КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протестантизм. В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связываетВ понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение протестантов с рабским подчинением и страхом перед священником, что лишало верующего человека сознания и делало веру безумием для него (12, 177). Настроение постоянного страха обусловливало и соответствующсее устроение жизни верующими по строго церковному образу, представляющему серьезную опасность для капиталистического хозяйственного образа мыслей и капитализма. Лютеранство, кальвинизм, по мере распространения реформаторского движения, поддерживали антикапиталистические тенденции. Зомбарт отмечает, что, во-первых, это выдвижение на первый план в пуританской этике идеала бедности раннего христианства и осуждение земного богатства. Соответственно, капиталистическое стремление к прибыли подвергается еще более сторогому осуждению протестантских моралистов-богословов: что вы стремитесь к земным сокровищам? что вы заботитесь о завтрашнем дне? В частности, протестантская аскеза, проповедь иступленного труда и молитвы, как доминанты образа жизни, тормозят развитие капитализма. Во-вторых, это высокая оценка личного общения с богом, которая чрезмерные занятия мирскими вещами и коммерцией преподносит как трату времени. Вместе с тем, пуританизм, по мнению Зомбарта, непреднамеренно оказал благоприятное воздействие па своего врага — капитализм и капиталистический дух. Прежде всего, протестантская этика требует рационализации и методизации жизни: подавление влечений, превращение человека-твари в разумного человека (12,!9б). Усиление религиозного чувства у про- 1 М, Вебер занимал альтернативную позицию в оценке роли католицизма как оплота феодального общества, становящегося на рубеже XV—XV! веков тормозом прогресса и общественного развития. Он развивает идею, что именно протестантизм, являясь оплотом реформации, как раз и стимулировал развитие капиталистического духа. (См. об этом: Вебер М. Избранные произведения. — М.- 1990). тестантов обусловливало потребность в контроле (самоконтроле) «состояния благодати» в образе жизни. Кроме того, отдельные наставления пуританской этики к благопоря-дочному образу жизни поддерживают мещанские добродетели, которые превозносили и католики: трудолюбие, занятие полезными вещами, подавление половой жизни, бережливость. Доведя их до крайностей, протестантизм искореняет всякое стремление к художественной потребности, к чувственному величию и пышности. Трезвая холодность и скряжничество — вот, быть может, величайшая заслуга пуританской и квакерской этики перед капитализмом, поскольку в пей живет мещанский дух (12, 198). Как отмечает Зомбарт, протестантизм, в конце концов, признал буржуазный образ жизни совмстимым с состоянием благодати. Но это было у него насильно отвоевано и вырвано мощью хозяйственных условий (12, 209). При этом пуританской этике ничего не оставалось, как возвращаться к идеям католицизма и перенимать их. В этом плане стремление сводить капиталистический дух во всех его проявлениях к протестантизму (Вебер) означает слишком узкое понимание духа.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |