Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Фалеса и Пифагорейского союза




Генезис философии

Философия возникает впервые в 6 в.до н.э. в Древней Греции; переход от мифологического мировоззрения (обыденного) к научному (философскому) охватывает период с 6 в. до н.э. до 5 в.н.э. (по устоявшейся традиции этот переход называют переходом «от мифа к логосу»). Мифологическое мировоззрение отвечает на вопрос: «кто является причиной происходящего?». Логос (научное мировоззрение) отвечает на вопрос: «что является причиной происходящего?». Во втором случае человек мало что может объяснить, но, объяснив, он одновременно может и предсказать явления и процессы.

Отправной точкой возникновения логоса или науки стало неадекватное решение древними греками кризиса мировоззрения (обыденного), вызванного предпоследним переселением народов. Адекватной реакцией на кризис мировоззрения, т.е. неспособность ответить на вопросы «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?» и «что я должен делать?» является ассимиляция. Она сводится к усвоению традиционных для данной местности религии, морали и знаний. Древние греки не смогли ассимилировать, либо не сумели.

Аристотель (384-322г.дон.э.) писал, что после Девкалианова (всемирного) потопа немногие, оставшиеся в живых вынуждены были искать средства к существованию. После этого они создали искусства (развитие технологий). На последнем этапе (3-м) они создали полисы и изобрели для них законы, позволяющие совместно проживать нескольким племенам («7 мудрецов»). Те, кто дал законы - мудрецы. Сторонники новых преобразований называли себя философами («любители мудрости»). Философы видели свою цель в пропаганде и разработке нового мировоззрения, особое внимание они уделяли языку (риторика, логика), психологии, этике и др. дисциплинам.

В целом античную философию в период с 7 в. до н.э. до 5 в.н.э. называют космоцентричной. Т.е. философы, осознав кризис мировоззрения, стремятся навести порядок в душе, в семье, в обществе наподобие космического порядка: солнечное затмение, лунное затмение, смена времен года, времени суток и т.д. Переход от мифа к логосу поставил перед греками ряд специфических проблем, например, веры и нравственности, научного знания и т.д.

Фалес - купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в Греции 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считается первым философом. Он впервые ввел научный термин - «материя». «Материя - это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда, в конечном счете, они возвращаются». Такого рода материей для него явилась вода, но не вода как воспринимаемая органами чувств, а как чисто умозрительное понятие (в современной интерпретации Н20). Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу. Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Они создают 1-е научные картины мира. У Анаксимандра материей явл-ся «апейрон» («неделимая», «постигаемая умозрительно»). Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Первовещество у Анаксимена - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом.

Окончательное разделение умопостигаемого мира и мира, воспринимаемого органами чувств происходит у Пифагора (6 в.до н.э.), пифагорейский союз просуществовал с 6 в.до н.э. по 4 в.н.э. Пифагор впервые создает искусственный язык для умопостигаемого мира. Таким языком послужил язык математики. Язык математики - средство для объяснения и предсказания любых процессов и явлений (в том числе веры и нравственности). Математический язык (научный) по определению пифагорейцев вечен, т.е. у него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (как в естественном языке). Основа мира не материальное первоначало а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютизации чисел и геометрических фигур приводила пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей – чет- нечет, правое- левое, мужское- женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодополняющих. огня и воздуха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.