Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическому занятию № 3




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение структуры бактерий. Сложные методы окраски.

 

 

День: Исследуемый материал: Ход работы: Результат:
  1. Стафилококк и кишечная палочка на МПА 1.Приготовить мазок. 2 Окрасить по Граму. 3 Микроскопировать. 4 Зарисовать..    
2. Споровая культура на МПА.     1.Приготовить мазок 2.Окрасить по Ожешко. 3.Микроскопировать. 4.Зарисовать.    
  Демонстрационные препараты: Зарисовать.    
  1.Споры по Пешкову. 2.Капсулы по методу Гисса. 3.Волотиновые зерна по Нейссеру. 4.Микробактерии туберкулеза по Циль-Нельсену. 5.Разлияное расположение спор у бактерий (центральные, терми- нальные, субтерминальныые).        

 

РГКП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №3: «Кислоустойчивые бактерии и их окраска по Циль –Нильсену.

Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология

спирохет, актиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов.

Принцип работы фазового контрастного, люминесцентного,

электронного микроскопов»

ВН.СРС: «Роль медицинской микробиологии в прогрессе медицины. Цели и задачи

микробиологии, вирусологии и иммунологии в их историческом развитии».

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2012 г.

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета общей медицины

 

 

1.Тема: «Кислоустойчивые бактерии и их окраска по Циль –Нильсену. Исследование

бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов, риккетсий,

микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазового контрастного,

люминесцентного, электронного микроскопов»

ВН.СРС: «Роль медицинской микробиологии в прогрессе медицины. Цели и задачи

микробиологии, вирусологии и иммунологии в их историческом развитии».

 

2. Количество учебных часов: 3,0 часа

3.Актуальность темы:

Изучение морфологии различных видов микроорганизмов широко используется для определения видовой принадлежности микробов, и с тинкториальными свойствами, выявленными различными методами, составляют основу микроскопического метода лабораторной диагностики. Объектами изучения микробиологии кроме бактерий являются грибы, простейшие, вирусы, что определило выделение ряда наук микологии (учение о грибах), протозоологии (о простейших), вирусологии (о вирусах).

4. Дидактические цели:

¨ Ознакомить студентов со структурой бактерий (жгутики, фимбрии, споры).

¨ Разобрать значение клеточных структур в жизнедеятельности бактерий.

¨ Ознакомить студентов с морфологией спирохет, актиномицетов, риккетсий, хламидий,

вирусов, грибов.

5. Место проведения занятия: Учебные лаборатории кафедры микробиологии № 1, 2, 3, 4.

6.План и организация структура занятия:

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                          Организационные вопросы.   Вступительное слово преподавателя.   Проверка ИУ знаний.   Обсуждение основных вопросов темы.   П Е Р Е Р Ы В   Демонстрация.     Проверка КУ знаний   Перерыв   Практическая работа студентов.     Общая оценка знаний   Задание по самоподготовке. 2-3     2-3                       2-3   2-3 Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей.   Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы.   Тесты прилагаются.   1. Кислоустойчивые бактерии в их окраске по Циль – Нильсену. 2. Исследование бактерий в живом состоянии: ~ Изучение подвижности микробов методами «раздавленной» и «висячей» капли, в фазово – контрастном микроскопе. 3. Устройство фазово – контрастного микроскопа. 4. Структура бактериальной клетки: а) споры и спорообразование, их характеристика, роль в жизнедеятельности бактерий; б) органоиды движения бактерий – жгутики, фимбрии, их строение; в) методы выявления жгутиков, окраска по Морозову, Леффлеру; д) окраска спор по Ожешко, Пешкову. 5. Микроорганизмы, относящиеся к прокариотам: а) патогенные спирохеты, морфология, ультраструктура, методы окраски; б) актиномицеты, морфология, строение, методы окраски; в) патогенные риккетсии, морфология методы окраски; г) микоплазмы, морфология, ультраструктура, методы окраски; 6. Микроорганизмы, относящиеся к эукариотам: а) грибы, классификация, морфология, способы микроскопии и окраски; 7. Вирусы, формы существования. Морфология, структура, способы обнаружения. 8. Устройство фазово-контсрастного микроскопа;     1. Рабочие растворы для методов Циль-Нильсена (карбол фуксин, 5% серной кислота, метил синь); 2. Приготовление мазка – препарата из мокроты больного туберкулезом, окраска по Ц- Нильсену; 3. Препарат «придавленная» капля из к-ры подвижн. бактерий; 4. Препарат «висячая» капля из культуры подвижных бактерий; 5. Препарат «раздавленная капля» из культуры нитчатых грибов; 6. Обратить внимание на дифференциациюм/о по морфологическим признаками и дем. препаратах; 7. Приготовление препарата из культуры кандида, окраска фуксином; 8. Изучение демонстрационных препаратов: риккетсии, актиномицеты, грибы; 9. Обратить внимание на дифференциацию м/о по морфологическим признакам в дем. препаратах;   Тесты прилагаются.   1. Готовые мазки – препараты окрашивают по Циль - Нильсену, микроскопируют; 2. Посмотреть и зарисовать препарат из мокроты больного туберкулезом; 3. Культура кандида на МПА: а) приготовить мазок; б) окрасить фуксином; в) микроскопировать; г) зарисовать; 4. Изучить и зарисовать демонстрационные микропрепараты; 5. Обратить внимание на дифференциацию м/о по морфологическим признакам в дем препаратах;   Подвести итоги занятия. Выставить баллы.   Тема следующего занятия: «Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистый культуры аэробов - 1 день исследования».

ИТОГО: 150 мин. (3,0ч.)

Литература:

1. Борисов Л.Б. «Руководство к лабораторным занятием по микробиологии» М. 1984. с.79-81.

2. Тимаков В.Д. и др. «Микробиология» М. 1983

3. Лекции

Дополнительная

1. Красноголовец В.Н. «Дисбактериоз кишечника» М. 1989г.

2. «Медицинская микробиология» под ред. В.И. Покровского, 2002г.

3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. «Медицинская микробиология, иммунология,

вирусология» 1998г.

4. Борисов Л.Б. «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология»

Изд. 4-е доп. и перераб. Учебник/ Л.Б.Борисов. М.: ООО «Мед. инф.

агентство», 2005. – 736с.

5. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Под ред.акад. Покровского

В.И./ О.К. Поздеев. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -768.

6. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии,

вирусологии и иммунологии. Ред.Тец В.В.: учебное пособие. – Медицина,

2002.-352

 

Протокол №3

«Изучение морфологических и тинкториальных свойств бактерий.

Окраска по Циль - Нильсену»

 

День исслед. Исследуемый материал Ход работы Результат
1. Готовые мазки-препараты: туб.палочка из мокроты больного 1. Окрасить по Циль-Нильсену. 2. Микроскопировать. 3. Зарисовать.  

 

Протокол № 4

«Изучение морфологии грибов, актиномицетов, риккетсий, вирусов»

День исслед. Исследуемый материал Ход работы Результат
1.     2. Культура грибов кандида на МПА   Дем. препараты. 1. Приготовить мазок 2. Окрасить простым методом (фуксин) 3. Микроскопировать под иммерсией. 4. Зарисовать   Зарисовать.    

 

РГКП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.