Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕРАПИЯ 3 страница




жены. Предположение о том, что это не совпадения, а реальная взаимосвязь, было подтверждено, когда заметили, что поведение матери ухудшалось каждый раз во время четырех следовавших друг за другом визитов тещи. Как выяснилось, на самом деле муж имел привычку исчезать из дома сразу же, как только там появлялась его теща. Он просто чувствовал отвращение и испытывал ужас от напряженности во взаимоотношениях между женой и тещей. Естественно, когда муж исчезал из дома, со своей собственной матерью он также контактировал меньше. И это оставляло ее в большей эмоциональной изоляции, которая, по-видимому, и усугубляла ее забывчивость.


 

понять, связана ли эта интенсивность с жизненными трудностями или с низким уровнем адаптации в семье. Итак, на этом этапе оценивания внимание перемещается с симптоматики и проблемной личности на структуру непосредственных взаимоотношений, в которую эта личность входит как составная часть. Последний этап оценивания заключается в сборе информации о каждой расширенной семейной системе и более внимательном рассмотрении трудностей проблемной семьи14.

История расширенных семейных систем

Цель заключительного этапа оценивания — поместить ядерную семью в контекст взаимосвязей с материнскими и отцовскими семейными системами. Эмоциональный процесс в ядерной семье подвергается существенному влиянию со стороны эмоциональных процессов в родительских семьях каждого из супругов. Кроме того, на уровень хронической тревоги в ядерной семье влияют следующие факторы: природа взаимоотношений каждого из супругов с членами семей, в которых они родились и выросли; события, недавно происшедшие в этих семьях. Ядерные семьи, включенные в расширенную систему семейных отношений, могут быть схематически представлены как пересекающиеся эмоциональные поля. В некотором смысле любая ядерная семья является самостоятельной эмоциональной единицей. Однако каждая ядерная семья реагирует также и на проблемы, происходящие в других ядерных семьях15. Спектр

11 Может потребоваться несколько сессий для того, чтобы собрать все основные данные, необходимые для оценивания семьи. Нет необходимости собирать данные в каком-то определенном порядке. Представление проблем может оказаться таким длительным процессом, что в первом интервью не остается времени для того, чтобы обсудить что-то еще, кроме истории этих проблем. Интервью по оцениванию семьи дает терапевту общее представление о семейном процессе. Многие детали уточняются позднее в процессе терапии.

15 Ядерная семья вообще не является самостоятельной в том смысле, что главные особенности ее эмоционального процесса сформированы многими прошлыми поколениями этой семьи. Она самостоятельна настолько, насколько сильнее члены семьи реагируют на события и взаимоотношения внутри нее, чем на события и процессы, происходящие за ее рамками.


 

реагирования может колебаться от реактивности до рациональности. Реактивность приводит к увеличению тревоги и ее распространению на значительную часть расширенной семейной системы. Рационально-обдуманные реакции могут снижать уровень тревоги и удерживать ее в разумных пределах в ядерной семье, где она первоначально и возникла.

Исходная информация, собираемая о расширенной семейной системе, аналогична информации, собираемой в отношении ядерной семьи. Однако обычно эта информация не такая подробная, как в отношении ядерной семьи. И все же если член семьи больше идентифицирует себя с родительской семьей, он, возможно, будет обладать более подробными данными о своих предках в предшествующих поколениях. До тех пор, пока у терапевта не будет специального исследовательского интереса к проблемной семье, для него нет необходимости осмысливать всю эту информацию. Терапевт обеспечивает реализацию общих принципов в подходе к родительской семье, а также помогает члену семьи осознать, когда он эмоционально «застрял» в системе; однако во многих отношениях этот член семьи опирается на себя самого при планировании возможных действий. Информация, которую собирает член семьи, важнее для него самого, чем для терапевта. Глубокое и полное понимание событий, происходивших в семьях предшествующих поколений, а также знание своих предков помогают пациенту изменить мысли и представления о своей семье и себе самом. Изменение происходит не из-за того, что говорит терапевт, а является результатом размышлений и умозаключений самого члена семьи в отношении того, что он узнал о своей семье.

Данные, собираемые в отношении расширенной семьи, включают следующие факты: даты рождения, смерти, причины смертей, уровень полученного образования, профессиональная карьера, данные о здоровье (включая физические, эмоциональные и социальные симптомы), история брачных отношений (включая данные о заключении браков и разводов), а также территориальные перемещения (прошлые и настоящие). Данные собираются в отношении родственников обоих супругов — родите-


 

лей, братьев и сестер, племянников и их детей. Если есть приемные родители, сводные братья и сестры, братья и сестры по отцу или матери, то о них также собираются сведения. После сбора информации непосредственно о родительской семье каждого супруга собираются данные и о предыдущем поколении — о бабушках и дедушках, тетях и дядях, а также двоюродных братьях и сестрах. Иногда невозможно или не нужно собирать информацию о каждом человеке из рода родителей. Часто сразу становится ясно, какие родственники и с чьей стороны наиболее важны и близки для членов оцениваемой семьи. Поэтому больше информации собирается именно об этих родственниках и взаимоотношениях с ними. Важно получить и некоторые данные о прабабушках и прадедушках супругов, а также о других родственниках предшествующего поколения, если выяснится, что они играли важную роль в семейных отношениях. Двоюродный дед или бабушка могут оказаться особенно близкими и значимыми в семье фигурами.

Первые впечатления о взаимоотношениях ядерной семьи с расширенными семьями можно составить уже из того, как много супруги знают о своих семьях и как они к ним относятся. Установки могут колебаться от «Я не представляю, как я мог бы жить без своей семьи» до «У меня больная семья, и чем дальше я от нее, тем лучше». В первом оценочном интервью некоторые люди признают, что они недовольны сложившимися взаимоотношениями со своей родительской семьей и хотели бы их улучшить. Они не знают, как это сделать, и охотно принимают любые идеи и предложения терапевта по этому поводу. Объем знаний, которыми располагают люди в отношении родственников своего и предыдущего поколений, варьирует очень существенно. Когда человек почти ничего не знает о своих бабушках и дедушках или об их семьях, это означает, что его родители прервали все связи с этими семьями. В целом люди, которые стараются свести влияние прошлого на настоящее к минимуму, меньше всего склонны наводить эмоциональные мосты со своими родительскими семьями. И, напротив, люди, которые убеждены, что прошлое оказывает огромное влияние на настоящее, обычно более


 

мотивированы сохранять эмоциональные связи со своим прошлым. Оценить степень эмоционального разрыва с родительской семьей иногда просто, а иногда очень трудно. Когда человек говорит: «Я встречаюсь со своей семьей достаточно редко и вообще мало рассказываю им о своей жизни»,— можно с уверенностью предположить наличие разрыва в их взаимоотношениях. Если человек заявляет: «У меня прекрасные родители, и мне так хотелось бы проводить больше времени с ними, но не всегда это удается»,— то это еще не обязательно означает, что у данного индивида не существует эмоционального разрыва во взаимоотношениях со своими родителями. Возможно, этот человек имеет идеализированные представления о своих родителях и испытывает чувство вины из-за того, что не оказался «более достойным сыном или дочерью». Когда такой человек встречается со своими родителями, он изо всех сил стремится соответствовать тому образу, который, как он считает, успокоит и поддержит их, и, как следствие, успокоит и поддержит его самого. Стремление быть кем-то, кем ты на самом деле не являешься, для того чтобы избежать напряжения во взаимоотношениях, приводит к эмоциональному разрыву. Если человек заявляет: «Со своей матерью я близок, но с отцом нет почти никаких отношений», — подобное заявление необходимо интерпретировать в соответствующем контексте. Кажущаяся близость с матерью и видимая отчужденность от отца может отражать тот факт, что отец занимает во взаимоотношениях со своей женой и сыном преимущественно позицию стороннего наблюдателя. Близость с матерью основана на гармоничном эмоциональном слиянии, а разрыв с отцом усиливается этим слиянием. Поэтому оценка эмоционального разрыва не решается посредством вопросов о том, являются ли взаимоотношения гармоничными или часто ли люди встречаются друг с другом.

После сбора основных данных о родительских семьях каждого из супругов можно перейти к обсуждению влияния, которое оказали на ядерную семью последние события, произошедших в этих семьях. Недавние болезни, несчастные случаи, кончины, разводы, смена места жительства, финансовые потрясения, произошедшие с ос-


 

новными родственниками родительских семей каждого из супругов, заслуживают того, чтобы обсудить их подробнее. В ряде случаев реакции ядерной семьи на подобные события носят скрытый характер и не выносятся для открытого обсуждения. Оценочное семейное интервью может оказаться именно тем форумом, на котором люди смогут высказаться о том, о чем они не говорили дома. Изредка волна эмоционального потрясения возникает и распространяется во всей родственной системе, охватывающей несколько поколений. Смерть очень важного члена расширенной семьи сопровождается появлением серьезных симптомов во многих других ядерных семьях, входящих в семейный клан. Волна эмоционального потрясения отражает, скорее всего, динамику распространения тревоги в системе. Появление каждого нового симптома или проблемы, естественно, повышает общий уровень тревоги. Такое состояние может длиться от нескольких месяцев до года и более. Волна эмоционального потрясения может провоцироваться и другим каким-либо событием, а не только смертью; например, банкротство семейного бизнеса может «вызвать рябь» в жизни многих людей из семейного клана.

При сборе информации о семейных системах предыдущих поколений терапевту необходимо получить представление о том, кто из членов родительской семьи наиболее сильно вовлечен во взаимоотношения с оцениваемой семьей. Характер взаимоотношений жены со своей матерью часто может быть для нее (жены) источником напряжения. А взаимоотношения жены с родной теткой по матери могут быть очень хорошими и давать ей эмоциональную поддержку. Если у этой тетки недавно развилось серьезное заболевание или она вышла на пенсию и уехала, это может оказать на жену очень сильное эмоциональное воздействие. Деловые отношения между мужем изучаемой семьи и его братом могут подпитывать постоянную тревогу в этой семье. Жена может считать, что ее шурин более успешен в бизнесе, чем муж. Поэтому она может давить на своего мужа, чтобы тот «преуспел», «взял верх» над своим братом. Такие разговоры могут приводить к периодам напряженного дистанцирования в супружеских


 

отношениях. Эта напряженность может отразиться на ребенке: например, он начнет мочиться в постель. Если родители ищут терапевтической помощи для своего ребенка по поводу энуреза, в ходе интервьюирования они могут и не упомянуть о треугольнике муж-брат-жена. Терапевту необходимо тщательно изучать взаимоотношения в родственных семейных системах, чтобы быть уверенным, что он имеет полную картину всех эмоциональных движущих сил, воздействующих на ядерную семью.

Кроме родственников, связанных с функционированием ядерной семьи, важно знать и тех членов семейных кланов, которые исключены из этих взаимоотношений. «Паршивая овца» среди родственников, которую каждый подвергает остракизму; дядя, который в течение многих лет находится в госпитале-пансионате и всеми забыт; дед-алкоголик, который оставил свою жену и женился на другой женщине, за что его обвиняют во многих семейных проблемах; тетя, относительно которой в семье сложилось мнение, что она «жульничает» с бабушкиным состоянием; или «исчезнувший» брат — со всеми этими людьми клиенту важно встретиться, если он хочет стать более самостоятельным и дифференцированным в своей родительской семье. Люди, с которыми эмоциональный контакт утерян, могут оказаться источником большей тревоги для ядерной семьи, чем те родственники, с которыми эти контакты поддерживаются. Если человек поддерживает эмоциональные контакты с родственником, страдающим шизофренией и длительное время находящимся в стационаре, то такие контакты могут давать этому человеку в личностном плане так же много, как и самому больному родственнику. Иногда люди опасаются, что дисфункциональные родственники станут от них слишком зависимы, если они будут поддерживать с ними контакт. Такие проблемы можно урегулировать, если внимание клиента будет направлено на собственное функционирование, а не на функционирование другого.

Данные, полученные о родственных семейных системах, можно использовать для формирования представлений об основных формах эмоционального функционирования, которые преобладали и преобладают в родительских


 

семьях супругов16. Поглощалась ли недифференцирован-ность в родительской семье супружеским конфликтом, дисфункцией супруга или дисфункцией ребенка? Каким было функциональное положение каждого из супругов в своих родительских семьях? Является ли муж, который обманул ожидания своих родителей, старшим сыном? Не стал ли муж после смерти отца замещением мужа для своей матери? Не ожидают ли братья и сестры жены, что именно она возьмет на себя основное бремя забот о родителях? Не относились ли к мужу или жене в их семьях как к ребенку? В какой степени это восприятие и отношение перетекло в ядерную семью?

Важен анализ и изучение треугольников, в которых каждый из супругов воспитывался и становился взрослым. При первоначальном изучении этих процессов могут быть выявлены какие-то простые и очевидные связи. Вместе с тем, этим треугольникам присущи тонкие аспекты взаимоотношений, которых люди могут просто не осознавать. Эти аспекты выявляются и узнаются с течением времени в процессе терапии. Обсуждение этих взаимоотношений в начале терапии может стимулировать интерес и желание семьи узнать об этом больше. Наблюдаются ли какие-либо параллели во взаимоотношениях матери с проблемным сыном и во взаимоотношениях ее матери со своим братом? Она выросла в треугольнике со своей матерью и братом. Не исключено, что она сопереживала матери в ее беспокойстве по отношению к брату и перенесла эти накопившиеся и не реализованные чувства на взаимоотношения со своим сыном. Возможно, что она испытывала (не вполне осознавая) эти беспокоящие переживания вплоть до момента, когда терапевт напрямую не спросил ее об этом. Концептуальное оформление этих взаимоотношений

При сборе информации о родственниках, принадлежащих к расширенной семье, важно помнить, что большинство полученных данных имеет субъективный характер. Эмоционально окрашенные представления о родственниках могут придавать им карикатурные черты. Люди очерняются или идеализируются исходя из эмоциональных потребностей семьи. Их личностные особенности преувеличиваются без меры. Поэтому информацию необходимо получать из разных источников, чтобы создать разумно-реалистичный образ человека.

17 Теория


 

в форме треугольников зачастую весьма полезно для пациентов. Наблюдаются ли во взаимоотношениях мужа и жены какие-либо параллели с взаимоотношениями мужа со своими родителями? Муж мог вырасти с чувством раздражения по отношению к своей матери и с чувством симпатии к своему отцу. Теперь он может относиться с раздражением к своей жене и быть вполне убежден в том, что его гнев справедлив. Естественно, что в этом случае его жена не понимает причин его раздражения и считает его несправедливым.

Информация о родственных семейных системах позволяет составить представление о стабильности и целостности этих систем. Грубо говоря, стабильность и целостность семейной системы параллельна среднему базовому уровню дифференциации в этой системе. Эта параллель не абсолютна, поскольку существует различие между функциональным и базовым уровнями дифференциации. Семья может сохраняться совершенно стабильной и нетронутой в течение ряда поколений благодаря, например, жесткой системе жизненных убеждений, поддерживаемых в этой семье. Система убеждений может помочь семье функционировать выше своего базового уровня. Эти убеждения могут сформироваться и возникнуть внутри самой семьи или же войти в нее извне. Независимо от того, возникли ли эти убеждения внутри семьи или привнесены туда извне, часто их носителями является одна или несколько ключевых фигур этой семьи, которые и транслируют их всей семье или семейному клану. Когда эти люди умирают, функционирование системы может ухудшиться. Другой экстремальный случай представляет семья, стабильность и целостность которой подрывает серия роковых и трагических событий. Такая семья может функционировать ниже своего базового уровня дифференциации в течение нескольких поколений. В целом, однако, представление о стабильности и целостности родительской семьи можно использовать как грубый индикатор среднего базового уровня ее дифференциации.

Стабильность семьи оценивается на основе информации, которая относится к ее эмоциональному функционированию (по меньшей мере в прошлом). Ее долговечность,


 

состояние здоровья членов семьи, их уровень образования и профессиональные занятия, история заключения браков и рождения детей — все эти данные, как представляется, имеют отношение к эмоциональному функционированию. Именно эти данные вместе с обстоятельствами жизни конкретного человека или конкретной ядерной семьи используются для оценки дифференциации семейной системы, составляющей несколько поколений17. Осознает ли ядерная семья, что от поколения к поколению она быстро снижает общий уровень своего функционирования? Является ли ядерная семья очевидно нестабильной единицей среди подобных нестабильных единиц в расширенной семейной системе? Создается ли впечатление, что оцениваемая семья наиболее стабильна по сравнению с большинством других семей расширенной системы, к которой она принадлежит? При планировании курса терапии важно, чтобы терапевт сформировал свое представление о стабильности эмоционального процесса в оцениваемой семье и стабильности эмоционального процесса в расширенной семейной системе, окружающей данную семью.

Целостность семьи оценивается исходя из того, сколько людей из расширенной семейной системы в настоящее время живы и реально доступны для контактов. На одном полюсе континуума располагаются семьи, которые полностью фрагментированы и раздроблены. Многие родствен-

17 Оценка базового уровня дифференциации семьи, включающей несколько поколений, является первым компонентом оценки базового уровня дифференциации индивида. Вторым компонентом является осознание индивидом различия между своим интеллектуальным и эмоциональным функционированием и своей способностью действовать на основе интеллектуальных принципов, когда это требуется. Третий компонент — это впечатление о стабильности жизненной линии индивида. Оценка базового уровня дифференциации индивида основывается на рассмотрении всех этих трех компонентов. Шкала дифференциации имеет главным образом теоретическое значение. Если представить, что люди с показателем 37 по этой системе отличаются в своем функционировании от людей, имеющих показатель 35, то это будет лишь теоретическим предположением. В настоящее время, однако, еще не созданы инструменты, позволяющие приписать индивиду точный балл по шкале дифференциации, поэтому базовый уровень дифференциации можно определить лишь качественно.

17»


 

ники умерли, а оставшиеся в живых не поддерживают отношений друг с другом. Такие семьи обычно характеризуются высокой нестабильностью взаимоотношений. На другом полюсе континуума располагаются семьи, члены которых живы и находятся в отличных эмоциональных отношениях друг с другом. Такие семьи характеризуются весьма стабильными отношениями. Однако важно помнить, что в семьях с высоким уровнем нестабильности есть вполне стабильные люди, а в семьях, не общающихся друг с другом, есть люди, которые поддерживают между собой отношения. Чем меньше нарушена расширенная семейная система, тем более надежным потенциальным ресурсом она является для изучаемой семьи. Однако в ряде случаев целеустремленные и волевые люди могут восстанавливать эмоциональные контакты в семье, которая кажется полностью распавшейся.

Большую часть данных, полученных о ядерной семье и о расширенных семейных системах, можно представить в виде семейных диаграмм.

СЕМЕЙНАЯ ДИАГРАММА

Семейная диаграмма была разработана в рамках теории семейных систем. Информация, содержащаяся в семейной диаграмме, не имеет смысла без глубокого понимания принципов функционирования эмоциональных систем, а также эмоционального процесса в разных поколениях. Эмоциональный процесс определяет проблемы живого организма — семьи и многих предшествующих ей поколений. Данные, полученные в процессе семейного оценочного интервью, необходимы для того, чтобы выявить происходящий в семье эмоциональный процесс. Эти данные варьируют от семьи к семье, и считается, что они отражают межсемейные различия в эмоциональной интенсивности отношений и способах контроля над тревогой. Когда все это представлено в виде диаграммы, то получается наглядная картина протекающего в семье эмоционального процесса. Связь между собранной информацией и эмоциональным процессом в семье можно проиллюстрировать конкретным примером.


 

Тревога, вызванная недифференцированностью в родительской семье мужа, регулировалась главным образом дисфункциональностью одного из супругов. Это был основной механизм как во время взросления мужа, так и после того, как он покинул родительскую семью. Такие механизмы, как супружеские конфликты и ухудшение состояния ребенка, использовались для контроля тревоги в этой семье в меньшей степени. В родительской семье жены основным способом регуляции тревоги, вызываемой недифференцированностью отношений, был конфликт между супругами. Это был основной механизм эмоционального функционирования как в процессе личностного становления жены, так и после того, как она покинула свою родительскую семью. Дисфункциональность одного из супругов и ухудшение состояния ребенка не играли особой роли в качестве механизмов контроля тревоги в ее семье. Основном способом регулирования тревоги, возникающей в результате недифференцированности в семье, образованной этими супругами, было ухудшение состояния ребенка. В данной ядерной семье дисфункция супруга и супружеские конфликты не являлись главными механизмами ослабления тревоги. Эмоциональный процесс, существующий в эмоциональных полях этих трех семей (родительских семей мужа и жены и ядерной семьи) изображен графически на рисунке 1.

На этой диаграммы отражены схемы эмоционального функционирования в эмоциональном поле каждой семьи. В родительской семье мужа выявляется определенная степень клинической дисфункции его матери и отсутствие какой-либо дисфункции у него самого и у его отца. Супружество родителей мужа можно было бы охарактеризовать как гармоничное. Диаграмма показывает отсутствие в родительской семье жены каких-либо значительных клинических дисфункций у всех членов семьи, но супружеские отношения можно было бы характеризовать как конфликтные. Их напряженность такова, что они могли бы привести к разводу. В ядерной семьи диаграмма фиксирует наличие симптомов у сына, хотя функционирование мужа и жены не нарушено, а их супружеские отношения можно считать гармоничными. На уровень дисфункциональное™ влияет базовый уровень


Рис. 1. Семья А — это родительская семья мужа. Основной схемой эмоционального функционирования в этой семье было слабое функционирование матери (отмечено стрелкой, направленной вниз) и сверхфункционирование отца (отмечено стрелкой, направленной вверх). Семья В — это родительская семья жены. В этой семье основной схемой эмоционального функционирования является конфликт между ее родителями (отмечено зубчатой линией между родителями). Семья С — это ядерная семья мужа и жены. Главной схемой эмоционального функционирования в их семье является процесс проекции (отмечено стрелкой от матери к сыну). Это очень упрощенные способы графического изображения различных схем эмоционального функционирования, но они являются полезным сокращением текстовых записей

дифференциации, а также прошлый и настоящий уровни стресса в эмоциональном поле каждой семьи. Различия в дисфункциональное™ или в уровне конфликта в конкретной семье также получают отражение в этих данных. Если бы жена в семье А постоянно с момента рождения своего сына находилась на стационарном лечении в психиатрической больнице, то это могло бы свидетельствовать о большей интенсивности процесса, чем если бы после рождения сына она находилась небольшое время в стационаре, а затем прошла курс индивидуальной психотерапии.

Семейные диаграммы на самом деле гораздо более сложны, чем в нашем примере. Обычно они охватывают большее количество людей и поколений. Кроме того, эмоцио-


 

нальное поле ядерной семьи может включать больше чем одну схему эмоционального функционирования, каждая из которых способствует возникновению клинической симптоматики. Однако независимо от того, насколько сложна полученная диаграмма, ее данные тем не менее отражают базовые формы и интенсивность эмоционального процесса семьи и ее предшествующих поколений. Это дает возможность реконструировать базовые формы эмоционального функционирования и уровень интенсивности эмоционального процесса в семьях четырех или пяти поколений. Информация, которую можно собрать о функционировании людей, умерших 100 или 125 лет тому назад, обычно менее богата, чем для людей более близких поколений. Но большого количества данных и не требуется, чтобы сформировать общие представления о прошлом. Сведения о том, что прапрапрадед большую часть своей жизни провел в психиатрических больницах или в тюрьме, получить не так уж и сложно18. Кроме воспоминаний членов семьи, дополнительную информацию можно получить из различных письменных источников и мемуаров. Когда сравнивается функционирование далекого предка с функционированием его современных родственников, можно сделать ряд выводов и заключений о схемах эмоционального функционирования в его ядерной семье. Изучение эмоциональных

«Грязное» прошлое родственника или история психического заболевания часто становится семейным секретом. Секреты в семье порождает сам эмоциональный процесс. Если член семьи, который с уважением относится к процессу психотерапии и осознает ее возможности, способен отделить факты от мифов, составляющих содержание большинства секретов, его усилия могут оказаться исключительно конструктивными для всей семьи. Однако раскрытие семейных секретов может оказаться для семьи таким же разрушительным, как и их сокрытие, если интенсивность эмоционального процесса, создающего эти секреты, оценивается неправильно. Терапевтическая цель «раскапывания» секрета состоит в том, чтобы привлечь внимание членов семьи именно к тем аспектам их взаимоотношений, которые формируют и сохраняют этот секрет. Неосторожное раскрытие секрета может послужить толчком к интенсивной эмоциональной реактивности без эффективного привлечения внимания к этим аспектам взаимоотношений. Содержание процесса взаимоотношений более важно, чем содержание секретов, потому что семейные секреты обычно не являются ни очень интересными, ни сильно шокирующими.


 

процессов в собственной семье дает возможность увидеть сценарий развития эмоциональной системы на протяжении многих поколений. А это, в свою очередь, уменьшает тревогу людей по поводу действия или бездействия любого члена семьи. Знание о межпоколенческом эмоциональном процессе снимает определенную зацикленность людей на своем прошлом, особенно на своих родителях. И это дает уникальную возможность сосредоточиться на своей собственной семье и собственной жизни.

Некоторые люди уверены, что их родители виноваты в том, что они не стали «более хорошими» родителями. Им следовало бы быть «более любящими» или «менее жесткими и ригидными», «более доступными» или «менее критичными». Главная мысль состоит в том, что «родители являются основной причиной их житейских проблем». Альтернативной точкой зрения является следующая: каждый член семьи, включая родителей, является составной частью межпоколенческого эмоционального процесса, и каждый, включая себя самого, несет максимальную ответственность — насколько это в его силах, — за собственное становление в этом процессе. Если люди считают родителей или других людей ответственными за свое взросление, то они так и будут всю жизнь обвинять их и искать кого-то, кто, наконец, даст им то, в чем они постоянно нуждаются. Если люди отказываются от этой идеи и оставляют привычную мысль о том, что родители могли бы воспитать их «правильно», то у них возникает много возможностей для воспитания самих себя. Изучение эмоциональной истории семейного рода (к которому принадлежит семья) меняет представление человека о его семье и помогает ему сформировать новое представление о самом себе, что очень важно для процесса дифференциации. Изменение отношения к себе и другим людям — это ключ к уменьшению и смягчению влияния субъективных представлений человека о себе самом и о том, какими должны быть другие люди, а также ключ к более адекватному регулированию своей эмоциональной реактивности19.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.