КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наиболее трудные вопросы орфографии и пунктуации
В последние годы издано и переиздано большое количество учебников и учебных пособий по орфографии и пунктуации, где излагается теоретический материал и предлагаются задания для его практического закрепления. Эти пособия призваны помочь школьникам и студентам в овладении навыками письменной речи: закрепить основные принципы и законы русской орфографии, сделать пользование ими автоматическим, внутренне органичным личности и языковой картине мира будущего специалиста. Поэтому в данном пособии мы не будем подробно останавливаться на анализе принципов русской орфографии, объяснении правил орфографии и пунктуации, а лишь перечислим основные темы, вызывающие трудности в усвоении правописания. _______________________________________________________________________ Это трудно! 1. Принцип сохранения морфемы. Гласные и согласные в корнях и приставках. Корни с чередующимися гласными; непроизносимые согласные корня; приставки пре при-; приставки на -з (-с). 2. Гласные о — ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи. 3. Правописание мягкого знака после шипящих в различных частях речи. Мягкий знак в глагольных формах. 4. Имя существительное. Падежные окончания. Особенности правописания окончаний при омонимии существительных и предлогов. 5. Правописание сложных имен существительных и прилагательных. 6. Правописание глаголов. Личные окончания глаголов; понятие о спряжении; суффиксы глаголов и причастий; особенности правописания глаголов в повелительном наклонении; омонимичные переходные и непереходные глаголы с приставкой обес- (обез-). 7. Правописание -н- и -нн- в прилагательных, отглагольных прилагательных и причастиях.
8. Частицы не — ни; их различение на письме. Правописание этих частиц с различными частями речи. 9. Правописание имен числительных. Склонение числительных разных типов. 10. Правила написания местоимений. 11. Правописание наречий. 12. Употребление прописных букв в современной языковой ситуации. 13. Тире и двоеточие в предложениях различной структуры. Свод правил. 14. Знаки препинания при однородных членах предложения. 15. Знаки препинания при обособленных членах предложения. 16. Знаки препинания при пояснительных, уточняющих членах предложения, вводных и вставных конструкциях. 17. Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. 18. Оформление прямой речи и цитат. Такая последовательность может изменяться в процессе обучения правописанию как части лингвистического курса; однако именно этот порядок, подчиняющийся не языку в единстве его уровней, а языковой личности, психологии усвоения и воспроизведения орфографических и пунктуационных навыков, способствует реальному закреплению законов языка и их автоматизации в процессе производства письменной речи. Организация курса «Русский язык и культура речи» строится таким образом, что вопросы по орфографии и пунктуации не входят в число зачетных вопросов, однако навыки практического владения письменной речью проверяются и закрепляются в ходе практических занятий, при написании контрольных диктантов и обязательного реферата по теме «Трудные случаи орфографии и пунктуации».
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «культура речи». 2. Какие аспекты культуры речи выделяют разные исследователи? 3. К какому времени относится становление культуры русской речи как особой научной дисциплины? Назовите фамилии лингвистов, их основные труды. 4. Какие стили произношения выделяют в современном русском литературном языке? 5. Назовите основные орфоэпические нормы в области гласных; согласных; иноязычных слов.
6. В чем заключаются особенности русского ударения и акцентологических норм? 7. Какое содержание вкладывается в понятие «правильность словоупотребления»? 8. Какие варианты окончаний и суффиксов вызывают затруднения при употреблении существительных, прилагательных, числительных, глаголов? 9. Какие нарушения синтаксических норм негативно влияют на культуру речи? 10. Назовите наиболее сложные вопросы орфографии и пунктуации. 11. Каковы ожидаемые новшества готовящейся реформы орфографии? Литература 1. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. — М., 2002. 2. Культура русской речи / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2001. 3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. — М., 2001. 4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1980. 5. Голуб,И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2003. 6. Горбачевж КС. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1978. 7. Кааенчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. — М., 1997. 8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2003. 9. Мурашов А.А. Культура речи учителя. — М. — Воронеж, 2002. 10. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980. 11. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995. 12. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. — М., 2000. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Сохрани свой язык от апа, а свои губы от произнесения лживых слов. Библия Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое- как: неточно, приблизительно, неверно. Л.Н. Толстой основы стилистики Понятие стиля Упражнение 1. Установите этимологию слова «стиль» с помощью одного из этимологических словарей. Упражнение 2. Ознакомьтесь, в каких значениях употребляется слово «стиль» (17-томный «Словарь современного русского литературного языка» — М. — Л., 1963. — С. 875—878). В каком из указанных значений это слово используется в изучаемой дисциплине? Стиль 1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы. Готический стиль. 2. Совокупность признаков, характеризующих искусство какого- либо народа, страны и т.п. Дом в китайском стиле.
3. Совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Стиль построек. 4. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писания или литературного произведения, направления, жанра. Стиль Тургенева. Газетный стиль. 5. Совокупность особенностей в построении речи и словоупотребления, манера словесного изложения. Лаконичный стиль. 6. Построение речи в соответствии с нормами синтаксиса и словоупотребления. Работать над стилем. 7. Метод, характер какой-либо деятельности. Бюрократический стиль работы. 8. Способ выполнения, осуществления чего-либо, характеризующийся совокупностью определенных технических приемов. Стиль брасс. 9. Характерная манера вести себя, говорить, одеваться и т.п. Одеваться в английском стиле. 10. Способ летоисчисления. 20 числа нового стиля. Упражнение 3. Проиллюстрируйте значения слова «стиль» своими примерами. Упражнение 4*. Определите, в каких значениях употребляется слово «стиль» в следующих словосочетаниях: (а) романтический стиль; (б) восточный стиль; (в) стиль рококо; (г) высокий стиль; (с)) ошибки в стиле; (е) авторитарный стиль. Стилистически нейтральные и маркированные элементы Упражнение 5. Что представляет собой стилистическая маркированность (окрашенность) языковых средств? Приведите примеры стилистически окрашенных фонем, слов, словосочетаний, морфологических форм, синтаксических конструкций. Упражнение 6*. Среди следующих слов выявите стилистически нейтральные (межстилевые).
дом большак погода неделя великолепный отрицательный неделя дерзать носить объект вода день созидание потрясающий реакционный созидание действовать заявлять хата хлебушек морфема хороший большой гуманный хороший систематизировать инструктировать улица ветер грядущий плохонький огромный бежать плохонький жить
Упражнение 7*. Стилистическая окраска слов может быть двуплановой, если она, с одной стороны, указывает на сферу употребления, а с другой — на эмоционально-экспрессивное содержание слова. Определите двуплановость указанных слов.
чело — высокое, книжное шествовать плестись упоение продувной вояка балбес очи Упражнение 8*. Сгруппируйте приведенные ниже слова в зависимости от их стилистической характеристики: (а) книжные; (б) разговорные; (в) просторечные. Если слово имеет двуплановую стилистическую окрашенность, укажите оба плана.
абсолютный брюзжать диплом лежебока простофиля свидетель барахтаться взимать дочурка методология резонанс трудоголик бетонка всепрощение заочник мямля сачок болтаться грузооборот классифицировать подсобка старичок
Упражнение 9. Запишите по пять слов, обладающих нейтральной, книжной и разговорной окраской. Упражнение 10*. В каждом ряду найдите «лишнее» слово. Объясните ответ.
(а) сущность постулировать излагать тепло знать близко кинуть недопустимо явление конструировать (б) солнце городской уведомлять (в) дружище высотка нарядно экспериментальный ахнуть лето думать прямо худющий вприпрыжку душновато
Упражнение 11*. Прочитайте отрывок из рассказа И.А. Бунина «Без роду-племени». Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных слов (нейтральная, книжная, разговорная). ...Северный уездный городок, где осталась моя семья, был от меня далеко, и я не понимал тогда, что потерял последнюю связь с родиной. Разве есть у меня теперь родина? Если нет работы для родины, нет и связи с нею. А у меня нет даже и этой связи с родиной — своего угла, своего пристанища. И я быстро постарел, выветрился нравственно и физически, стал бродягой в поисках работы для куска хлеба, а свободное время посвятил меланхолическим размышлениям о жизни и смерти, жадно мечтая о каком-то неопределенном счастье... Так сложился мой характер и так просто прошла моя молодость. Собственно говоря, и вспо- минать-то нечего. А все-таки при взгляде на этот истрепанный чемодан я опускаю руки, подавленный воспоминаниями. Упражнение 12*. Найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах. Замените их словами, соответствующими контексту. (1) Для уничтожения сорных трав применялись ядохимикаты, но проку не было. (2) Вследствие нарушения сроков поставок грузов на станции возникла неразбериха с транспортом. (3) В текущем году заготовлена уйма картофеля. (4) Тракторист позвал на подмогу соратников, чтобы закончить вспашку поля. (5) Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний. (6) На учредительной конференции обсуждался спорный вопрос, и поэтому возникла перепалка. (7) Ученики жертвовали деньги на свои завтраки в школьной столовой. Упражнение 13. Как бы вы отредактировали эти предложения? (1) Первое сентября принято считать как бы началом учебного года. (2) Задания доводятся до учеников в виде тестов, проверяв- Научный стиль Упражнение 14*. Прочитайте текст. Выделите абстрактную лексику, охарактеризуйте соотношение абстрактной и конкретной лексики в этом тексте. В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой. Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом, значении применительно ко всей политической сфере предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду. (Пугачев В.