Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и психодиагностика общих способностей. Тэма 1. Сацыяльна-эканамічнае развіццё краін Еўропы і Паўночнай Амерыкі ў другой палове ХХ‑пачатку ХХІ ст




Семестр.

Тэма 1. Сацыяльна-эканамічнае развіццё краін Еўропы і Паўночнай Амерыкі ў другой палове ХХ‑пачатку ХХІ ст. (2 гадзіны)

1. Аднаўленне эканомікі пасля другой сусветнай вайны.

2. Асаблівасці развіцця дзяржаўна-манапалістычнага капіталізму ў 1950-1960-я гг.

3. Структурныя крызісы 1970‑х – пачатку 1980‑х гг.

4. Галоўныя дасягненні і праблемы эканамічнага развіцця ў сярэдзіне 1990‑х – пачатку 2000‑х гг.

 

Літаратура

Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-199. М., 1994.

Джонсон П. Современность. Мир с 20-х – по 90-е гг. М., 1995.

Дынкин А.А. Новый этап НТР: экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. М., 1991.

История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990-х гг. М., 1995.

Поляк Г.Б. История мировой экономики. М., 1999.

 

Тэма 2. Еўрапейская інтэграцыя ў другой палове ХХ – пачатку ХХІ стагоддзя. (4 гадзіны)

1. Агульны рынак і яго дзейнасць у 1950-1980-я гг.

2. Трансфармацыя ЕЭС у Еўрапейскі Саюз.

3. Еўрапейскі Саюз на сучасным этапе: праблемы і перспектывы еўрапейскай інтэграцыі.

 

Літаратура

Арах М. Европейский Союз: Видение политического объединения. М., 1998.

Борко Ю.А. От европейской идеи к единой Европе. М., 2003.

Варивончик И.В. Новейшая история стран Европы и США (1945-2008 гг.). Минск, 2008.

Европейский Союз: Документы Европейского Союза. М., 1994. - Т. 1-3.

Зуев В.Н. Англия и Общий рынок. М., 1988.

История Европейской интеграции. 1945-1994. М., 1995.

Маастрихтский договор. М., 1994.

Основы права Европейского Союза / Под ред. С.Ю.Кашкина. М., 1997.

Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики (60-80-е гг.) М., 1988.

Шилов В.С. Внешняя политика и партии во Франции (1969-1981). М., 1994.

 

Тэма 3. Вялікабрытанія ў 1970‑1980-я гг. (2 гадзіны)

1. Сацыяльна-эканамічнае развіццё Вялікабрытаніі.

2. Унутрыпалітычнае жыццё краіны.

3. Знешняя палітыка Вялікабрытаніі.

 

Літаратура

Васильев К. История Великобритании. М., 2004.

Науменков О.А. Из истории внутренней политики консервативной партии Великобритании. Саратов, 1989.

Согрин В.В. Британский либерализм: этапы разви

Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: истоки конфликта // Новая и новейшая история, 1990, № 4.

Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 1991.

Риддел П. Десятилетие Тэтчер: как изменилась Великобритания в 80-е годы. М., 1990.

 

Тэма 4. Францыя ў 1945-1970-я гг. (4 гадзіны)

1. Сацыяльна-эканамічнае развіццё Францыі.

2. Унутрыпалітычнае жыццё краіны.

3. Распад каланіяльнай імперыі і знешняя палітыка Францыі.

 

Літаратура

Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. М. 1990.

Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. М., 2003.

Борисов Ю.В. Де Голль и США: 40-60-е годы ХХ века // Новая и новейшая история, 2008, № 1.

Жискар д’Эстэн В. Власть и жизнь. М., 1990.

Кирей Н.И. Алжир и Франция. М., 1973.

Коломийцев В.Ф. Франсуа Миттеран: политик и человек // Новая и новейшая история, 1999, № 1.

Колоков И.А. Внешняя политика V Республики. 1959-1972. М., 1976.

Молчанов В.Н. Четвертая республика. М., 1963.

Молчанов В.Н. Генерал де Голль. М., 1988.

Нарочницкая Е.А. Франция в блокой системе Европы. М., 1993.

Сироткин В.Г. История Франции: Пятая Республика. М., 1989.

Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. М., 1979.

Черкасов П.П. Распад колониальной системы: кризис французской колониальной политики в 1939-1985. М., 1985.

 

Тэма 5. Заходняя Германія і ФРГ ў 1945-1980-я гг. (4 гадзіны)

1. Сацыяльна-эканамічнае развіццё Заходняй Германіі ФРГ.

2. Унутрыпалітычнае жыццё краіны.

3. Знешняя палітыка ФРГ.

