Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции обучения




М-т

См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. 1974. -С. 13.

постепенное усложнение перспектив: близких, средних и да-. Их уместно в соответствии с требованиями заданного под-

хода соотнести с оперативными, тактическими и стратегически-^и задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчи­няться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объеди­нению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы само­управления и их количество в школе формируются в зависимо­сти от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой кото­рых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправле­ния временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства — под­чинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собра­ние общешкольного коллектива или его представителей (в боль­ших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школь­никам полномочий. Педагогическое руководство школьным само­управлением должно найти свое выражение только в определе­нии стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функцио­нирования школьного самоуправления. К ним относятся перио­дическая сменяемость органов самоуправления и выборных упол­номоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая от­четность; наличие игровых элементов, привнесение в систему са-МоУправления соответствующей атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно

Связано такое условие, как накопление и укрепление традиций

Коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной

*йзни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно

°площдет характер коллективистских отношений и обществен-

Ое Мнение в данной области.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в вое питании личности?

2. Назовите основные теории коллектива в отечественной педагогике

3. Каковы основные признаки ученического коллектива?

4. В чем состоит смысл педагогического руководства ученическим кол­лективом в зависимости от этапа его развития?

5. Дайте оценку деятельности органов ученического самоуправления в школе, в которой вы учились.

6. Раскройте основные условия развития детского коллектива. Приве­дите примеры из жизни школы, раскрывающие действие законов разви­тия коллектива.

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ГЛАВА 22. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение — самый важный и надежный способ получения си­стематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и про­цессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфи­ческие качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действитель­ности, обучение есть не что иное, как специфический процесс по­знания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учите­ля обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих спо­собностей.

Познавательная деятельностьэто единство чувственного вос­приятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (про*13' водительный и общественно полезный труд, ценностно-ориента-ционная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, констрУ11' рование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только процессе обучения познание приобретает четкое оформление в

^PTL

особой, присущей только человеку учебно-познавательной дея­тельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на Бербально-деятельностном подходе. Слово одновременно явля­ется средством выражения и познания сущности изучаемого яв-дения, орудием коммуникации и организации практической по­знавательной деятельности школьников. Оно тесно связано так-5ке с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание соци­альной значимости предметов, процессов и явлений окружаю­щей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру) а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к бо­лее полному и точному. Обучение не сводится к механической «пе­редаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитан­ники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может огра­ничиться только изложением знаний — он развивает и воспитыва­ет, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педаго­гического процесса.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического про-Цесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школь­ника обусловливают функции обучения: образовательную, вос­питательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая — со структурным Усложнением, а воспитательная — с формированием отношений (В-В. Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной Функции состоит в вооружении учащихся системой научных зна-Ний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, за­кономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием лич-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.