Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работы с детьми и подростками




Цели, задачи и принципы психокоррекционной

Работы с детьми и подростками

 

Психокоррекционная работа с детьми и подрост­ками имеет свою специфику по сравнению с та­ковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за ру­бежом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребен­ка имеют массу компенсаторных, адаптивных воз­можностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопросам исправления искаже­ний развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появ­ление, проводя профилактическую работу. Вот по­чему в коррекционной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода.

Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направ­ленных на исправление недостатков в развитии ре­бенка»1 впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального раз­вития. Здесь коррекция рассматривается как «со­здание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы»2. Боль­шой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Вы­готский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции пси­хического развития являются:

• коррекция отклонений в психическом раз­витии;

• профилактика негативных тенденций личнос­тного и интеллектуального развития.

Основываясь на положении Л. С. Выготского о зо­не ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми — обще-развивающая работа.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способство­вать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основываясь на положениях отечественной пси­хологии о структуре и динамике возраста и пони­мании процесса психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оп­тимизация социальной ситуации развития; 2) раз­витие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований3.

_____________________________________________

1 КарабановаО. А. Играв коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

2 Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: програм­ма развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного воз­раста. Ростов н/Д, 1997.

3 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.


Принципы построения коррекционных программ

работы с детьми и подростками:

принцип «нормативности» развития на ос­нове учета возрастно-психологических и индивиду­альных особенностей ребенка;

• принцип «коррекции сверху вниз» посредс­твом создания зоны ближайшего развития ребенка;

• принцип системности коррекционных, профи­лактических и развивающих задач;

• принцип единства диагностики и коррекции;

• принцип приоритетности коррекции каузаль­ного типа, направленной на устранение или ниве­лирование самих причин, порождающих эти нега­тивные явления в развитии ребенка;

• деятелыюстный принцип;

• принцип комплексности методов психологи­ческого воздействия;

• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в кор­рекционной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.