Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: эмоции и чувства




 

План:

I. Понятие об эмоциях, чувствах Функции чувств.

II. Физиологическая основа эмоций, чувств.

III. Внешние выражения эмоций.

IV. Формы переживания чувств.

V. Эмоциональные состояния.

VI. Чувства и личность. Высшие чувства.

 

I. Каждый человек, воспринимая окружающий мир, познавая предметы и явления, взаимодействуя с людьми, как-то относится к ним. Причем каждая личность относится своеобразно. Недаром в народе существует поговорка: «На вкус и цвет товарища нет».

Чувства, эмоции - это переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, отношение к другим людям, к миру, самому себе.

Чувства и эмоции часто используются как синонимы, но эти понятия отличаются друг от друга. Чувства - это более сложное, постоянное, устойчивое отношение, может определяться как черта личности (чувство ответственности, добродушие). Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент (радость, гнев, страх). Чувства связаны с жизнью человека в обществе, носят социальный характер, диктуются социально-культурными потребностями (выражают отношения к деятельности, к общению людей, принятости в обществом). Эмоции связаны с естественными природными потребностями (радость, удовольствие, печаль, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей в пище, тепле, сне, продолжении рода). Эмоции характерны как для человека, так и для животных. Чувствами обладает только человек.

Значение чувств для человека можно проследить через изучение функций эмоций, чувств (выделенных Симоновым П.В.):

1. Отражательно-оценочная (сигнальная). Эмоции сообщают нам о том, что из окружающей среды имеет для нас значение. Оценивают потребность и возможность ее удовлетворения.

Силу и качество эмоции можно выразить с помощью формулы:

Э = - П (Ин - Ис),

где Э - эмоция, П - потребность, Ин - информация о необходимых средствах удовлетворения потребности, Ис - информация о наличных средствах удовлетворения потребности.

Из формулы видно, что эмоция будет положительной, если потребность удовлетворяется благодаря тому, что наличных средств больше, чем необходимо для удовлетворения потребности.

2. Регулятивная. Чувства могут стимулировать, задерживать или дезорганизовывать деятельность.

3. Переключающая. Обнаруживается в конкуренции мотива; в роли мотивов выступают эмоции и чувства человека (борьба чувства долга и эмоции страха).

4. Подкрепляющая. Чувства выступают как дополнительный мотив деятельности, помогают психическим процессам (вниманию, воле, мышлению) повышают эффективность деятельности.

5. Компенсаторная (замещающая). Основана на чередовании физиологических процессов возбуждения и торможения (гнев сменяется апатией).

 

II. Эмоции и чувства - это результат деятельности мозга. Физиология эмоций и чувств связана со сложными безусловными и условными рефлексами. Система условных рефлексов замыкается в коре головного мозга, а безусловных - в подкорковых отделах, то есть за чувства отвечает работа коры и подкорковых центров головного мозга. Возбуждение охватывает эти центры, а так как в подкорке находятся также и центры дыхания, пищеварительной, сердечно-сосудистой, секретной системы, то чувства сопровождаются изменением ритма дыхания, сердцебиения, обезвоживанием, выделением желез, изменениями особенностей покрова тела. Кора чаще тормозит проявление, сдерживает внешнее выражение чувств.

Последние исследования показали, что имеются и узкоспециальные мозговые структуры для возникновения эмоций (вживление электродов в определенный центр головного мозга вызывает конкретную эмоцию).

Оказывает влияние и функциональная асимметрия головного мозга: левое полушарие отвечает за положительные эмоции, правое - за отрицательные эмоции.

Существуют различия между чувствами человека и эмоциями животных, обусловленные совершенством мозговых структур:

- у человека чувства более сложные, многогранные;

- у животных нет социальных потребностей, поэтому отсутствуют чувства, связанные с ними;

- человек владеет чувствами, способен их сдерживать (за это отвечает кора больших полушарий головного мозга).

