Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии права 18 страница




 

Американский социолог Роберт К- Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия «аномии» и «со циальной солидарности», анализируя социальную дей ствительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материаль ных благах, превратился в культурно признанную цель. При-этом только определенные факторы, например, хо рошее образование и высокооплачиваемая работа, — получают одобрение в качестве средств к достижению Успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к допустимым средствам достижения материального ус пеха в жизни. Но на деле все обстоит иначе. Бедные люди и представители национальных меньшинств час то ощущают себя загнанными в угол, поскольку им доступны лишь более низкие уровни образования и скуд ные экономические ресурсы.

 

Если же они интернализовали в качестве цели ма териальный успех — а это относится не ко всем индивидам, — ограниченность в средствах может толкнуть их к неконформности и совершению асоциальных по ступков, когда они поймут, что не в состоянии достиг нуть культурно признанных целей культурно признан ными средствами. Тогда одним из возможных решений станет снятие моральных ограничений — готовность до биваться высокого статуса, социального и материаль ного успеха любыми доступными средствами, включая порочные и преступные.

 

Однако «отсутствия возможностей» и неудержимо го стремления к материальному благополучию недо статочно для того, чтобы подтолкнуть человека в сто рону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим граж данам равных шансов выдвинуться и в то же время высоко ценить богатство: примером такого общества может служить феодальная система средневековья. Лишь тогда, когда обществом провозглашаются общие символы успеха для всего населения, и при этом для множества людей ограничивается реальный доступ к социально признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять типовых реакций на дилемму цели — средства, четыре из которых пред ставляют собой девиантные адаптации к условиям ано мии (табл. 3).

Таблица 3

 

Типы адаптации

Культурные цели

Институционализирован ные средства

 

Конформность

+

+

 

Инновация

+

-

 

Ритуализм

-

+

 

Ретритизм

-

-

 

Бунт

+-

+-

 

 

Примечание: + принятие; — отрицание; + — отрицание суще ствующей системы ценностей и замена ее новой системой.

 

Конформность имеет место, когда члены общества принимают и цель — достижение материального успе ха, и социально утвержденные средства для ее дости жения. Подобное поведение составляет опору стабиль ного общества.

 

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо при держиваются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства к их достижению. Такие люди способны торговать наркотиками, подделы вать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбой ных ограблениях или заниматься проституцией, вымога тельством и покупать символы успеха.

 

Ритуализм имеет место, когда члены общества от вергают культурные цели или принижают их значи мость, но при этом механически используют одобренные обществом средства достижения таких целей. На пример, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако последние культивируют средства в качестве самоцели, фетиши зируя инструкции и бумажную волокиту.

 

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают как культурные цели, так и признанные средства их Достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они жи вут в обществе, но не принадлежат к нему».

 

Бунт заключается в том, что бунтари отвергают и культурные цели общества, и средства их достижения, но при этом выдвигают на их место новые нормы. Та кие индивиды порывают со своим социальным окруже нием и включаются в новые группы с новыми идеоло гиями, например, пополняют радикальные обществен ные движения (см. табл. 3).

 

Типы индивидуальной адаптации Мертона характе ризуют ролевое поведение, а не типы личности. Чело век может изменять свою позицию и переходить от од ного типа адаптации к другому.

 

Теория культурного переноса. Ряд социологов под черкивает сходство между способом выработки деви- антного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выво ду пришел Габриэль Тард, еще в конце XIX века сфор мулировавший теорию подражания для объяснения де- виантного поведения. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они подражают поведению преступников.

 

Иначе говоря, молодые люди становятся правона рушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели по ведения уже укоренились.

 

Эдвин Г Сазерленд разработал теорию дифферен циальной ассоциации, которая базируется на идеях сим волического интеракционизма и подчеркивает роль со циального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. Согласно Сазерленду, индивиды становятся правонарушителями, потому что попадают в окружение, следующее девиантным моде лям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные нар котические средства или воровать, а потом сбывать кра деное. Чем раньше начнутся контакты индивида с кри миногенным окружением, чем чаще, интенсивнее и дли тельнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

 

Теория дифференциальной ассоциации подтвержда ет правильность старинной поговорки: «Из хороших ком паний выходят хорошие парни, а из дурных — плохие». Когда родители переезжают на новое место, чтобы увез ти своего сына от дружков-хулиганов, они неосознанно пользуются принципом дифференциальной ассоциации. Этому же принципу следуют охранники в тюрьме, ста рающиеся ограничить общение заключенных. Соглас но этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

 

В плюралистических обществах, где сосуществует множество субкультур, у различных групп населения могут быть разные взгляды и мотивировки поведения. Социолог Вальтер Б. Миллер, основываясь на этом принципе, провел исследование девиантного поведения в среде молодежи из низших социальных слоев. Он оп ределял их поведение как адаптацию к культурным образцам, приобретенным такими людьми в процессе их социализации в гетто и внутригородской среде. Куль тура низших слоев, по Миллеру, придает огромное зна чение ряду таких «первостепенных» принципов, как нарушение общественного спокойствия (приветствуются стычки с полицейскими, школьным начальством, со циальными работниками и прочими официальными пред ставителями власти); доказательство своей «крутизны» (наличие физической силы и умение побеждать в драке); наглость (способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поиск острых ощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинство важнейших событий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судь ба); свободолюбие (желание освободиться от внешнего контроля и принуждения). Хотя все эти принципы не являются обязательно преступными, следование им создает ситуации, в которых высока вероятность исполь зования моделей поведения, носящих противозаконный характер. Так, желание выглядеть «крутым» влечет за собой словесные оскорбления других и физическое наси лие над ними, а стремление к острым ощущениям мо жет привести индивида, например, к угону автомобиля. Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему ко личество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно у тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами это го могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; наивные изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональ ные магазинные воришки; люди, совершающие преступ ления «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

 

Теория конфликта. Сторонники теории культурно го переноса подчеркивают, что для индивидов, принад лежащих к разным субкультурам, характерны несколь ко различающиеся модели поведения, поскольку про цесс их социализации базируется на различных тради циях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчи няться этим законам? Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп — классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., — возникает еще один вопрос: кто получает львиную долю преимуществ от конкретной социальной системы? Или други ми словами: почему структура общества дает преиму щества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?

 

Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марк систской традиции. Согласно ортодоксальной марксис тской теории, правящий класс капиталистов эксплуа тирует и грабит народные массы и при этом ухитряет ся избежать возмездия за свои преступления. Трудя щиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать по ступки, которые правящий класс клеймит как преступ ные. Другие типы девиантного поведения — алкого лизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция — являют ся продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедня ков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясня ются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жиз ни, т.е. от самого базиса своего существования.

 

Современный марксистский подход к проблеме де виации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Квинни, правовая система США от ражает интересы и идеологию правящего капиталис тического класса. Закон объявляет нелегальными не которые поступки, оскорбляющие мораль властей пре держащих и представляющие угрозу для их привиле гий и собственности: «Закон — это инструмент правя щего класса. Криминальное право, в частности, пред ставляет собой средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство и его пра вовая система существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса».

 

Для того чтобы «понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии в капиталистическом обществе». Но если государство служит интересам капиталистического класса, то и пре ступление в конечном итоге представляет собой клас- сово-обусловленный политический акт, заложенный в структуре капиталистической социальной системы.

 

В целом, по Квинни, преступление присуще капи талистической системе. Когда общество создает социальные проблемы и не может справиться с ними естественным образом, оно придумывает и вводит полити ку контроля за населением. Следовательно, преступление и уголовное правосудие составляют неотъемлемую часть более крупных проблем исторического развития капитализма.

 

Теория конфликта побудила социологов к изучению влияния интересов правящего класса на составление и исполнение законов. Многие социологи отмечают, что преступление определяется в основном с точки зрения ущерба, нанесенного собственности (кража со взломом, грабеж, угон автомобилей, вандализм), в то время как корпоративные преступления как бы остаются в тени. Более того, наказание за преступления против собствен ности — тюремное заключение, а наиболее общеприня той формой наказания за правонарушения в сфере биз неса является денежный штраф. Американский социо лог Амитаи Етциони обнаружил, что в 1975—1984 годы 62% крупнейших корпораций США были замешаны в одной незаконной операции или более; 42% — в двух и более, а 15% — в пяти и более. Нарушения состояли в фиксации цен и назначении завышенных цен, подкупе местных и зарубежных должностных лиц, мошенниче стве и обмане, нарушении патентных прав. Однако в отличие от воров и мошенников корпорации и их должностные лица не несут уголовной или иной ответствен ности. И если ФБР ведет дело по каждому факту убий ства, изнасилования, оскорбления действием и угона автомобиля, зарегистрированному в США, то ни одно государственное агентство не ведет регистрацию пре ступлений, совершенных корпорациями.

 

В теории конфликта многое справедливо. Совершен но очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейт ральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности.

 

Теория стигматизации. Сторонники теории стиг матизации (от греч. 8т1^то — клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой инди виды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у власти, имеют возможность выра жать свои взгляды и принципы в нормах, управляю щих институциональной жизнью, и с успехом навеши вают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдель ные индивиды получают клеймо девиантов и начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

 

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-пер вых, ни один поступок сам по себе не является крими нальным или некриминальным. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

 

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное по ведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сто ронники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и име ющих какие-то патологии. Например, некоторые пре вышают скорость езды, совершают кражи в магази нах, скрывают доходы от налоговой инспекции, напива ются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права част ной собственности или без спроса раскатывают в ма шине своего приятеля. Сторонники теории стигматиза ции называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания право охранительных органов.

 

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким прави лам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кра жу, утаил доходы, нарушил права частной собственно сти и т.п., осуждают.

 

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей вле чет для них определенные последствия. Оно создает ус ловия, ведущие к вторичной девиации — девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стиг матизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со сто роны законодательных органов и законопослушных граж дан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушите лем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступ ником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). По добный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророче ства. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

 

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушите лей, обычно обнаруживают, что законопослушные граж дане осуждают их и не хотят иметь с ними дела; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых слу чаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизованных индивидов к де- виантным группам, состоящим из людей, судьба кото рых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре — это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окру жение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу Укрепляет у индивида представление о себе как о право нарушителе, способствует выработке девиантного жиз ненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.

 

Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассмат ривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и навешивают на него опреде ленный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовы вать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается само представление, совпадающее с этим ярлыком, в ре зультате чего он способен вступить на путь девиации.

 

Теория стигматизации, не концентрируя внимания на причинах совершения девиантных поступков, помогает понять, почему один и тот же поступок может рас сматриваться как девиантныи или нет в зависимости от ситуации и характеристик индивида, о котором идет речь. Многие сторонники теории стигматизации обратились к положениям теории конфликта, в первую очередь к су ществующему в обществе неравенству, чтобы понять, что является основой структуры социальных институ тов, как составляются и проводятся в жизнь законы.

 

Таким образом, ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный ис точник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэто му следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней спе цифических факторов.

 

Сам по себе термин «девиантность» охватывает самый широкий спектр поступков и способов поведе ния. Его применение просто означает констатацию того факта, что данное индивидуальное поведение отклоня ется от принятого обществом. Причем такое отклонение может быть как негативным, так и позитивным. Поведение гения, например, тоже представляет собой девиацию. Для обозначения специфически деструктив ных форм поведения, опасных для общества, применя ются понятия «делинквентное поведение» и «криминаль ное (преступное) поведение». Для того чтобы четко обо значить границы употребления каждого термина, всю совокупность проявлений отклоняющегося (девиантно- го) поведения нужно разделить на три группы: девиан-тное в собственном смысле этого слова, делинквентное и криминальное поведение.

 

Собственно девиантное поведение — это такое по ведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм — это чисто де виантное в узком смысле слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм рассматривался как преступное поведение и соответствующим образом наказывал ся, однако в настоящее время общество стало терпи мее к таким отклонениям.

 

Термином «делинквентное поведение» обозначается совокупность противоправных поступков, не подпада ющих под уголовное наказание, но уже являющихся не- зна^ительным правонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется деви- антным, то поведение, которое не одобряется законом, — Делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинает ся область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате мили ции, не посещает школу, появляется в пьяной компа нии в общественных местах,.его поведение является Делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расценивае мое законом как уголовное преступление, и будет осуж ден по закону как преступник.

 

Наиболее податливую к делинквенции группу насе ления составляет молодежь, прежде всего вырастаю щая и проходящая социализацию в преступной или де- виантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

 

Однако негативное влияние оказывает не только не благополучная семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью делинк- вентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя. Такие районы называют криминогенными, а категории населения, обладающие повышенной склонностью к преступному или делинк вентному поведению, — группами риска.

 

Среди возрастных групп наиболее склонны к делинк вентному поведению подростки. Это объясняется их со циальной незрелостью и повышенной подверженностью влияниям извне. Подростков влечет к новым острым ощу щениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков. Под росток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. При этом он обычно считает, что это об щество недостаточно совершенно и относится к нему не справедливо. Складывается противоречие между соци альной незрелостью подростков и требованиями общества, которое становится реальным источником делинквентного поведения. По оценкам психологов, несовер шеннолетних правонарушителей отличает самоуверен ность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают уровень самооцен ки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки и перекладывая с себя вину на других людей и внешние обстоятельства. Иног да правонарушения служат проявлением глубоких не врозов, страхов, тревог, фрустрации.

 

Вопросы и задания

 

• Что такое социальная норма и девиация?

 

• В чем, по-вашему, заключается причина девиант ного поведения:

 

• в несовершенстве человеческой природы?

 

• в несовершенстве общества?

 

• в ограниченности и относительности любой социальной нормы?

 

• В чем состоит относительность девиации? Как меняются представления о норме и девиации в раз личных культурах?

 

• Что такое социальный контроль? Какие элемен ты он включает и какие функции в обществе вы полняет?

 

• Как, по-вашему, возможна ли практическая реали зация общества, в котором не было бы никакого социального контроля? Обоснуйте свое мнение.

 

• Проанализируйте историю России, установите пе риоды, когда был особенно сильно развит, внешний контроль и особенно слабо — внутренний.

 

• Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушения.

 

• Какие теории девиации вы знаете?

 

• Какое из высказываний, по-вашему, верно, а какое — нет, и почему:

 

• девиантное поведение представляет собой абсо лютное социальное зло;

 

• девиантное поведение может быть как негатив ным, так и позитивным фактором в обществе.


8. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

 

Юристы обычно определяют преступление как деяние, за прещенное законом данного государства. Однако то, что в одной стране считается преступлением (например, измена мужу или употребление алкоголя в исламских странах), в другой мо жет таковым" не считаться. Поэтому подходы криминологии и социологии в исследовании преступлений различны. Для кри минологии характерно исследование преступности как суммы деяний, запрещенных законом конкретного государства и совер шенных на конкретной территории в определенное время и при определенных условиях. Однако социологическое исследование феномена преступности предполагает и анализ социальных причин и мотивирующих факторов преступления, и изучение социально-типологической специфики личности преступника, крими нальной субкультуры как питательной среды для формирова ния всевозможных новых девиаций, проблемы наказания за пре ступление как социального явления.

8.1. Социологический подход к преступлению

 

Специфика социологического подхода к девиациям, в отличие от криминологического или правоведческого, заключается в его принципиальной многомерности, предполагающей способность выйти за рамки плоско стного осмысления феномена правонарушения в тер минах «законопослушность — правонарушение» и под няться к объемному, более богатому смыслами виде нию его как социальной девиации в дюркгеймовском понимании этого слова, то есть как поведенческой дис функции амбивалентного характера.

 

Поскольку социология права рассматривает живые социальные отношения, возникающие вокруг норм пра ва, она изучает не только юридические преступления, но и фактические. Фактические преступления — это насильственные деяния, обрекающие людей на смерть, материальные лишения и физические страдания, одна ко не зафиксированные законодательно в качестве пре ступлений. Например, насильственные депортации це лых народов и этнических групп, осуществлявшиеся в период культа личности Сталина, конечно же, факти чески являлись преступлением, но юридически ника ких норм не нарушали, поскольку законодательство не включало запрета массовых насильственных переселений. К категории фактических преступлений относится и такое распространенное в современном российском обществе явление, как анонимное-насилие: необозна- ченные в законе насильственные действия против осуж денных и ряда других групп населения. В качестве примера анонимного насилия можно назвать пытки в отношении заключенных в ИТУ и СИЗО, солдат сроч ной службы в армии. Сотрудники правоохранительных органов совершают противоправные деяния в отноше нии задержанных и подозреваемых, которые подверга ются избиениям и пыткам. К фактическим преступле ниям относятся и репрессии тоталитарного государства по отношению к политическим и идеологическим про тивникам. К признакам репрессий как фактических преступлений можно отнести невиновность жертв, рас праву с людьми на основе доносов, создание особых групп расправы и особого'режима содержания реп рессированных, изощренность физических расправ, со крытие сведений о судьбе репрессированных. Репрес сии проводятся особыми органами, подконтрольными только правящему лицу или группе лиц, которые явля ются непосредственными инициаторами репрессий. Для репрессий характерны либо полное отсутствие суда и следствия, либо их имитация. Наконец, к фактическим преступлениям относится и насилие в теневой эконо мике. Теневая экономика представляет собой запре щенные законом формы производственной деятельнос ти, служащие для присвоения должностными лицами нетрудового дохода.

 

Социология рассматривает преступность сквозь при зму социального поведения, то есть как специфическое криминальное поведение, принимающее форму профес сиональной преступности.

 

Под профессиональной преступностью понимается со вершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительно го или основного дохода. Профессиональная преступ ность — это относительно замкнутая социально опасная подсистема, имеющая определенные признаки и харак теристики, способная к самовоспроизводству криминаль ной деятельности. Среди основных признаков професси ональной преступности можно назвать следующие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.