Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения




J9


к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармо­нически развитой, творчески мыслящей личности. П. Ф. Лесгафт соб­рал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которой была положена активность и самостоятельность играющих. Будучи убежден, что игры воспитывают не сами по себе, Лесгафт исключитель­но большую роль отводил руководителю — педагогу:

«Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения»*.

Труды П. Ф. Лесгафта внесли фундаментальный вклад в создание отечественной прогрессивной системы физического воспитания, и в особенности теории и методики игр. В своих основных положениях его идеи не потеряли своего значения и в наши дни.

В последующие годы эти идеи продолжали развивать многие уче­ные. И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и форми­рованием процесса мышления, познанием внешнего мира. Е. А. Пок­ровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума»**. Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника, а врачи должны специально изучать их как «отдельную отрасль педиатрии».

Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и ме­тодики игр разрабатывали советские ученые, и в первую очередь В. В. Гориневский, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев, М. В. Лейкина. Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, наиболее доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития.

Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Главная ценность игры и ее спе­цифическое отличие состоят в том, что она представляет собой коллек­тивную деятельность и, следовательно, учит общественным отно­шениям.

«... Школа,—по мнению Н. К. Крупской,—отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры»***.

Чтобы воспитать детей высокодисциплинированными, инициатив­ными, настоящими коллективистами, нужно шире использовать игры.

* П. Ф. Лесгафт. Собр. педагогических соч. Том II. М., ФиС, 1952, стр. 318.

** Е. А. Покровский. Детские игры, преимущественно рус­ские. 1887, стр. 27.

*** Н. К. Крупская. «О детском движении». Сб. статей. М., «Молодая гвардия», 1926, стр. 28.


Совместные действия помогают познать себя, понять друг друга и ук­репляют дружбу между ребятами. Особенно высоко ценила Н. К. Круп­ская самостоятельные игры детей. В них ребенок учится «взвешивать обстоятельства», преодолевать трудности, подчинять свои действия интересам всего коллектива.

Большое значение Н. К. Крупская придавала отбору. Есть игры, которые не соответствуют нашей коммунистической морали, вызывают ажиотаж, прививают отрицательные качества. И есть игры, которые помогают воспитать активность, инициативу, уважение к товарищам, сознательную дисциплину. Эффект воспитательного воздействия во многом определяется ролью руководителя, его умением вести игру. Излишняя регламентация мешает воспитанию сознательной дисцип­лины, подавляет инициативу, лишает игру ее эмоциональности. Н. К- Крупская рекомендовала руководителям хорошо изучить исполь­зуемую игру, обеспечить в ней условия для самостоятельной инициа­тивы и учитывать возрастные особенности, чтобы правильно дозировать нагрузку.

С именем выдающегося советского педагога А. С. Макаренко свя­зано дальнейшее развитие теории и практики использования игр в вос­питательной работе с детьми. Именно он возвысил роль игровой дея­тельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с трудовой, учебной и общественной деятельностью. Разработав стройную систему использования разнообразных игр (подвижных, спортивных, военизи­рованных), он дал в руки педагогов самый эффективный метод воспи­тания навыков общественного поведения. Особенно велико значение выдвинутого им принципа сочетания труда и»гры. Игра, по мнению А. С. Макаренко, тот же труд. «Она приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы» *.

Поэтому качества, приобретенные в игре, легко и незаметно пере­ходят в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила А. С. Макаренко заключить, что «вос­питание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» **.

Давний и глубоко осознанный интерес к играм передовой части русских ученых, получивший дальнейшее развитие в годы Советской власти, послужил основой ддя формирования прогрессивной, научно обоснованной системы использования игр как средства коммунистиче­ского воспитания. Тщательный отбор игр, систематическое их исполь­зование и проведение под руководством квалифицированных препода­вателей позволяют добиваться больших результатов в воспитании. В то же время широкое применение игрового метода повышает общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учет возрастных особенностей и проведение игр в сочетании с другими видами физи­ческих упражнений оказывают благотворное влияние на развитие организма и физическую подготовку детей и подростков.

* А. С. Макаренко. Пед. сочинения. М., АПН СССР, 1948„ стр. 211. ** Т а м же.


 




В советской системе физического воспитания играм отведено одно из основных мест. С их помощью решается широкий круг задач. Ис­пользование игр в дошкольных и школьных учреждениях помогает решить массово-оздоровительные и образовательные задачи. Кроме того, с успехом решаются задачи агитационно-пропагандистские. !С помощью телевидения многомиллионная армия школьников приоб­щается к интересным и вполне доступным формам спортивных развле­чений — к участию в соревнованиях по подвижным играм в рамках состязаний «Спортландия», «Веселый час».

В наше время исключительное значение приобретает своевремен­ное знакомство детей со спортом, что позволяет им заранее определить свой выбор. Решению этих спортивно-образовательных задач в нема-.лой степени способствует широкое проведение соревнований по упро­щенным вариантам спортивных игр (мини-футбол, мини-баскетбол и т. п.). В нашей стране ставшие традиционными соревнования на приз клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и т. п. ежегодно соби­рают сотни тысяч юных участников. Задачам военно-патриотического воспитания отвечает проводимая по инициативе ЦК ВЛКСМ всесоюз­ная игра «Зарница». Она помогает делу воспитания молодежи на ре­волюционных и боевых традициях старшего поколения, а также поз­воляет приобретать прикладные навыки, необходимые для защиты Родины.

Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания де­тей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период за­нимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем больше значение игры.

В дошкольном возрасте игровая деятельность — это основной вид.деятельности ребенка. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решаются с помощью широкого круга подвижных игр. В до­полнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег и простейшие метания.

В младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основ­ное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1—2-х классах. С помощью игр преподаватели физического вос­питания успешно проводят обучение новым движениям и закрепляют изученные ранее.

В 3—4-х классах игры дополняют всевозможными общеразвиваю-щими упражнениями и специальными упражнениями из легкой ат­летики, гимнастики, лыжного спорта и плавания. При обучении этим упражнениям подвижным играм отводится важная роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений.

Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использовать и несложные командные. Многие из них являются подво­дящими к спортивным играм.

В физическом воспитании учащихся средней школы (5—10-е классы) подвижные игры используют уже меньше. Здесь ведущее значение при­обретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и совершенствования двигатель-


ных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении тех­нике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популяр­ными именно в этот период.

Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать-весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому обяза­тельным условием эффективного применения игр становится их соче­тание с другими видами физических упражнений.

В детских садах, школах и учебных заведениях, домах отдыха и спортивных секциях — везде играм принадлежит свое, вполне опре­деленное место. Игры включают в специальные занятия и уроки для-решения основных задач. В этом случае они проводятся под руководст­вом педагога, приобретая организованную форму. Игры могут прово­диться как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, вечерах и праздниках. В этом случае активная роль принад­лежит обычно самим ребятам и игры приобретают самодеятельную (внеурочную) форму.

Особое место занимает игра в семье. Организованные родителями в свободное время занятия подвижными играми могут стать исключи­тельно важными в воспитании детей вне школы. Специально организу­емые игры на домовых площадках помогают изжить детскую безнад­зорность, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил и способствуют вовлечению школьников в спортивные секции.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерыв­но меняющиеся условия деятельности.

Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламенти­рующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы — некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр — переходных.

Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих и игры с пооче­редным участием (эстафеты).

Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная классификация игр основывается на их деле­нии по двигательным действиям. Различают игры имитационные (с под­ражательными движениями), с перебежками, с преодолением препят­ствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением,, с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).


Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).

Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения.

В последнее время все большую популярность приобретают разно­образные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.

Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обяза­тельно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влия­нием игровых условий превращаются в умения, значительно расширя­ющие возможности их применения в самых различных целях и соче­таниях.

Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества, очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что поло­жительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигатель­ной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при актив­ном сотрудничестве играющих. Суть игры — борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведе­нием играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, орга­низованность, инициативность, решительность, смелость, настойчи­вость.

Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и пол­нее изучить своих воспитанников. В дальнейшем детей специально ставят в условия, в которых необходимые положительные качества совершенствуются наиболее активно. С помощью игр проводится в жизнь ведущий принцип коммунистического воспитания — «в кол­лективе, для коллектива и через коллектив».