III. Эмоции выражаются в ряде внешних проявлений. Они связаны с кровообращением (побледнение, покраснение кожных покровов), выделением желез, биением сердца (учащение дыхания), мимикой (микродвижения губ, глаз, бровей), пантомимикой (жесты, поза, движения), смена интонации темп, громкость голоса, наличие междометий («ах, ох, ух»). Для выражения глубоких сложных чувств человек создает произведения искусства, чтобы можно было вызвать через них похожие чувства у других людей.

 

IV. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей вызывает переживания различной формы:

1. Эмоции («душевное волнение») - это временное переживание постоянного чувства. Существуют разные классификации эмоций:

а) по удовлетворению потребностей, эмоции делятся на положительные радость, удовольствие), отрицательные (грусть, страдание), неопределенные (любознательность, изумление), амбивалентные - двойственные (ревность).

б) по активности, которую вызывают эмоции, они делятся на стенические (вызывают активность, побуждают к поступкам, увеличивают напряжение сил: гнев, ненависть, радость) и астенические (снижают активность, угнетают жизнедеятельность: печаль, тоска, апатия). Одна и та же эмоция может быть стенической и астенической (бурная и тихая радость).

2. Аффект - кратковременная, бурнопротекающая реакция. Он характеризуется изменением сознания, нарушение контроля, утратой самообладания, изменениями в организме. Аффект взывает огромную затрату сил, он похож на бурю. Эта реакция имеет несколько стадий:

- начальная стадия: человек думает о предмете, который вызвал эмоциональное состояние, характерны смех, слезы, крик; возбуждение охватывает подкорку; но здесь человек еще может затормозить свою реакцию;

- во второй стадии человек теряет контроль над своим поведением;

- 3 стадия: человек ощущает упадок сил, вплоть до обморока.

3. Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени поведение человека (радостное, печальное, вялое настроение). Человек может не замечать своего настроения, но оно откладывает отпечаток на деятельность, ее продуктивность. Настроение зависит от самочувствия человека, результатов общения, но до конца причины настроения бывают недостаточно ясны.

4. Стресс («давление, напряжение») - это эмоциональная реакция, как бы «сплав» аффекта и настроения (такая же сильная как аффект и длительная, как настроение). Это комплексная форма, включающая физиологические и психологические компоненты. Стрессорами могут быть опасность, боль, холод, голод, унижение, перегрузки. Действие стресса может быть положительным и отрицательным (чаще отрицательным, травмирующим). Стрессы не проходят бесследно: они снижают адаптацию организма, нервные ресурсы организма, ведут к заболеваниям. Стресс имеет три фазы: фаза тревоги, стабилизации и истощения. Наиболее разрушительными стрессорами являются психические (психическое напряжение, переживание), результатом их является невротическое состояние.

5. Депрессия («подавленность») - тоскливое подавленное состояние, характерна заторможенность движений, нежелание участвовать в жизнедеятельности. Чаще всего возникает после стрессов, как их результат.

6. Фрустрация («обман, неудача») - психическое эмоциональное состояние в момент неудачи, разочарования, не осуществления цели. Проявляется в гнетущей тревожности, напряжении, уходе в мир фантазий.

 

Таким образом, все формы переживания чувств можно рассматривать с точки зрения:

- силы эмоционального состояния;

- длительности и устойчивости эмоционального состояния;

- активности, которую вызывают эмоциональные состояния;

- направленности эмоционального состояния.

 

Переживание чувств в форме эмоций, аффекта, стресса и так далее сопровождается внешними проявлениями. На основе внешних проявлений и психологической характеристики можно выделить множество эмоциональных состояний: радость, удивление, тоска, страх, стыд, отвращение, презрение, удовольствие и так далее.

Дадим характеристику некоторым из них:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика или, во всяком случае, не определена.

Удивление - не имеющая четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство. Удивление тормозит все предыдущие эмоции и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейшей жизненной потребности, которое до этого представлялось более или менее вероятным. Чаще протекает в форме стресса, имеет характер астенической эмоции.

Гнев - эмоциональное состояние отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Гнев имеет стенический характер.