П., Соловьев АП. Введение в политологию. — М., 1999. — С. 182—183) Упражнение 15*. Прочитайте текст. Выделите лексику: (а) общенаучную; (б) специальную, терминологическую. Синергетика (это понятие означает кооперативность, сотрудничество, взаимодействие различных элементов системы), по определению ее создателя Г. Хакена, занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких, В синергетике возникновение упорядоченных сложных систем обусловлено рождением коллективных типов поведения под воздействием флуктуаций, их конкуренцией и отбором того типа поведения, который оказывается способным выжить в условиях конкуренции. Как замечает сам Хакен, это приводит к своего рода обобщенному дарвинизму, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир. <...> Первоначально сферой приложения синергетики была квантовая электроника и радиофизика. Примером самоорганизации может служить система, изучаемая в разделах квантовой электроники, — лазер. Этот прибор создает высокоорганизованное оптическое излучение. (Садохин А.П., Грушевицкая T.L Концепции современного естествознания. — М., 2002. — С. 204) Упражнение 16*. Определите, в каких значениях глагол в следующих предложениях употребляется в научном стиле: Составлять: (1) складывать, соединять, скреплять вместе отдельные части чего-либо: Девочка собрала осколки, составила их вместе и с сокрушением покачала головой: вазу не склеишь! (2) образовывать, организовывать (группу, коллектив). В каждой школе дети составляют кружки, хоры, коллективы художественной самодеятельности; (3) создавать что-либо, подбирая, объединяя какие-либо материалы: Надо составить график для каждого звена свекловодов отдельно. За долгие годы он составил отличную библиотеку; (4) создавать, вырабатывать путем наблюдений, логических умозаключений: Из отдельных замечаний сына мать смогла составить представление об этой девушке; (5) представлять собой (какое-либо количество) в итоге, сумме, совокупности: Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов; (6) переставлять сверху вниз: Он составил цветы с подоконника на пол и закрыл окно; (7) ставить рядом, в одно место: Всю чайную посуду Наташа составила на поднос и понесла на кухню. Упражнение 17. Найдите по «Словарю современного русского литературного языка» (17-томный или 4-томный) все значения данных слов и укажите, в каких значениях эти слова употребляются в научном стиле.
Упражнение 18*. Охарактеризуйте текст с точки зрения использования в нем именных и глагольных форм. У имен существительных определите, какой род и какие падежные формы используются чаще других. У глаголов выявите преобладание форм времени и лица. Для продления сроков жизни человека и управления его функциональными состояниями предлагается использовать магнитные, электрические, электромагнитные и гравитационные волны и поля. Это предложение исходит из научно обоснованного понимания того, что рождение и развитие человека происходит в условиях вполне определенной матрицы силовых полей гравитационных, электромагнитных, электрических и прочих волн и их постоянных составляющих. Старение же организма является следствием расхождения телесной субстанции человека с вышеуказанной матрицей, составляющие которой изменяются по мере эволюции гео-гелио и других планетарных систем. С этой точки зрения создание искусственной, но постоянной матрицы способствовало бы значительному продлению человеческой жизни, особенно если такая матрица будет создана в условиях космоса, а не Земли, на которой трудно избавиться от присущих ей аномалий. Поэтому экономически целесообразнее ориентироваться на Космос, а не на Землю. Вот почему в программах освоения космоса следует предусмотреть реализацию космической геронтологии. {Попов А. К Использование электромагнитных и гравитационных волн для управления продолжительностью жизни и функциональным состоянием человека в Космосе и на Земле // Труды по космической медицине. — М., 1996. — С. 66.) Упражнение 19. Подберите текст из близкой вам области науки. Проанализируйте его в соответствии с заданием к упр. 18. Упражнение 20. Устраните неоправданные лексические и морфологические повторы. Выполните стилистическую правку предложений в соответствии с нормами научной речи. (1) Самым важным моментом в работе по выпуску высококачественного долговечного и надежного автомобиля является создание определенного количества опытных образцов. (2) Сам автор ясно разъяснил, что его работы по дефектологии логично связаны с работами, посвященными коррекционной педагогике. (3) На диаграмме показана зависимость усвоения учащимися материала от системы обучения, и в этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности. (4) Необходимо наметить и настойчиво проводить в жизнь меры, обеспечивающие полное и качественное усвоение учебной программы, без каких-либо сокращений и упрощений. (5) Вашему вниманию предложена целостная по содержанию монография, созданная несколькими авторами. (6) Следует