Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Философия Просвещения




Дополнительная

Основная

Учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивным способом

Какой метод научного познания разрабатывал Ф. Бэкон?

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстракция;

г) анализ

3. Индуктивный метод познания состоит в следующем:

а) всякое познание должно опираться на опыт и продвигаться от изучения единичных фактов к общим понятиям;

б) понять единичное можно лишь через соотношение его с другими сущностями, следуя, прежде всего, законам формальной логики;

в) познание возможно как мистическое Богопознание, откровение, озарение;

г) решающую роль в познании играет разум, получающий знание, обладающее достоверностью

4. «Идолы сознания» сформулировал:

а) Р. Декарт;

б) Дж. Локк;

в) Ф. Бэкон;

г) Б. Спиноза

5. Способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, согласно Ф. Бэкону – это:

а) «путь муравья»;

б) «путь пчелы»;

в) «путь бабочки»;

г) «путь паука»

6. Направление философии, которое отводит главную роль в познании разуму:

а) эмпиризм;

б) прагматизм;

в) рационализм;

г) иррационализм

а) пантеизм;

б) деизм;

в) механицизм;

г) мистицизм

8. Кто является автором произведения «Левиафан»?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Т. Гоббс;

г) Б. Паскаль

9. Соотнесите философское направление Нового времени и его представителей:

1) иррационализм; а) Т. Гоббс;

2) рационализм; б) Р. Декарт;

3) эмпиризм в) Дж. Локк;

г) Б. Спиноза;

д) Ф. Бэкон;

е) Б. Паскаль;

ж) Г. Лейбниц

10. Определите, какой метод рассуждения (индукция или дедукция) был использован в данном примере:

«Каждый из студентов нашей группы первокурсник (второкурсник, третьекурсник…), следовательно, наша группа относится к I (II, III…) курсу»


Литература

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII – нач. XVIII в.). М., 1965.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1985.

3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

4. Лазарев А.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

5. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. М., 1969.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. М., 1984.

8. Шашкевич П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. М., 1976.

 


Вы будете изучать:

  • философию английского, французского, немецкого Просвещения;
  • развитие философской мысли XVIII века и её основные философские направления;
  • влияние философии XVIII века на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии эпохи Просвещения;
  • сформировать представление об основных направлениях развития философии эпохи Просвещения

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии эпохи Просвещения;
  • знать характерные черты и основные направления философии эпохи Просвещения;
  • уметь определять отличительные черты философии эпохи Просвещения;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения возможно переустроить общественный порядок в разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Итак, Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики – паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.

Характерные особенности Просвещения:

§ рационализм как общая вера в разум;

§ антиклерикализм (от греч.anti – против и лат.clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

§ антиобскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили своё обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение представлено прежде всего учениями Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Шефтсбери, современников и идеологов преобразований Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Джон Локк (1632 – 1704) в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил теорию «общественного договора» Т. Гоббса идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и впервые, идею разделения властей, которая делится у Локка на законодательную, исполнительную (в том числе и судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение конституции. Следует добавить, что новый стиль философского мышления привёл к выработке развитого юридического мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.