 

VI. Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения. Охарактеризовать личность, это во многом обозначает сказать, что человек любит, чему он радуется, что его огорчает, чему завидует. Именно поэтому необходимо знать чисто человеческие чувства, основанные на социокультурных потребностях, их удовлетворения или неудовлетворения, на отношении к социальной среде, обществу, деятельности. Такие чувства получили название высшие чувства.

 

 

Высшие чувства можно поделить на следующие группы:

- Нравственные (моральные) - чувства выражают отношение к человеку, обществу. Основанием оценки служат нравственные нормы. К этой группе относятся: любовь, сострадание, доброжелательность. Преданность, совесть, чувство долга.

- Интеллектуальные - чувства выражают отношение к процессу познания, его успешности и неспешности. Чувства выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Это удивление, любознательность, радость открытия, сомнения, любовь к истине.

- Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображения в произведении искусства как к чему-то прекрасному - безобразному, комическому - трагическому, возвышенному - пошлому, изящному - грубому. Уровень развития этих чувств свидетельствует о социальной зрелости личности и общества в целом. К эстетическим чувствам относятся чувство юмора, чувство красоты, восхищение прекрасным, отвержение пошлого, грубого.

- Практические чувства – они выражают отношение к деятельности. Это увлеченность, энтузиазм, напряженность.

- Творческие - эти чувства могут выделяться как отдельная группа, а также входить в группу практических или интеллектуальных чувств. К ним относятся вдохновение, поглощенность, ненасытность работой.

 

Следует подчеркнуть некоторую условность понятия «высшие чувства». Так как к ним приходиться относить не только нравственные, но и безнравственные чувства (жадность, зависть, себялюбие), то есть низменные эмоциональные проявления личности. Наконец, в виду отсутствия точного классификационного критерия, одно и то же чувство может относиться к разным группам (чувство юмора может относится к эстетическим и интеллектуальным). Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ.

1. Что такое эмоции и чувства, чем различие в этих понятиях.

2. Раскроете функции эмоций.

3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?

4. Расскажите о внешних проявлениях эмоций.

5. Сравните эмоциональную сферу человека и животного.

6. Назовите и охарактеризуете некоторые эмоциональные состояния.

7. Перечислите формы переживания чувств.

8. Сравните формы переживания чувств по силе, продолжительности, влиянию на жизнедеятельность человека.

9. Охарактеризуете высшие чувства человека.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Теории эмоций.

2. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Эмоции и личность.

2. Развитие эмоциональной сферы у детей.

Дополнительная литература:

1. Бадалян, Миронов. Эмоции и характер детей. //Дошкольное воспитание, 1976.№ 1.

2. Венгер Л., Мухина В.Развитие чувств дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1973.№ 10.

3. Воробьева. Воспитание положительного отношения к сверстникам. //Дошкольное воспитание, 1988..№ 7.

4. Головко. Аффективные дети и педагогическое воздействие на них. //Дошкольное воспитание, 1986..№ 9.

5. дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1994. №3.

6. Ермолаева Е.Д. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1995..№ 9.

7. Змановский, Лукоянов. Эмоции и здоровье детей. //Дошкольное воспитание, 1978. № 9.

8. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. /Методы изучения эмоций. С. 92-116/.

9. Ковалев А.Г.Воспитание ума, воли и чувств у детей. - Мн., «Нар. Свет".1974

10. Козлова. Воспитание положительного отношения к взрослым. //Дошкольное воспитание, 1990..№ 8.

11. Колпакова. Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 1999..№ 10.

12. Лисина М.И.О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие

13. Николаева О.Б. Об особенностях сопереживания сверстникам. //Дошкольное воспитание, 1984..№ 4.

14. Рогов Е.И. Эмоции и воля.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-240 с. /Азбука психологии/.

15. Симонов П.В. Психология эмоции. - М.,1981.

16. Трунова.0б изучении эмоций у детей. //Дошкольное воспитание, 197О.,№ 5.

17. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.