специально отметить, что под термином «нейролингвистическое программирование» люди часто понимают прямое воздействие слова на сознание и поведение человека. Упражнение 21*. Проанализируйте синтаксические особенности научного текста: типы предложений, способы выражения сказуемого, порядок слов. В период перестройки духовных и социальных основ жизни граждан России, смены идеологических ориентиров происходит утверждение новых ценностей в социуме. Не нуждается в специальных доказательствах решающая роль в этом системы образования, так как она ввиду массовости и системности выполняет функцию воспроизводства и обогащения ценностной сферы отдельного человека и общества в целом. Но образование сегодня, так же как наука и культура, оказалось у нас оттесненным на второй план, и отношение к нему как к приоритетной сфере уже долгие годы остается на уровне лозунгов и деклараций. То, что признаваемые приоритетными сферы политики и экономики в конечном итоге оказываются зависимыми от образования, не отрицается, но и не учитывается. В то же время международный опыт убедительно показывает, что отношение к образованию и его состояние имеют решающее значение для модернизации общества и его выживания. Невостребованность образованности как качества личности гражданина способствует процессу девальвации идей образования в сознании молодых. В советской педагогической науке фактически отсутствовали аксиологические знания, а те, которые имелись, были разрознены и бессистемны. В последнее десятилетие несколько изменилось отношение к сложным многоплановым проблемам и противоречиям педагогической науки и практики. Комплекс проблем, связанных с человеком, его устремлениями и возможностями, дал импульс интенсивному развитию концепции личностно ориентированного образования, гуманитаризации современной школы. (Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологий. — М., 2000. — С. 109) Упражнение 22*. Проанализируйте текст, выделив лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля (отвлеченная лексика, общенаучные термины, специальные термины; употребление имени и глагола; страдательные конструкции, обособленные обороты, уточняющие члены предложения). Составьте к этому тексту планы разных типов — номинативного и глагольного. Генетика изучает два фундаментальных свойства живых систем — наследственность и изменчивость, то есть способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение, а также приобретать новые качества. Наследственность создает непрерывную преемственность признаков, свойств и особенностей развития в ряду поколений. Изменчивость обеспечивает материал для естественного отбора, создавая как новые варианты признаков, так и бесчисленное множество комбинаций прежде существовавших и новых признаков живых организмов. Признаки и свойства организма, передающиеся по наследству, фиксируются в генах — участках молекулы ДНК (или хромосомы), определяющих возможность развития одного элементарного признака или синтез одной белковой молекулы. Совокупность всех признаков организма называется фенотипом. Совокупность всех генов одного организма называется генотипом. Фенотип представляет собой результат взаимодействия генотипа и окружающей среды. Эти открытия, термины и их определения связаны с именем одного из основоположников генетики В. Иогансена. В основу генетики были положены закономерности наследственности, обнаруженные австрийским ученым Грегором Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Скрещивание двух организмов называется гибридизацией, потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называется гибридным, а отдельная особь — гибридом. В ходе этих исследований Менделем были открыты количественные закономерности наследования признаков. Заслуга Менделя в области генетики заключается прежде всего в четком изложении и описании законов генетики, которые в честь своего первооткрывателя были названы законами Менделя. (.Грушевицкая T.L, Садохин А.П. Концепции современного естествознания. — М., 2002. — С. 302) Упражнение 23. Подберите два-три отрывка из произведений научной литературы (разных областей науки). Найдите в них характерные черты научной речи и различия, обусловленные областями науки. Упражнение 24. Перечислите жанровые разновидности научного стиля. В каких из них авторская манера изложения может проявляться широко, а в каких возможности ее проявления ограничены условиями жанра? Упражнение 25. Составьте аннотацию, план, тезисы, конспект научной статьи М.Р. Львова «О профессиях, связанных с речью». Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, — это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые — старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии. Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма. Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом. Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи. Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику. Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи. (Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000. - С. 170-171) Упражнение 26. Напишите рецензию на следующую научную статью, используя стереотипные речевые формулы, присущие этому жанру. Фактор адресата в текстах современной рекламы Разные тексты характеризуются направленностью на разных адресатов: адресат художественных текстов — любой читатель — зритель; адресат научного текста ограничен конкретной сферой ментальности. Обязательная адресованность является признаком императивных речевых актов и «императивных» текстов, и прежде всего текстов рекламы. Адресат побуждения может быть конкретным единичным (Спой, светик, не стыдись!) или конкретным множественным (Друзья, робеть не надо...) В рекламных текстах фактор адресата приобретает особую значимость, поскольку основной задачей рекламного текста является «превращение» адресата из просто читателя в исполнителя. Перлокутивный эффект рекламного текста зависит от того, насколько точно автор текста представляет себе психологию своего адресата, в какой мере экспрессия рекламного текста соответствует жизненному облику потенциального клиента, его потребностям и вкусу. Все эти речевые действия осуществляются при помощи особых синтаксических средств — побудительных предложений. Однако побудительные предложения в рекламных текстах выражают не непосредственные цели рекламодателя: современная реклама использует повелительное наклонение не для прямого побуждения к действию, а для аргументации — не Покупайте камины, а Почувствуйте настоящее тепло в доме! Реклама предпочитает не прямые побуждения, а советы, обнаруживающие заинтересованность адресанта в улучшении жизни адресата. Побудительные речевые акты (как прямые, так и косвенные) обнаруживают понимание адресантом человеческих «слабостей» адресата. Современная реклама, стремящаяся убедить адресата в достижимости самых недостижимых (с точки зрения практического опыта большинства) целей, выбирает императив глаголов совершенного вида: Выиграй поездку на Канары! Подари себе праздник! Узнай, что такое настоящий комфорт! Подобные императивные высказывания характеризуются особой экспрессией: они обращены не к разуму, а к эмоциям и являются побуждением к риску. Глаголы совершенного вида в императивных высказываниях создают иллюзию близости цели и не дают адресату времени на раздумья и колебания. Такая реклама рассчитана на азартных и импульсивных людей. Обращает на себя внимание и то, что императивы к Ты адресата (2-е лицо ед.ч.), что сближает автора и адресата. При этом адресат — это обычный «маленький» человек, который мечтает о счастливом случае <...>. Если реклама, ориентированная на массового потребителя, основными аргументами считает качество и доступность цены, то реклама, направленная респектабельному читателю, не говорит о цене: ее основными аргументами становятся престижность, подлинность, солидность, неповторимость, уникальность, тонкий вкус. Экспрессивность подобных текстов подчеркнуто сдержанная; эта сдержанность намеренная, она подчеркивается и на уровне лексики, например, словами типа подлинный, достойный. Ср. Вы достойны того, чтобы иметь лучшее. Рекламные тексты, обращенные к деловым людям, не эмоциональны. Глагольные побудительные предложения выражают деликатные советы: Воспользуйтесь возможностью подчеркнуть неповторимый стиль Вашего интерьера. Побуждение чаще выражается непрямо — при помощи именных конструкций, которые строятся на параллелизме двух оценок — товара и адресата — потенциального покупателя: Обворожительная мебель для истинных ценителей комфорта, красоты, стиля. «Сдержанная» экспрессия подобных высказываний несет в себе оценку адресата, которая и является основным аргументом в пользу необходимости покупки: «положение обязывает...» Подводя итоги, необходимо отметить, что автор рекламного текста моделирует облик своего адресата, его жизненные приоритеты, потребности и вкусы, и в соответствии с этим отбирает оценочные средства. (Печенина Ю. Фактор адресата в текстах современной рекламы // Семантика языковых единиц. — М., 1998. — С. 146—147) Упражнение 27. Подготовьтесь к устному выступлению на какую-либо научную тему: составьте план, тезисы выступления, выпишите необходимые цитаты. Упражнение 28. Выберите тему доклада в рамках будущей вашей специальности. Подберите материал, систематизируйте его, продумайте композицию, систему аргументов, подберите примеры, обдумайте выводы. Упражнение 29. Составьте небольшой научный текст-рассуждение с тезисом, доказательствами-аргументами, конкретными фактами и выводами. Текст должен отражать логическую последовательность в изложении мыслей и быть информативно насыщенным. Официально-деловой стиль Упражнение 30. Отметьте характерные особенности официально-делового стиля в области лексики и фразеологии (наличие слов с окраской официально-делового стиля, профессиональных терминов, фразеологизмов).
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 5089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |