Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические состояния. Определение состояния. Соотношение категорий процесс состояние-свойство. Функции состояний




Понятие адаптации. Уровни адаптации. Функциональные состояния организма.

Французский физиолог К.Бернар выдви­нул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, суще­ствует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою оче­редь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, — это условие свободной жизни. При изучении материала необходимо обратить внимание на точку зрения Понятие об адаптации человека. К. Бернара и У. Кэннона. Запомнить определение адаптации. Уметь различать уровни адап­тации: физиологический, психический, социальный. Также необходимо знать определение функционального состояния организма, и психофизиологического состояния в концепции Е. П. Ильина. Необходимо выполненное практическое задание отправит по адресу преподавателя.

У.Кеннон развил идею Бернара о посто­янстве внутренней среды организма и описал свойство которое назвал гомеостазом.

Литература по теме:

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.:

Нау­ка, 1988.

2. Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.:

Нау­ка, 1978.

3. Левитов II. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.

4. Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000.

Тема 3.2. Психические состояния (8 часов).

После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова "О психических состояниях человека" термин "психическое состояние" получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка: психология - это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений.При изучении темы необходимо обратить внимание на место и роль психических состояний в системе психических явлений, на взаимосвязь процессов, состояний и свойств. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: Определение психического состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Развитие учения о психических состояниях. Функции состояний. Классификация состояний. Эмоциональные состояния. Активационные состояния. Тонические состояния. Тензионные состояния. Проблема критических состояний 6 стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Состояния личности в экстремальных условиях. Диагностика состояний. Управление состояниями. Знакомясь с хрестоматией «Психические состояния» целесообразно ответить на вопросы:

1. При каких условиях возникает биологический страх?

2. Основные фазы развития гнева по Т. Томашевскому?

3. Основные признаки состояния творческого вдохновения.

4. Как обеспечить состояние трудового подъема?

5. Дайте определение скуки.

6. Как можно повысить уровень бодрствования человека?

7. Неконструктивное поведение в состоянии фрустрации.

8. Специфика состояний людей, потерявших работу.

9. Как называются биопсихические состояния, определяемые жизненным ритмом?

10. Связаны ли состояния с отношениями личности? Объясните, каким образом.

11. Может ли наступить депрессия при полном жизненном благополучии?

12. Физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический – это … (вставьте пропущенное слово) состояний.

13. Как соотносятся понятия настроения и состояния?

14. Какие подструктуры состояния выделял В.А.Ганзен?

15. Может ли человек менять свое состояние произвольно.

16. Имеют ли прогностическую ценность субъективные переживания человека?

17. В чем выражается объективная сторона состояний?

18. В чем выражается субъективная сторона состояний?

19. Как влияют положительные эмоции на память?

20. Основные феномены тревожного ряда.

21. Что такое моральный страх?

22. Может ли у солдата в боевой обстановке быть спокойное состояние?

23. Чем определяется духовное состояние?

24. Можно ли рассматривать творческий акт как стресс?

25. Какие рекомендации можно дать скучающему человеку?

26. Почему высоко тревожным людям рекомендуют спать дольше, чем низко тревожным?

27. Может ли быть конструктивное поведение в состоянии фрустрации?

28. Перечислите основные симптомы зимовочного синдрома.

29. Какова временная динамика состояний?

30. Может и у человека одновременно быть несколько состояний?

31. Какие состояния называются неравновесными?

32. Является ли состояние группы (масс) суммой состояний отдельных людей?

33. Как можно назвать состояния, которые закрепились и стали устойчивыми?

34. Состояния масс, повторяясь, участвуют в формировании (вставьте слово) нации.

35. Массовидные состояния более просты, чем состояния личности. Верно ли утверждение?

36. Перечислите специфические признаки массовидных состояний.

37. В какое время суток младшие подростки более драчливы?

38. В чем состоит полиэффекторный метод исследования состояний?

39. Перечислите основные фазы изменения работоспособности.

40. Психическое состояние - это симптом или синдром?

41. Перечислите основные признаки психического состояния.

42. Могут ли быть психические состояние вне психических процессов?

43. Может ли психический процесс перейти в психическое состояние?

44. Всегда ли состояние соответствует характерологическим особенностям личности?

45. Достаточен ли метод эксперимента для исследования психического состояния?

46. И.М.Сеченов впервые выдвинул принцип (вставьте пропущенное слово) для исследования состояний.

47. Проблема изучения состояний тесно связана с концепциями: (перечислить).

48. Могут ли неспецифические приспособительные реакции проявляться у разных людей?

49. Кто из авторов изучал психические состояния, и какой вклад каждый из авторов внес?

50. Каковы признаки «пика» или «потока» переживания по Маслоу?

51. В чем различие «целевых» и «парацелевых» состояний?

52. Как влияют положительные эмоции на мышление?

53. Каково мироощущение и самоощущение при меланхолии и печали?

54. Может ли состояние стартовой лихорадки способствовать успешному выступлению на соревновании?

55. Что должна знать жена художника о творческом состоянии?

56. Назовите основные виды рассеянности.

57. Чем отличается скука от монотонии?

58. Что такое состояние эмоционального разрешения?

59. Каковы основные признаки «сенсорного голода»?

60. Каков основной признак состояния адекватной мобилизации?

61. В чем проявляется изменение функциональных состояний афферентных систем? Что такое КЧМ?

62. Как выбрать показатели для диагностики функциональных состояний?

Литература по теме:

1. Психические состояния/ сост. Л.В.Куликов – СПб. Изд-во «Питер», 2000.

3.3.Состояния в экстремальных ситуациях (6 часов)

Стресс. Краткое содержание. Понятие об эмоциональном стрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма. Ос­новные стадии стресса но Г. Селье. Классификация психического стресса. Условия возникнове­ния информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса.

При изучении темы необходимо иметь в виду, что термин стресс используется для обозначения широкого круга физиологический и психических состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. В настоящее время встречается столь широкая трактовка этого явления, что некоторые авторы считаю саму жизнь стрессом. Поэтому при изучении темы необходимо определить критерии стресса. Необходимо прочитать работу Г.Селье «Стресс без дистресса», и научаться отграничивать от его понимания стресса понимание Лазаруса.

Литература по теме:

1.Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Виеда, 1992.

2. Хрестоматии Психические состояния.- СПб: «Питер» 2000.

Раздел 4. Психология личности.

4.1.Понятие личности в системе современного человекознания (2 часа)

В данном разделе на лекции будут рассмотрены вопросы понимания личности в философии, социологии и психологии (общей психологии, дифференциальной и социальной). Будет дано определение личности (на это определение и на рисунок из работы Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания необходимо обратить особое внимание). Нужно выбрать и выучить одно из определений личности и знать основные компоненты и характеристики личности, уметь приводить иллюстративные примеры.

Литература по теме

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3.Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

4.3. Структура личности(2 часа)

При изучении данной темы следует иметь в виду. что представлений о структуре личности много. В данном разделе будут приведены лишь некоторые примеры, так как подробное изучение этого вопроса предполагается в курса «психология личности». Для представления о структуре личности необходимо выявить набор образующих личность компонентов (состав) и отношения между ними. В психологической науке можно найти большое количество вариантов представлений о структуре личности. рассмотрим только основные из них.

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

4.4. Темперамент (4 часа)

Темперамент как биологический полюс интеграции психологических качеств является одной из макрохарактеристик личности. При изучении данной темы обратите внимание на то, что в современной науке наиболее проработан вопрос об основах темперамента, сформулирована гуморальная концепция, конституциональная концепция, нейродинамическая концепция. Вопрос о свойствах темперамента до сих пор остается спорным и свойства темперамента выделяются различными авторами по-разному. До сих пор нет единого перечня свойств, который бы не зависел от научной школы. При изучении темы необходимо выучить определение темперамента, знать свойства темперамента с указанием автора, который предложил классификацию. Представлять факторы, влияющие на проявление и изменение свойств, а также четко проводить различие между свойствами и типами темперамента. При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:Понятие темперамента. Краткая история исследования темперамента в России и за рубежом. Биологические основы темперамента: гуморальные системы, конституция, тип нервной системы, свойства морфофункциональных образований мозга. Свойства темперамента: С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, С.Берт, Дж. Гилфорд, Г. и М. Айзенки, А. Томас и С.Чесс. Темперамент в структуре личности. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента Методы измерения свойств темперамента. Нерешенные проблемы и перспективы исследования.

Литература по теме:

1.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М, 1964.

2.Русалов В. М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М, 1979.

4.5.Способности(4 часа)

При изучении темы необходимо обратить внимание, что способности – это макрохарактеристика личности, которая указывает на способы реализации отношений личности. Термин «способности» указывает на возможности человека реализации своих желаний, целей. При изучении темы необходимо разобраться в следующих вопросах:Понятие способности. Задатки и способности. Структура способностей. Виды способностей. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Факторы и условия развития способностей. Диагностика способностей. Способности в психологической структуре личности.

Литература по теме:

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

4.6. Характер (4 часа)

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: п онятие характер. Основные теории характера. Свойства характера и структура характера, проявление характера. Акцентуации характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера Методы исследования характера.

Литература по теме:

1.Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. – М.:Педагогика, 1980.

2.Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995.

4.7. Направленность (2 часа)

По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Направленность – это макрохарактеристика личности, отражающая стержневой вектор ее деятельности и поведения. Направленность определяется системой устойчиво доминирующих внутренних побудителей, именно они определяют избирательность отношений личности и социальной активности. Характеристика направленности – это и пространственная характеристика (куда устремлены помыслы и действия) и интенсивностная характеристика (какова сила этих устремлений). При изучении этой темы необходимо повторить материал модуля 3 – потребности и мотивы. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на вопросы: Отношения личности. Понятие направленности. Виды направленности. Формирование направленности.

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3.Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

4.8.Самосознание (2 часа)

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств -темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности». при изучении темы обратите внимание на вопросы - самосознание как составляющая психического облика личности, его происхождение и структура. Функции самосознания: самопознание, самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация. Образ «Я», «Я- концепция», Уровень притязаний и самооценкаСила Я и самоуважение. Самоконтроль и саморегуляция, самореализация.

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

4.9. Динамика личности (2 часа). При изучении темы необходимо рассмотреть понятие жизненный путь личности, рассмотреть процесс социализации и автономизации личности. Обратить внимание на механизмы и агенты социализации. Рассмотреть понятие психологический и социальный возраст. Возрастная динамика самореализации личности. Самоактуализация и самотрансценденция личности.

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

4.10. Личность в социуме (4 часа)

При изучении темы обратите внимание на следующие вопросы: концепция социальной роли. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. Взаимовлияние личности и социальной роли. Механизмы и условия социализация личности. Ролевые теории личности популярны. У них широкие возможности для теоретических и эмпирических исследований. Проводятся полевые и лабораторные эксперименты. Каждый автор имеет свой подход к исследованию социального поведения личности.

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

 

4.11.Индивидуальность (2 часа)

Изучая материал данной темы необходимо обратить внимание на понятие «индивидуальность» и на трактовки индивидуальности Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина.

 

Литература по теме:

1.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

2.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.