 

Літаратура

Гутник В.П. Послевоенная конверсия в германской экономике // Общество и экономика. - 1994. № 1.

Гутник В.П. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика. - 1997. № 1-2.

Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард. Секреты "экономического чуда". М., 1997.

История Германии: учебное пособие: в З тт. / Под общ. ред. Б.Бонвеча, Ю.В.Галактионова. М., 2008. - Т. 2: От создания Германской империи до начала ХХI века.

История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. Ред. Б.Бонвеча, Ю.В.Галактионова. М., 2008. - Т. 3: Документы и материалы.

История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990-х гг. М., 1995.

Миллер С., Поттхофф Х. Краткая история СДПГ. М., 1999.

Наринский М.М. Берлинский кризис 1948-1949 гг. // Новая и новейшая история. - 1995. - № 3.

Погорлецкий А.И. Экономика и политика Германии в ХХ веке. Спб., 2001.

Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М., 1995.

Эрхард Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. М., 1991.

 

Тэма 6. Краіны Цэнтральнай і Паўднёва-Ўсходняй Еўропы ў 1945-1980-я гг. (2 гадзіны)

1. Усталяванне камуністычных рэжымаў у краінах рэгіёну.

2. Асаблівасці эканамічнага і палітычнага ладу Албаніі, Венгрыі, ГДР і Румыніі.

3. Падзенне камуністычных рэжымаў.

 

Літаратура

Вахрамеев А.В., Деробина М.А., Язькова А.А. Страны Восточной Европы: времена кардинальных перемен. М., 1990.

Волокитина Т.В., Марьина В.В., Новопашнин Ю.С. Восточная Европа – от начала второй мировой войны до современности // Новая и новейшая история. 1996. № 6.

Восточноевропейский социализм: становление режима, попытки его модификации, причины поражения. М., 1992.

История Румынии / И.Болован, И.-А.Поп (координаторы) и др. М., 2005.

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ века. М., 1997.

Контлер Л. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М., 2002.

Краткая история Венгрии. М. 1991.

Краткая история Румынии. М., 1987.

История Румынии / И.Болован, И.-А.Поп (координаторы) и др. М., 2005.

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ века. М., 1997.

Кузьмин И.Н. Крушения ГДР: История. Последствия. М., 1996.

Мусатов В.Л. Горбачевская перестройка и режим Чаушеску // Новая и новейшая история, 2010, № 3.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма/ Под ред. У.У.Бартли; Пер. с англ. М., 1992.

Центрально-Восточная Европа и Россия: проблемы трансформации // Новая и новейшая история. 1998. № 3.

Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ в. Т. 1-3. М., 2000-2004.

 

Тэма 7. ЗША ў 1945-пачатку 1990-х гг. (4 гадзіны)

1. Сацыяльна-эканамічныя і палітычныя вынікі другой сусветнай вайны для ЗША.

2. Рух за грамадзянскія правы ў ЗША. М.Л. Кінг.

3. "Рэйганоміка", яе сутнасць і вынікі.

4. Знешняя палітыка ЗША ў 1945-1980-я гг.

 

Літаратура

Американские президенты: 41 портрет. – Ростов-на-Дону, 1997.

Иванов Р.Ф. Дуайт Эйзенхауэр. М., 1983.

Иванян Э.А. Белый дом. Президенты и политика. М., 1979.

Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени. М., 1991.

История США. В 4 т. М., 1987. Т. 4.

Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М., 1978.

Рейган Р. Откровенно говоря. Избранные речи. М., 1990.

Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. М., 1980.

Согрин В.В. История США. СПб., 2003.

Фурсенко А.А. Президенты и политика США, 70-е годы. П., 1989.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

 

Тэма 8. Міжнародныя адносіны ў другой палове ХХ – пачатку ХХІ ст. (4 гадзіны)

1. Ялцінская і Патсдамская канферэнцыі. Фармаванне асноў новага сусветнага парадку.

2. Палітычныя, эканамічныя, ідэалагічныя перадумовы "халоднай вайны".

3. Фармаванне контураў двухполюснага свету і пачатак глабальнага супрацьстаяння (1947-1955).

4. Берлінскі і Карыбскі крызісы, іх вынікі.

5. Савецка-амерыканскі міжнародны дыялог і разрадка міжнароднай напружанасці ў 1970-я гг. Хельсінскі працэс.

6. Міжнародныя адносіны на сучасным этапы: супярэчнасці, праблемы, перспектывы.

 

Літаратура

Берге И.В. Историческое недоразумение? "Холодная война"1917-1990. М.,1996.

Висков С.И. Союзники и германский вопрос. 1945-1949 гг. М., 1990.

ХХ век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 1992.

Дубинин Ю.В. Тернистый путь к Хельсинки, 1975 г. // Новая и новейшая история. 1994. № 4/5.

История дипломатии: В 5 т. М., 1965-1975. Т. 3-5.

Итоги второй мировой войны: Выводы побежденных. Спб.-М., 1999.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Кольвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. М., 2000.

Корниенко Г.М. "Холодная война": истоки, причины и последствия. Осмысление истории. М., 1996.

"Круглый стол" в ИВН РАН: "Феномен "холодной войны" в международных отношениях ХХ века: итоги и перспективы исследования" // Новая и новейшая история, 2006, № 6.

Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975. М., 2004.

Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкунова. М., 2000.

30 лет Карибского кризиса 1962 г. (1962-1992) // Международная жизнь, 1992. Спецвыпуск.

Филлитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. М., 1991.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. 1997. № 6.

 

Москва 1994

 

Исследования проведены при поддержке Российского фон­да фундаментальных исследований (проект N 93-06-10805) и фонда Сороса (гранд N ZZ 5000/395).

 

В.Н.Дружинин. Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.

 

 

В монографии излагаются результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик. Особое внимание уделено проблеме отношений общего интеллекта и творческих способностей. Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук.

 

 

Ó Дружинин Владимир Николаевич, 1994 г.

Ó Издательство “Наука”, 1994 г.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

1.2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ)

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

2.1. ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.2. МОДЕЛЬ К.СПИРМЕНА

2.3. МОДЕЛЬ Л.ТЕРСТОУНА

2.4. МОДЕЛЬ ДЖ.ГИЛФОРДА

2.5. МОДЕЛЬ Р.КЭТТЕЛЛА

2.6. ДРУГИЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (С. БАРТ, Д.ВЕКСЛЕР, Ф.ВЕРНОН, Л.ХАМФРЕЙС).

ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

3.1. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

3.2. ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

3.3. ТЕСТ Д. ВЕКСЛЕРА

3.4. ТЕСТЫ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.1.ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

4.2. ВЛИЯНИЕ CРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

4.3. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

ГЛАВА 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ

5.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

5.2. СПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ

5.3. ЛИЧНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ГЛАВА 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ.ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ.

ГЛАВА 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

7.1. ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7.2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ. КОНЦЕПЦИЯ РЕДУКЦИИ К ИНТЕЛЛЕКТУ

7.3. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

7.4. КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

8.1. ПСИХОГЕНЕТИКА КРЕАТИВНОСТИ

8.2. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ОБУЧАЕМОСТЬ

8.3. ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

В основе этой книги - курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее с неизбежными искажениями.

Однако я избегал при изложении материала позиции "сверху - вниз", а также старался не прибегать к обычной для лектора популяризации, объяснению терминологии, "азов" и т.д. Мысленный разговор с равным, то есть с читателем, ко­то­­рый уже владеет соответствующим профессиональным языком, всегда интереснее и продуктивнее. Книга, хотя и является монологом в форме письменной речи, - часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. Итак - книга написана для специалистов - психологов. Я постарался изложить в основном факты, прибегая к их собственным теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера - судить читателю. Хочу извиниться за отрывочность изложения: она вызвана как субъективными причинами (трудно было найти смысловые связи между различными кусками информации), так и объективными - очевидной неполнотой наших знаний о психических способностях.

Существованием и развитием психологии способностей как научного направления в советский период жизни отечественной психологии мы обязаны, в первую очередь, Б.М.Теплову и его школе.

При всем моем равнодушии к психофизиологической парадигме, в пределах которой идут исследования отечественной школы дифференциальной психофизиологии, нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Второе имя - имя К.К.Платонова, чья книга "Проблемы способностей" долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и практических психологов. Хотя К.К.Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60 - 70-ые годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, технических, литературных и прочих способностей, которые стали именоваться по роду деятельности, а не по чисто психологическим основаниям.

И в этой связи В.Д.Шадрикову отечественная психология обязана формулировкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное - возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т.д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е.Г.Алиеву, А.Н.Воронина, Т.В.Галкину, Н.М.Гнатко, Е.Ю.Самсонову, Н.В.Хазратову, Л.Г.Хуснутдинову, А.Э.Чер­нина, Ф.М.Юсупова.

Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А.Б.Барсукову, О.Л.Головину и Е.В.Толоконникову.

Большую поддержку автору в издании книги оказал “Независимый центр региональных образовательных и социальных программ” под руководством Т.А.Ереминой. Центр проводит большую работу по программе индиви­дуа­лизации обучения на основе личностно-ориентированных учеб­ных планов.

Я надеюсь, что эта книга будет полезна для педагогов и школьных психологов, которые стремятся учитывать результаты психологии способностей в своей работе.


глава 1. Проблема способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.