КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональной патологии. уровня В (уровня синергииВыявление уровня В (уровня синергии и двигательных штампов)
Придерживаясь схемы изложения ма териала, приведенного выше, следует определить перечень исследуемых пара метров для оценки уровня В. 1. Общая осанка — поза пациента в положении стоя и сидя. 2. Положение головы, шеи, плечево го пояса, грудной клетки, поясницы, тазового пояса, нижних конечностей в покое. 3. Состояние частей тела при стан дартной двигательной нагрузке. Стан дартная двигательная нагрузка включа ет диагностические приемы по совер шению определенных движений.
Еще раз подчеркнем, что эти задания не носят профессиональный характер, эти движения для пациента "естествен н ы" своим происхождением. Методика исследования (приводится по K.Lewit, 1993). 1. Как и во всех областях медицины, за анамнезом следует клиническое ис следование. Для врача оно начинается в тот момент, когда пациент входит в приемную. Мы наблюдаем за его дви жениями, как он раздевается и т.д. Не обходимо, чтобы пациент разделся пол ностью, допустимо ему остаться лишь в трусах и бюстгальтере. Во время разде вания наблюдаем, нет ли у пациента признаков боли в каком-либо отделе позвоночника. Начинаем исследование с осмотра все го пациента сзади, сбоку, спереди, при чем наш взгляд следует от ног до голо вы. При этом мы регистрируем все от клонения каждого участка: положение и форму стоп, голеней, уровень ягодич ной линии, ход анальной складки, по ложение бедер и таза, особое внимание обращая на оба треугольника талии, которые образуются линиями рук, бе дер и талией. Боковая асимметрия обоих треугольников, особенно выдающееся кнаружи бедро так же важны, как и от клонение осевой линии позвоночника от отвеса. Отвес должен провисать в се редине между пятками, он дает возмож ность наблюдать отклонение анальной складки, отдельных участков позвоноч ника и головы от его вертикали. Мы на блюдаем также сколиотические дефор мации, уровень плеч, установку голо вы. Хотя линия остистых отростков из- за сколиотической ротации, несмотря на имеющийся сколиоз, часто не отклоня ется от средней линии, при наклоне пациента вперед можно получить пер воначальное представление о ротации всего туловища и распознать при этом деформацию. Нельзя забывать об асимметрии мышц и их трофике: можно отличить ногу, ме нее нагружаемую, несколько тонкую в голени и бедре, от более массивной
Мануальная медицина
в икрах опорной ноги. Фиксация лопа ток может быть асимметричной. Тогда на стороне более высокого плеча лопатка мо жет напоминать крыловидную. Асиммет рия может быть и на верхних конечнос тях, в области лица, в том числе на уров не надбровных дуг. На брюшной стенке пупок может быть слегка отклонен в сто рону более сильных мышц, боковое втя- жение говорит об укорочении наружной косой мышцы живота. Верхний контур плечевого пояса, соответствующий верх ней части трапециевидной мышцы, кверху слегка вогнут, его выпуклая форма ука зывает на гипертонус этой мышцы. С точки зрения методики исследова ния важно, что многие пациенты нагру жают ноги неодинаково и при этом ка чаются со стороны в сторону. Отклоне ния от линии отвеса при этом нельзя оценивать по первому взгляду, а только после длительного наблюдения. Реко мендуется исследование с отвесом до полнить контролем распределения мас сы тела, стоя на двух весах, при этом отвес может быть помещен позади меж ду обоими весами. Известно, что эта проба вовсе не предполагает исследова ния типичной статики: в норме в поло жении стоя масса тела в основном падает на опорную ногу, а не распределяется равномерно на обе ноги. В этом случае мы определяем способность исследуемо го правильно оценить и осуществить сим метричную нагрузку обеих ног. Так как позвоночник является органом равнове сия, эта проба показывает, что наиболее частой причиной различной нагрузки на ноги является блокирование. Более чем в 80% случаев блокирования в области по звоночника мы обнаруживаем различия в нагрузке между правой и левой ногами более 5 кг. Более чем у 70% пациентов это различие после лечения исчезает. На эти показатели наиболее заметно вли яние блокад краниовертебрального пере хода и суставов шеи. У пациентов, на пример, с люмбаго, при сохранении разницы в их нагрузке после лечения необходимо тщательное исследование верхнешейного отдела позвоночника.
Общая характеристика функциональной патологии локомоторной системы
Исследование на двух весах часто бы вает определяющим при изучении ста тики. К методике этого исследования следует добавить, что от пациента тре буется одинаковая нагрузка обеих ног. При этом нужно следить, чтобы он не видел показаний весов. У взрослых лю дей разницу менее 5 кг не следует учи тывать, у детей разница более чем 3 кг имеет большое значение. Наблюдение сбоку мы тоже начина ем со стоп, затем оцениваем коленные, тазобедренные суставы и изгиб спины. Здесь также рекомендуется отвес, спус кающийся перед лодыжками к ладьевид ной кости. В норме этот отвес проходит от наружного слухового прохода через позвонки С7 и L5 вплотную за тазобед ренным суставом. Типична " в я л а я" осанка, при которой почти весь пояс ничный отдел позвоночника выдается далеко вперед относительно отвеса. Мы наблюдаем увеличение живота от ожи рения (пупок втянут) или из-за мышеч ной слабости. Укорочение расстояния между ниж ними ребрами и тазом в сочетании с гиперлордозом поясничного отдела по звоночника говорит о расслаблении (вя лости) ягодичных мышц или об укоро чении подвздошно-поясничной мышцы. Длинный изгиб гиперлордоза с верши ной на уровне пупка указывает на рас слабление мышц живота или/и напря жение поясничного отдела разгибателя спины. Далее мы оцениваем кривизну груд ного отдела позвоночника и положение плеч, шеи, головы. Особое значение имеет вентральное расположение плеч и шеи с гиперлордозом верхнешейного отдела позвоночника. Сбоку наблюда ем также дыхание в покое, соотноше ние торакального и абдоминального дыхания, положение грудной клетки.
в положении сидя. При этом мы наблю даем состояние изгибов позвоночника, его изменения; оценивается стабиль ность сидения, покачивания в стороны, равномерная посадка на обе ягодицы. Исследование функций при стандарт ной двигательной нагрузке представля ет собой сложную методическую зада чу. Обусловлена она не недостатком диагностических приемов, а скорее их избытком и отсутствием возможности стандартизации. В лечебной гимнасти ке в этих целях предложено множество методических приемов, к сожалению не систематизированных с точки зрения фундаментальных основ построения движения. Скорее они призваны решать задачи отдельных клинических дисцип лин: ортопедии, неврологии, протези рования и пр. Для разрешения общих проблем реа билитации, включающих этапные кон кретные задачи, наиболее приемлема сис тема упражнений для диагностики и ле чения, разработанная Mensendiek (1927), усовершенствованная V.Janda. Основа на эта система на эмпирических и эсте тических представлениях по общей оцен ке моторики при выполнении наиболее характерных двигательных задач.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |