Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ оптового товарооборота




 

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей перепродажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Многие оптовые предприятия наряду с оптовой занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового товарооборота), включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения плана и динамикой оптового товарооборота. Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объёму оптовой реализации товаров, изучают её динамику за несколько лет. Затем анализируется состав и структура товарооборота по разным признакам.

Изучается значимость (доля) товарооборота по каждому из следующих условий оплаты:

1) предварительная оплата (обычно применяется на товары, пользующиеся повышенным спросом, или на разовые заказы);

2) оплата по факту;

3) получение на реализацию (применяют при продаже товаров, спрос на которые невысок, снижается или не определен, а также для новых, ещё не известных покупателям товаров);

4) получение на консигнацию, то есть передача товара покупателю на условиях обязательной его оплаты через определённый период времени, предусмотренный договором (обеспечивает отсрочку платежа и применяется, если на реализуемые товары не находится достаточное количество покупателей и заказчиков, способных оплатить товар немедленно или с предоплатой).

Определяются наиболее приемлемые условия оплаты с точки зрения объёма товарооборота, значимости в обороте и перспектив развития.

При изучении оптового товарооборота по формам товародвижения его разделяют на складской и транзитный с участием и без участия в расчётах. В анализе определяют динамику каждой из форм оборота, выявляют наиболее перспективную, динамичную или наибольшую по объёму и удельному весу форму товародвижения.

Транзитная форма наиболее экономична, особенно без участия в расчётах оптового звена. Транзит обеспечивает минимальные издержки, значительно сокращает время обращения, т. е. ускоряет оборачиваемость товаров, способствует сохранению их качества. Однако транзитную форму реализации не всегда можно применить. Например, товары сложного ассортимента требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, для чего необходим их предварительный завоз на оптовые склады.

Удельный вес складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли (в основном от наличия складских помещений).

Целесообразность складской и транзитной поставок определяют на основе учёта доходов, расходов, прибыли и рентабельности каждой из форм по каждому покупателю в отдельности, в разрезе партий товаров и товарных групп.

Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации (по рыночному и внерыночному). Поставка по рыночному направлению включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. К внерыночному направлению относится поставка товаров предприятиям лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд. Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд может быть для промышленной переработки и для промышленного потребления. В промышленную переработку входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции. В промышленное потребление включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов.

Необходимым элементом анализа будет изучение оптового товарооборота по товарным группам и отдельным товарам, которое производится аналогично анализу в розничной торговле.

Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям. Проверяется выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств.

Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной.

Изучение равномерности выполнения плана оптовой реализации товаров по кварталам, месяцам оформляется так же, как и в розничной торговле. Анализ по меньшим промежутка времени проводится исходя из специфики реализуемых товаров и других факторов, определяющих деятельность предприятия оптовой торговли.

Одной из основных задач оптовой торговли является совершенствование движения товаров от производства до потребителей. Этому содействует применение в управлении процессом доведения товаров до покупателей методов математического программирования и других инструментов логистики.

На следующем этапе анализа определяется влияние различных факторов на выполнение плана и динамику товарооборота.

Основное внимание должно быть уделено трём группам факторов: ■ обеспеченность и использование товарных ресурсов; ■ обеспеченность трудовыми ресурсами, режим и эффективность труда; ■ состояние, развитие и использование материально-технической базы оптовой торговли.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В приходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных. Товарный баланс может также составляться и изучаться в целом по торговой фирме (по оптовой и розничной торговле).

Важным вопросом анализа является изучение качества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач оптовой торговли. Необходимо установить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе), определить, сколько товаров было проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.

Анализ текущих товарных запасов, товарооборачиваемости на оптовых предприятиях практически аналогичен розничной торговле.

Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнение планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товары нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливается своевременность вовлечения товарных запасов в товарооборот. Для этого может использоваться аналитическая таблица, приведённая в прил. 18.

Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации. Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

12.7. Анализ расчётных отношений

 

Анализ управления расчётами нацелен на создание оптимальной структуры активных и пассивных расчётов, сокращение сроков и максимальное увеличение поступлений средств на счета организации. Анализ результатов ускорения расчётов и расходов по его обеспечению поможет предприятию извлечь максимум эффекта в расчётных отношениях с дебиторами и кредиторами, сократить или исключить дефицит денежных средств. На основе анализа расчётов определяют меры по совершенствованию системы учёта расчётных операций, разрабатывают рекомендации по созданию механизма улучшения расчётных отношений, повышению эффективности расчётных операций, улучшению финансового состояния и финансовых результатов.

Первоначально по схеме, предусмотренной в общей методике, анализу подвергаются состав, структура, динамика и оборачиваемость (погашаемость) дебиторской и кредиторской задолженности, а также их соотношение.

Затем разрабатывается политика ускорения и повышения эффективности расчётов, которая заключается в выявлении оптимального сочетания расходов и доходов от операций по ускорению денежных поступлений, повышению ликвидности активов и дебиторской задолженности, увеличению оборачиваемости средств в расчётах и размера прибыли, обусловленного приростом ликвидности и оборачиваемости.

Основные направления политики ускорения и повышения эффективности расчётов заключаются в следующих мероприятиях:

1) предоставление скидок дебиторам за сокращение сроков возврата платежей;

2) использование векселей в расчётах с дебиторами с учётом задолженности в банке для получения средств от дебиторов с уплатой процентов и комиссионных банку, факторинговые операции;

3) предоставление отсрочки платежей с получением процентов от использования коммерческого кредита дебиторами;

4) увеличение притока денежных средств на основе внешнего финансирования – банковского кредита;

5) коммерческое маневрирование, то есть изыскание средств для дополнительных вложений путём проведения специальных коммерческих операций (например, закупка партии товара у поставщика с отсрочкой платежа при условии его немедленной продажи покупателям ниже себестоимости).

При анализе первого способа ускорения расчётов с дебиторами следует сопоставить отдачу вложенных в оборот средств со ставкой предлагаемой скидки за день ускорения расчётов от дебиторов.

Для этого требуется определить рентабельность условно-переменных затрат как отношение прибыли от реализации к величине постоянных затрат. При расчёте переменные затраты следует увеличить на среднюю величину дополнительных вложений в запасы, если увеличение средств в обороте требует увеличения запасов. Рентабельность переменных затрат отражает критический процент скидки дебиторам за отчётный период. Прибыльность на единицу вложенных в оборот средств от сокращения срока расчётов будет равна разности между критической скидкой и скидкой, фактически предоставленной дебиторам на каждый месяц расчётов.

При оценке второго способа ускорения поступлений средств требуется соотнести комиссионные, уплаченные банку, с результатом, полученным от банковских услуг по сокращению сроков погашения дебиторской задолженности, а также сопоставить расходы по операциям с расходами по предоставлению скидок дебиторам за ускорение расчётов.

Третий способ ускорения расчётов с начислением процентов за отсрочку платежей может совмещаться со вторым способом, то есть использоваться в комбинации с применением вексельных расчётов и учётом задолженности в банке.

Следует отметить, что учёт задолженности в банке при втором и третьем способах расчётов может производится без использования векселей. Анализ таких расчётов проводят аналогично представленным методам.

Одним из способов увеличения притока денежных средств на основе внешнего финансирования является банковский кредит.

Эффективность кредита определяется такими показателями, как объём товарооборота на 1 ден. ед. использованного кредита; время обращения кредита; рентабельность кредита; индекс эффективности использования банковского кредита; эффект финансового рычага и его составляющие (дифференциал и плечо).

Расчёт экономически обоснованной кредитной тактики по обеспечению товарных запасов и связанного с нею риска можно произвести на основе товарооборачиваемости. При определении целесообразности вовлечения в оборот заёмных средств относительно процентных ставок по оплате за их использование следует сопоставить даты возможного погашения задолженности со скоростью товарного обращения. Так как каждая группа товаров имеет разную скорость обращения, то и размер кредита будет во многом зависеть от товарных групп, для закупок которых он используется. При этом не исключается возможность использования данного расчёта для всей совокупности товаров соответственно с меньшим эффектом от его применения. По этому методу также анализируется риск возможных отклонений от расчётной величины.

При коммерческом маневрировании оценивая эффективность затрат, выраженных потерями от убыточных операций, необходимо отметить, что с каждой денежной единицы потерянных средств, являющихся платой за привлечение капитала, торговое предприятие получит сумму денежных средств, равную отношению общего валового дохода к величине таких потерь. Конечный финансовый результат от продаж по данным операциям определяется, как обычно, вычитанием издержек обращения из полученного общего валового дохода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.