КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 1.1. НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ...............................................................................................15 1.1.1. «Дискурсивный переворот» и новая онтология.....................................................15 1.1.2. «Человеческое пространство»..................................................................................17 1.1.3. Дискурс и речевой акт в новой онтологии..............................................................17 1.1.4. Вероятностные зависимости и правила диалога....................................................18 1.2. КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОСТИ................19 1.2.1. Экспансия естественнонаучной модели знания......................................................19 1.2.2. Человек как объект исследования............................................................................21 1.2.3. Научные метафоры лингвистики.............................................................................22 1.2.4. Онтологический конфликт в коммуникативном языкознании.............................23 1.2.5. Лингвистика в условиях дискурсивного переворота.............................................24 1.2.6. Критерии научности..................................................................................................25 1.3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА.................26 1.3.1. Феноменология и новое определение научности...................................................26 1.3.2. Основные положения феноменологии и язык.........................................................28 1.3.3. Феноменология и социальные науки.......................................................................31 1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.............................................33 1.4.1. Информационно-кодовая модель коммуникации..................................................33 1.4.2. Инференционная модель коммуникации................................................................35 1.4.3. Интеракционная модель коммуникации.................................................................38 1.4.4. От информации к коммуникации............................................................................40
1.5. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ...............43 1.5.1. Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм.....................................44 1.5.2. Объективность vs. субъективность..........................................................................45 1.5.3. Дедукция vs. индукция..............................................................................................45 1.5.4. Экспериментальные vs. реальные данные...............................................................46 1.5.5. Цифры vs. слова.........................................................................................................47 1.5.6. Позиции позитивизма и интерпретативного анализа............................................48 Глава 2 СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 2.1. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ.........................................................50 2..1. Истоки и эволюция символического интеракционизма........................................50 2..2. Интерпретативные установки интеракционизма...................................................52 2..3. Принципы символического интеракционизма.......................................................54 2..4. Проекции «Я» и личность.........................................................................................54 2..5. Личность, социальная структура, интеракция.......................................................55 2..6. Интеракционизм, коммуникация, культура...........................................................56 2.2. КОНСТРУКТИВИЗМ.................................................................................................58 2.2.1. Конструктивизм: философские основания и истоки..............................................59 2.2.2. Интерпретативность и действие...............................................................................60 2.2.3. Интеракция и коммуникация...................................................................................61 2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ...............................................................63 2.3.1. Социальный конструкционизм в системе наук.......................................................64 2.3.2. Социальный конструкционизм и речевое общение................................................66 2.4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.....................................................67 2.4.1. Социальные представления: история и определение.............................................67 2.4.2. Анкоринг....................................................................................................................69
2.4.3. Объективизация.........................................................................................................71 2.4.4. Конструирование представлений: мимезис.............................................................72 2.4.5. Социальные представления и критический анализ................................................73 2.5. ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.........................................................................75 2.5.1. Преодоление кризиса психологии...........................................................................75 2.5.2. Эволюция когнитивизма в психологии...................................................................76 2.5.3. Истоки и основания дискурсивной психологии.....................................................78 2.5.4. Дискурс-анализ в новой психологии.......................................................................80 Глава 3 3.1. AB OVO — ЧТО ТАКОЕ «ДИСКУРС».....................................................................83 3.1.1. Функционализм vs. формализм................................................................................83 3.1.2. Формальное и функциональное определение дискурса.........................................85 3.1.3. (Устный) дискурс, (письменный) текст и ситуация................................................87 3.1.4. Дискурс/диалог/процесс vs. текст/монолог/продукт..............................................88 3.1.5. Дискурс = речь + текст.............................................................................................89 3.2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА................................................................90 3.2.1. Дискурс-анализ: источники и составные части......................................................91 3.2.2. Подходы к изучению языкового общения..............................................................95 3.2.3. Дискурс-анализ vs. конверсационный анализ.........................................................96 3.2.4. Уточнение определения............................................................................................99 3.3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА..............................................................100 3.3.1. Общие проблемы сбора материала........................................................................100 3.3.2. Общие проблемы транскрипции............................................................................102 3.3.3. Парадокс наблюдателя...........................................................................................104 3.3.4. Репрезентативная выборка и триангуляция..........................................................105 3.4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА....................................106 3.4.1. Общие критерии и принципы транскрипции........................................................106 3.4.2. Существующие нотационные системы..................................................................110 3.4.3. Запись вербальных компонентов...........................................................................112
3.4.4. Запись невербальных компонентов и общая композиция...................................114 3.4.5. Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса..............................................116 Глава 4 АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ 4.1. СМЫСЛ В ДИСКУРСЕ: КОМПОНЕНТЫ И КАТЕГОРИИ...............................119 4.1.1. Пропозиция..............................................................................................................119 4.1.2. Референция...............................................................................................................121 4.1.3. Экспликатура...........................................................................................................123 4.1.4. Инференция..............................................................................................................124 4.1.5. Импликатура............................................................................................................128 4.1.6. Релевантность..........................................................................................................131 4.1.7. Пресуппозиция и логическое следствие................................................................132 4.2. ТЕМА ДИСКУРСА И ТЕМА ГОВОРЯЩЕГО......................................................138 4.2.1. Тема дискурса как глобальная макроструктура...................................................138 4.2.2. Линейность дискурса..............................................................................................141 4.2.3. Тема говорящего.....................................................................................................144 4.3. КОНТЕКСТ ДИСКУРСА И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ..................................147 4.3.1. Типы прагматического контекста..........................................................................147 4.3.2. Когнитивное представление контекста.................................................................150 4.3.3. Фреймы, сценарии и ситуационные модели.........................................................153 4.3.4. Взаимодействие когнитивных структур в дискурсе.............................................157 Глава 5 ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ 5.1. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В АНАЛИЗЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ...............................162 5.1.1. Структура речевого акта........................................................................................162 5.1.2. Перформативные высказывания............................................................................164 5.1.3. Типология речевых актов.......................................................................................166 5.1.4. Косвенные речевые акты........................................................................................168
5.1.5. Теория речевых актов и анализ языкового общения...........................................170 5.2. ЕДИНИЦЫ ДИСКУРС-АНАЛИЗА........................................................................174 5.2.1. К вопросу о структуре дискурса............................................................................175 5.2.2. Многообразие и статус единиц дискурс-анализа.................................................179 5.2.3. Речевой акт и коммуникативный ход....................................................................182 5.2.4. Репликовый шаг......................................................................................................184 5.2.5. Интеракционные единицы дискурс-анализа.........................................................186 5.3. КАТЕГОРИИ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.....................................................................190 5.3.1. Мена коммуникативных ролей..............................................................................190 5.3.2. Коммуникативная стратегия..................................................................................193 5.3.3. Когезия и когеренция дискурса..............................................................................194 5.3.4. Метакоммуникация и дейксис дискурса...............................................................197 Глава б
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |