Сегодня в современном мире, время предъявляет повышенные требования не только к личностно-профессиональным качествам педагогов, но и к уровню его физического, психического и социального здоровья.Однако, как утверждают специалисты профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.По данным социологическим исследованиям, стресс, связанный с работой – это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков.В ходе проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56 % рабочих отмечали высокие темпы работы, 60 % – жесткие сроки ее выполнения, 40 % – ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы, по мнению ученых, способствуют развитию проблем со здоровьем. По данным исследованиям ученых, 15 % работающих жаловались на головную боль, 23 % – на боль в области шеи и плеч, 23 % – на усталость, 28 % – на стресс и 33 % – на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания [82].Стресс, обусловленный содержанием профессиональной деятельности, является одной из основных и весьма неприятных сторон образа жизни педагога, что ставит во главу угла проблему профилактики стресса и укрепления профессионального здоровья. Основной предпосылкой стресса являются перемены, нарушающие баланс, поддерживаемый в повседневной жизни и деятельности (С.М. Шингаев, 2006).Как отметил (Чан, 1998), преподавание сегодня – очень трудное занятие, почти треть учителей признают преподавание очень стрессовым занятием. Последствием стрессов могут являться цинизм, апатия, желание прекратить педагогическую деятельность.Стрессовым фактором, является и ответственность учителей перед обществом, так как оно требует от них высокой эффективности, однако при этом, учителя должны вознаграждаться за свои заслуги ответственно. (Ги Лефрансуа, 2003).Специалисты утверждают, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.По мнению ученых, стресс часто ассоциируется со слабым здоровьем (Гуглиелми и Татроу, 1998) [24].Теория профессионального здоровья учителя предполагает осмысление единства и взаимосвязи представлений о здоровье и факторах, лежавших в его основе. Можно обозначить два похода в определениях здоровья и его нормы – традиционно медицинский и психологический. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология – с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. Психическое здоровье не отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем, скорее, зрелость, сохранность и активность механизмов личностнойсаморегуляции человека, обеспечивающих, полноценное человеческое функционирование [2].Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.Л.М. Митина, придерживается представления о многоуровневости профессионального здоровья учителя. На ее взгляд, высший уровень личностного здоровья, определяющий смысловые ориентации и вообще общий смысл жизни, отношение к себе и другим, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, и все они взаимосвязаны.По мнению Л.М. Митиной ведущим фактором развития зрелой личности, является высший экзистенциальный уровень. Лишь он открывает возможности для личностного выбора и автономного развития, что не в состоянии обеспечить регуляторные механизмы более низких уровней. Чаще всего у учителей не сформированы механизмы высшего уровня, поэтому большинство из них остаются объектами внешних воздействий, не способны превратиться субъектом собственной жизни. Следовательно, происходит нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира и как следствие – большое число соматических и психосоматических заболеваний.По мнению специалистов при анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от индивидуальных особенностей человека, мотив его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:• ситуации взаимодействия: учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);• ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения).Если педагог, имеющий нарушения психологического здоровья, он может проецировать на ребенка или класс в целом собственные эмоциональные проблемы, что будет способствовать закреплению нарушений, уже имеющихся у детей.Если педагог с выраженными социальными страхами – это человек, стремящийся к обязательному успеху. Поэтому он не дает себе права на ошибку, а, следовательно, не допускает промахов и у учащихся.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление