Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалог поколений прошлого и настоящего




Отечественная история и православная культура. Святые.

Художественный ансамбль православного культа.

Способы организации учебного материала

Чтобы сохранить культурологический подход, были разработаны специальные способы изложения материала. Выделим несколько приемов изложения материала по духовной музыке на уроке.

Этот прием основан на единстве всех видов духовной культуры: слова, музыки, кинематографии, храмового зодчества, скульптуры.

Уроки второй четверти 1 класса посвящены теме: «Храм. Музыка в храме». Даются общие понятия об архитектуре церкви, колокольне, церковных звонах, значении колоколов на Руси, о внутреннем строении церкви и службах (всенощная, литургия), в которых музыка является важной составной частью.

2. Духовная музыка и русская классика.

В основе приема – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыке. Песнопение «Многие лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М.Глинки «Жизнь царя», написанным в жанре многолетий.

3. Христианская вера в народном представлении: решение этого способа организации материала на уроке может быть различным. Это, например, обращение к народным преданиям и легендам, в которых раскрывается отношение русского народа к православию, их искренность и верность духовным идеалам.

Учащиеся слушают музыку из оперы Римского-Корсакова (сцена вхождения в невидимый град Февронии и княжича под перезвон колоколов).

Сопоставление отрывков из «Детской Библии» о сотворении мира и духовного стиха «Голубиная книга». Дети почувствуют различие в изложении одного и того же сюжета.

4. Диалог христианских культур.

Такой диалог возможен при сопоставлении песнопений в честь Богородицы, например православного «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородиц в православном и западноевропейском искусстве.

Занятия посвящены песнопениям в честь Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и других.

6. Творцы духовной музыки.

Данный принцип лежит в основе программы 8 класса, когда происходит обобщение всего курса. В.Титов, М.Березовский, Д.Бортнянский, А.Ведель, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Архангельский, А.Кастальский – русские композиторы – авторы различных духовных песнопений.

На диалоге поколений может быть построен рассказ об Александре Невском. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой. С.Прокофьев написал кантату 2Александр Невский», а немного позже художник П.Корин создал живописное полотно, на котором запечатлен героический образ русского полководца. Александр Невский был причислен к лику святых и его честь сложены песнопения.

 

Программа «Русская духовная музыка» 1 – 3 классы.

Данная программа является частью программы «Духовная музыка: Россия и Запад» для 1 – 4 классов.

Программа для первых двух лет построена по концентрическому признаку. Темы первого года обучения, призванные познакомить детей с основными христианскими праздниками, с церковной службой, повторяются на втором году, но с некоторым усложнением. Это позволит учащимся лучше усвоить материал. Программа третьего года обучения имеет другую стержневую основу: библейские и евангельские образы в музыке.

В какой форме будет присутствовать на уроках музыка? Основная форма - это прослушивание записей, а в конкретных случаях возможно пение несложных напевов. Духовные стихи можно и прочитать.

Занятия по духовной музыке предполагается проводить на общем уроке музыки примерно два-три раза в месяц (как часть урока). Поэтому для первой четверти планируется пять занятий, во второй – тоже пять, в третьей – шесть и в четвертой – четыре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.