КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Ональных культур, но и самым рациональным (а возможно и единственным) путем восхождения личности от национально-культурной самобытности к общечеловеческой
ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ональных культур, но и самым рациональным (а возможно и единственным) путем восхождения личности от национально-культурной самобытности к общечеловеческой культуре. Принцип — через национальное к мировым достижениям культуры и технического прогресса — является ключевым. 19 сентября 1990 г. газета «Советская культура» в статье «В зеркале социологии» привела грустную статистику: с фактами недоброжелательного высказывания о людях другой национальности среди учащихся и взрослых встречались: в Туркмении — 54%; в Грузии — 55%; в Литве — 64% опрошенных. Одна из школ Нагорного Карабаха в 1989 году разделилась на две половины — армянскую и азербайджанскую. Министр образования Г.А. Ягодин в статье «Совершенствование межнациональных отношений и школа», опубликованной журналом «Советская педагогика» в № 8 за 1989 год, провел постыдные для любой страны факты: в общежитиях ряда вузов Узбекистана студенты селились по этажам по региональному признаку (бухарцы, самаркандцы и т.п.). 13 ноября 1991 г. в редакции журнала «Советская педагогика» состоялась дискуссия видных педагогов страны по проблеме «Культура межнационального общения». Среди выступавших был и член бюро правления Советского фонда мира М.В. Кабатченко. Он с удовлетворением сказал «...Наконец-то заговорили о необходимости формирования терпимости, умения слушать другого, о преодолении конфликтов, даже создали центр прикладной конфликтологии». Разгоревшаяся дискуссия показала, что такая важная проблема, как культура межнациональных отношений, практически не решена ни в теории, ни на практике. До сих пор не наработаны основные подходы к решению этих вопросов, нет четкого понятийного аппарата. Проявился знакомый парадокс современности: есть острейшая проблема и нет механизмов ее решения.
Вопрос межнациональных отношений — проблема, общая для всего мира. Еще в 1975 г. американские, немецкие и японские футурологи предсказывали к 2000 году обострение национальной борьбы. Однако пересмотр сложившегося уклада в такой деликатной сфере, как межнациональные отношения — дело непростое. Решение вопроса об удовлетворении потребностей каждого народа возможно только на пути возрождения культурно-творческой миссии школы, ее перехода к культурообразующей системе преподавания. Ключевая проблема — углубление наших представлений о448 взаимоотношениях между образованием и культурой. Это не изолированные понятия, а нерасторжимые части одного целого. Чтобы сформировать новую точку зрения на ценности, мы должны взять за основу все позитивные стороны мировоззрения прошлого и создать новые ценности, совпадающие с потребностями современного человека. Независимо от образовательного ценза, от внутренней культуры мы уже осознали, что дальнейшая судьба любого народа должна быть неразрывно связана с освоением духовного наследия. Прав был Д.С. Мережковский, утверждая, что в XX веке — веке борьбы креста с пентаграммой — победит крест. За много лет впервые заговорили вслух о святости, о нравственности, о милосердии, о совести. В школах на уроках русской литературы двенадцать лет назад впервые было разрешено обратиться к Священному Писанию как памятнику мировой художественной культуры. Сегодня впервые вплотную мы подошли к необходимости создания учения о совести, на котором неизбежно смыкаются все религии и философии. Ведь возвышеннее, бесценнее совести для пользы природы и общества ничего нет. Наконец мы поняли, что национальное достоинство русских можно утверждать только через уважение к людям другой веры, другой национальности.
В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 года, называются следующие фундаментальные ценности XXI века: • свобода личности; • равенство; • солидарность (глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с принципами социальной справедливости); • уважение к природе; • общая обязанность; • терпимость (при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества; следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациям и). В любой стране ведущая и решающая роль в сохранении и развитии национальных культур и языков и формировании межэтнического единства принадлежит семье, школе и библиотеке. Отсюда вытекает важность не только школьной, но и семейной, и социаль-
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |