Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлективный традиционализм




ПАРАДИГМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

 

Парадигмы художественности – термин, введенный В.И. Тюпой по аналогии с парадигмами научности, где парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Как отмечает исследователь, «смена представлений о месте искусства в жизни человека и общества, о его целях, задачах, возможностях и средствах, смена образцов, ориентиров, критериев художественности совершается в строгой стадиально-исторической последовательности. Наличие такой последовательности позволяет выявить и описать закономерный ряд парадигм художественной культуры. Смена ведущей парадигмы художественности предполагает существенное изменение статусов субъекта, объекта и адресата художественной деятельности. [...] Происходит открытие действительных законов искусства. Очередная парадигма художественной культуры не в состоянии отменить освоенного ранее.»*.

 

Рефлективный традиционализм как первоначальная парадигма художественности был выявлен и охарактеризован С.С. Аверинцевым**. Долитературную стадию (фольклор) исследователь характеризует как дорефлективный традиционализм, имея в виду то, что исполнители фольклора не рефлексируют по поводу тех форм, в которые облечены их произведения. И сами эти формы остаются неизменными, передаваясь из уст в уста в определенном виде (традиционализм). Носители фольклора не являются авторами этих произведений.

Собственно литература появляется только с институтом авторства. Автор уже не может не рефлексировать по поводу того, как и что он пишет. В рефлективном традиционализме автор пишет, ориентируясь на существующие нормы и правила создания художественных текстов (зафиксированные в различных «Поэтиках») и на образцовые произведения предшественников, т.е. ориентируясь на существующую традицию.

В XVIII веке Российская Академия наук выпустила словарь, где искусство определяется как «знание правил определенной деятельности и умение совершать деятельность по оным правилам». Определение искусства как деятельности по правилам по существу приравнивает его к ремесленной деятельности. Да и само русское слово ‘искусство’ происходит от слова ‘искушенность’, так же, как и греческое слово, обозначающее искусство, происходит от ‘techne’ (производные от него в русском языке – техника, техничность и пр.)

Художник – глазами рефлективного традиционализма – это мастер. Автор литературного произведения выступает изготовителем текстов, его «ремесло» состоит в обработке «сырого» (прозаического) речевого материала и преобразования его в особый язык – язык поэзии. Объектом художественной деятельности мыслится текст, организованный по образцу того или иного жанра.

В этот период в литературе существует разветвленная жанровая система, основанная на иерархической соотнесенности высоких, средних и низких жанров. Это разделение идет из аристотелевского представления об искусстве как подражания действительности. Все люди, по Аристотелю, делятся на тех, которые лучше нас, такие же, как мы, и хуже нас, и соответственно изображаются они разными группами жанров.

Читатель, зритель, слушатель не ждет от автора ничего нового. Известны перечни пороков, которые должны быть осмеиваемы, и перечни достоинств, которые должно восхвалять. Весь интерес сосредотачивается на том, насколько мастерски это сделано – какие новые слова и сплетения найдет автор, т.е. адресату художественной деятельности отводится роль эксперта, обладающего знанием тех самых правил, по которым строится авторский текст.

В этой парадигме художественности осознается, что искусство, сколь бы материально оно не было в своем выражении (скульптура, картина, книга), всегда имеет отношение к духовной жизни. Открывается семиотическая природа искусства. Хотя это открытие совершилось достаточно давно, теория и термины, адекватно описывающие суть этого явления, появились только в ХХ веке (теория Ю.М. Лотмана о первичных и вторичных знаковых системах – подробнее см. раздел «Язык художественной литературы»). Можно говорить и об открытии первого (если не по значимости, то по времени возникновения точно) закона искусства – закона условности. Читатель, отдавая себе отчет в том, что все, описанное в художественном произведении, - вымысел автора, все же реагирует на героев и события как имевшие место в реальности, т.е. автор и читатель как бы устанавливают между собой соглашение о мере условности. Поэтому этот закон можно назвать и законом конвенциональности (лат. conventio – соглашение).

Эта парадигма художественности – одна из самых долгих по времени своего существования: начиная с древнегреческой литературы и заканчивая классицизмом. Утверждение классицизма в национальных литературах – завершающий этап многовекового периода авторитарного художественного сознания (еще его называют ролевым сознанием). Если в дорефлективном традиционализме человек осознает себя только как часть своего рода или национальной группы (роевое сознание, название – по аналогии с жизнью пчелиного роя или муравейника), то в рефлективном традиционализме человек осознает себя только как часть социума со всей его иерархией и нормативностью социальных ролей и функций. Автор здесь такая же социальная единица, выполняющая свою функцию (ремесленник), как и любой другой человек (правитель, купец, крестьянин и т.п.). Его задача – давать идеальные образцы человеческого и социального поведения и, развлекая, поучать и исправлять дурные нравы. Человек авторитарного сознания не осознает, что прежде всего он принадлежит не себе, а ролевым отношениям, но он не испытывает от этого дискомфорта.

 

ПОСТКЛАССИЦИЗМ – ПРЕДРОМАНТИЗМ

 

Это двойное наименование определяет не различные национально-исторические культуры, а лишь место, занимаемое этой единой культурой в развитии искусства. Эта парадигма художественности, отразившая кризис авторитарного сознания, нашла свою историческую реализацию в европейском сентиментализме, но далеко к нему не сводится. В этой художественной культуре происходит интериоризация сознания (овнутрение). Начинает выстраиваться зародыш того, что мы привыкли называть внутренним миром человека. Подлинно личностное сознание обретается лишь в следующей художественной культуре (романтизме), здесь же происходит важная подготовка к этой ступени.

Повышается интерес к частной жизни человека. В рефлективном традиционализме частная жизнь неразрывно связана с гражданской. Буколики, идиллии, эклоги, пасторали воспринимались как периферийные жанры. Даже в Ренессансе человек виделся в главном гражданином вселенной. И тот интерес к любви, религии, философии, искусству мыслился не как интерес к частной жизни определенного человека, а как интерес к полноценной жизни человека-гражданина. Теперь же ценностными становятся элементарные человеческие радости и чувства – любовь, дружба, семья и т.п.

Деятельность по определенным (жанровым) правилам начинает восприниматься как факультативный признак искусства. Н.М. Карамзин говорил, что автору нужно и знание правил, но это не поможет ему стать автором, если текст не вызовет ответного чувства. Средоточие художественной деятельности полагается в особого рода психическом состоянии, а именно переживании переживания (эмоциональной рефлексии), в связи с чем художественный субъект мыслится как человек со специфически повышенной “чувствительностью”.

На смену критерию мастерства приходит критерий вкуса. Под этим понимается способность воспринимать оттенки прекрасного и безобразного – некий интуитивный взгляд на вещи, основанный на общечеловеческих чувствах. Искусство начинает мыслится не как деятельность по правилам, а как деятельность на основании личного эмоционального опыта. Отсюда задачей автора становится углубить свой личный опыт до общечеловеческого.

Начинается рефлексия по поводу того, какую эмоциональную реакцию вызывает тот или иной текст. В рефлективном традиционализме главной была деятельность, направленная на материал («плетение словес»), теперь деятельность направлена на содержание. Если для классицизма текст – это и есть произведение искусства, то для постклассицизма очевидна нетождественность художественного произведения и текста. Художественное произведение мыслится не в самом тексте, а в той эмоциональной реакции, которую он порождает.

Происходит и смена культуры восприятия. В рефлективном традиционализме читатель судит о произведении не столько по глубине его содержания, сколько по совершенству формы. В постклассицизме начинает доминировать восприятие, основанное на общечеловеческих способностях чувствительности, которые не регламентируются никакими правилами. Позиция, отводимая адресату, - позиция со-страдания, со-радования, воообще, эмоционального вживания в настроение данного произведения. Читатель в рамках этой парадигмы – эмоциональное эхо автора, его «единочувственник», поскольку переживания, составляющие содержание художественной деятельности, мыслятся сверхиндивидуальными, общечеловеческими.

Происходит резкая перестройка жанровой системы. В центр литературы выходят те жанры, который были периферийными в рефлективном традиционализме – идиллия, элегия и даже роман. Возникают такие тексты, которые для рефлективного традиционализма были просто непонятны, да и невозможны - письма, путевые заметки, дневники, исповедальные воспоминания, т.е. появляется художественная литература в форме частных человеческих документов.

Категория жанра как фундаментальная категория понижается в своей значимости. На смену жанру приходит новая категория, которая была осознана Ф. Шиллером. Он заметил, что рядом с произведениями жанра идиллии, элегии, сатиры есть другие, не подходящие под критерии этих жанров, но имеющие с ними нечто общее. Это общее он определил как господствующий строй чувств или господствующее переживание. В санскритской традиции уже тысячелетие тому назад была разработана систематизация такого рода переживаний (теория «расы» – «сока» или «вкуса» произведения).

В основе постклассицистической парадигмы художественности – открытие эстетической природы искусства и закона целостности. Сам термин «эстетика» появился в пределах этой парадигмы художественности. Его ввел А. Баумгартен, имея в виду науку о чувственном познании (греч. aisthetikos – чувственный) в дополнение к логике – науке о рациональном познании. Целостность любого субъекта, будь то автор, герой или читатель, есть некая актуализация определенного строя чувств в себе. Эстетическое переживание и несет такую актуализацию, причем она может быть разной – комической, трагической, идиллической и т.д. (см. раздел «Модусы художественности»). М.М. Бахтин говорил о «ценностном уплотнении мира вокруг ценностного центра». Ценностный центр есть в любом действительно художественном произведении, заложен в него эстетическим субъектом (автором) и выражен в эстетическом объекте (художественном мире произведения), но его должен обрести в себе и эстетический адресат (читатель).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 6032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.