Исключительно велико и оздоровительное значение игр. Разно­образная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Одно­временно с непосредственным влиянием нагрузки играющие подвер-


гаются воздействию и естественных сил природы: солнца, воздуха, воды.

В ходе игры нагрузка дозируется не только руководителем, но и самими участниками. Это исключает возможность перенапряжений. Поэтому систематические занятия играми укрепляют внутренние ор­ганы, совершенствуют функциональную деятельность организма, обес­печивают правильное физическое развитие и укрепление здоровья занимающегося.

Таким образом, игры позволяют добиваться разностороннего воз­действия и как следствие — гармоничного воспитания. Широкое применение их обеспечивает полноценное решение задач коммунисти­ческого воспитания.

Выбор игр всецело определяется конкретными задачами и усло­виями их проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвиж­ностью, постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длитель­ных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восполняются. Поэтому для младших школьников игры не слишком длительны. Они обязательно должны прерываться паузами для от­дыха.

Для учащихся 1—2-х классов еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера. Действия в коллективе для них сложны, поэтому им больше нравятся игры с про­бежками, увертываниями от водящего, прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов.

В возрасте 910 лет (34-е классы) у детей наблюдается заметное улучшение координационных возможностей. Прибавка в силе, быстро­те, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая приспособляемость организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания.

В психике детей 9—10 лет также происходят изменения. Увеличе­ние силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и -интересов детей. Развитие оперативного мышления обеспечивает решение более трудных тактических задач. Это особенно важно, поскольку в таком возрасте детей начинают ин­тересовать игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между игровыми коллективами.

Игры мальчиков и девочек 9—10 лет существенно не отличаются. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки и борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры, с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом и пр.).

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а также военизированные игры на местности.


 



3 7-163


6$


Игры для детей 9—10 лет отличаются несколько большей длитель­ностью и интенсивностью игровой нагрузки, более строгим судейством, постоянством в использовании полюбившихся игр. Более выраженным ' здесь оказывается и элемент игрового соревнования.

Игры учащихся 5—8-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значи­тельно усложняются по содержанию. Произошедшие изменения пол­ностью объясняются особенностями возрастного развития.

Глубокие перестройки в организме подростка несколько замедляют совершенствование его двигательных функций. Расстройство коорди­нации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы проходит с ростом силы тормозных процессов и функ­циональным созреванием головного мозга.

Это находит свое отражение в психике подростков, поведение ко­торых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. Проявляющаяся в таком возрасте зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилением роли вто­рой сигнальной системы, делает для подростков доступной сложную тактику командных игр.

В их игровой деятельности еще много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на резуль­тат игры и т. д.), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетными линиями, отра­жающие дух героической романтики и открывающие возможности к самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает сам процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремле­ние к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм близким к ним по своему содержа­нию. Их интересуют также сложные эстафеты с преодолением препят­ствий, игры типа «задания» (где способ действия выбирают сами участ­ники), с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр подростков гораздо боль­ше, чем младших школьников. Поэтому в играх с большим нервным и физическим напряжением нужно с особой тщательностью следить за реакцией играющих, не допуская перевозбуждения и усталости.

Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто игра­ют вместе, в их игровой деятельности резко обозначаются отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, и особенно с танцами и хороводами.

Юноши и девушки 16—17 лет достигают высокого уровня физиче­ского развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Поэтому спортивная подготовка здесь выдвигается на первый план. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.

Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей до­стижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие


из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды, организуя согласованные действия своего коллектива.

Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту дейст­вий пользуются среди них особой популярностью.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования организма еще не закончены. Поэтому подбор их и регулирование нагрузки очень важны. Несмотря на то что интенсивность игровой деятельности может быть значительно уве­личена, она все же не может приравниваться к напряженности дейст­вий взрослого человека.

Программой физического воспитания детей предусмотрено преиму­щественное распределение игр по годам обучения. При этом игры сгруп­пированы по признакам ведущего двигательного действия (табл. 1).

Методика проведения подвижных игр определяется целями и за­дачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организован­ного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

содействовать формированию жизненно важных двигательных на­выков и умений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.