайте все вместе мысленно нарисуем картину. Я беру холст и рисую на нем что-то, потом передам его Тане, она слева от меня. Она нарисует на нем то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст его следующему участнику». После того, как ведущий убедился, что все участники группы поняли, как они будут рисовать картину, он берет воображаемый холст в подрамнике и говорит: «Я беру холст и рисую на нет линию горизонта» и передает будущую картину участнице, сидящей слева. Он внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник.

Побывав у всех, картина возвращается к ведущему. Он берет воображаемую картину и говорит: «\Л вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовал я...» И далее он ' проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя каждого по имени и обращаясь в этот момент непосредственно к нему. Если группа большая, то можно привлечь еще одного-двух участников игры, которые будут выполнять ту же роль, что и ведущий, по своему сегменту круга.

Обсуждение: обычно проходит на фоне очень сильного эмоциональ­ного единства. Участники обмениваются своими переживаниями, чаще позитивными, хотя, возможно, и негативными.

Тест «Психологический климат в группе» (социометрический)

Каждый студент получает текст с описанием указанных ниже ситуаций и выполняет соответствующие действия.

Ситуация I

Предположим, что эффективность выступлений Вашей групповой команды КВН в последние годы существенно снизилась, так как на сцену вышли аналогичные конкурирующие студенческие группы. Необходимо разработать новую стратегию подготовки и участия в КВН Вашей группы.

А. Возглавить эту работу поручили Вам лично:

1. Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б. Если бы возглавить эту работу поручили другому студенту Вашей группы:

1. Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
Вас в свою команду?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 2

Вашей группе предстоят ответственные переговоры с Вашим «трудным» деканом, весьма важным лицом, влияющим, например, на распределение стипендиального фонда или проведение досуга и т.п. От успеха этих переговоров зависит выгодное или по крайней мере справедливое для Вашей группы решение проблем.

А. Возглавить переговоры поручили Вам лично:

1. Кого Вы пригласите в свою команду для этой цели (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не возьмете в свою команду (только
одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б. Если бы возглавить переговоры поручили другому студенту Вашей группы:

1. Кто этот человек, который, как Вы уверены, обязательно
пригласит Вас в свою команду для этой цели (только одну фамилию)?.

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Как Вы думаете, а кто совершенно точно не стал бы приглашать
Вас в свою команду?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 3

В помещении Вашего вуза или общежития произошла авария (пожар, затопление). Экономя финансовые средства, руководство решило часть восстановительных работ произвести своими силами*А. Вас включили в состав ремонтной бригады:

1. Кого бы Вы хотели видеть рядом с собой во время этих
непривлекательных, не соответствующих Вашим должностным
обязанностям работ (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. С кем Вам совершенно точно не хотелось бы выполнять такую
работу (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас принять такое решение? Б.

1. Кто тот человек, который, как Вы уверены, хотел бы вместе с
Вами участвовать в этом деле (только сдну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы с
Вами участвовать в этом деле (только сдну фамилию)?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 4

Руководство Вашего факультета решила за свой счет организовать для студентов веселый пикник с выездом на природу. А.

1. Кого бы Вы хотели непременно видеть на этом увеселительном
мероприятии (только одну фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого бы Вам совсем не хотелось видеть на пикнике (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению? Б.

1. Кто, как Вам кажется, хотел бы Вас видеть на пикнике (только
одну фамилию)?

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто, по Вашему мнению, совершенно точно не захотел бы Вас
там видеть (только одну фамилию)?

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Ситуация 5

Вы решили отметить у себя дома Ваш собственный день рождения.

А.

1. Кого Вы обязательно пригласите на этот праздник (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас сделать такой выбор?

2. Кого Вы совершенно точно не станете приглашать (только одну
фамилию)?

Какие качества этого человека побудили Вас прийти к такому решению? Б.

1. Кто, как Вам кажется, из Вашей группы обязательно пригласил
бы Вас на свой день рождения (только одну фамилию)?.

Как Вы думаете, какие Ваши качества побудили бы его сделать этот выбор?

2. Кто из Вашей группы совершенно точно не стал бы приглашать
Вас на свой день рождения (только одну фамилию)?.

Как Вы полагаете, какие Ваши качества подвели бы его к этому решению?

Затем проводится обработка поступивших ответов. По каждой ситуации подсчитывается количество:

—положительные выборов;

—отрицательных выборов;

—предположений о положительных выборах;

—предположений об отрицательных выборах.
Выявляются:

 

—лидеры, или «звезды», группы, получившие больше всего
положительных выборов;

—члены группы, получившие среднее число положительных
выборов;

—члены группы, получившие меньше всего положительных
выборов;

—аутсайдеры, получившие больше всего отрицательных выборов;

 

—члены группы, получившие среднее число отрицательных
выборов;

—члены группы, получившие меньше всего отрицательных
выборов;

—микрогруппы.

Обсуждение: проводится по результатам тестирования с точки зрения психологического климата в группе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.