Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурное наследие как основа цивилизации




Основным принципом всякой цивилизации является поддержание социальной жизнедеятельности на основе ценностных критериев. Поэтому необходимо выяснить, как же осуществляется такого рода деятельность, а это означает выявить глубинную основу, кроющуюся за жизненными проявлениями и определяющую эволюцию общества. <...>

Цивилизация покоится на традициях, образующих устойчивый базис тех верований, на которые люди опираются как на незапамятное и надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни и совладать с повседневными заботами и новыми задачами. Живая вера в устоявшиеся ценности, постоянно признаваемые как подлинные, постоянно поддерживаемые и утверждаемые, – таков глубинный механизм цивилизации, проходящий через все ее изменения. Таков, по выражению X. Ортеги-и-Гассета, ее «онтологический принцип». Это определение относится к хорошо знакомой теме творческой эволюции, соотносимой с традицией как цивилизационным процессом.

После этого понятно, насколько чужды этому феномену экзистенциалистские интерпретации человеческого существования, отрицающие присутствие прошлого в настоящем, обращающие внимание только на настоящее и ориентирующие его целиком в будущее. На уровне общеметафизического понимания человека традиция предстает как один из компонентов, конституирующих его бытие, так как свобода, утверждаемая в конечном счете всякой философией как основание индивидуальности, может быть реализована только на основе достижений прошлого и на порождаемых им устремлениях. В еще большей степени это относится к цивилизации, так как ее протяженность в пространстве и устойчивость во временных масштабах означает прежде всего преемственность. Поэтому именно философия, признающая значительность присутствия прошлого в каждом моменте времени, философия «хронологического присутствия», обеспечивает устойчивость коллективной системы верований. <...>

Необходимо подчеркнуть, что традиции являются не мертвым бременем, а, напротив, постоянно обновляющимся достоянием. Традиции – это одновременно древнее правило и постоянно переживаемая норма, синтез древнего принципа и нововведения, постоянное приспосабливание прошлого к настоящему и будущему.

Основой цивилизации является система верований, вырастающих из традиции и нацеленных на устроение общества. Именно духовные принципы выражают сущность всякой цивилизации и именно через заимствование духовных достижений осуществляется распространение цивилизации в пространстве и времени.

Комментарии. Культурное наследие в его ценностном выражении – вот что подчеркивает Э. Калло как наиболее существенную основу цивилизации. Такая аксиологическая установка постоянно сохраняется в гуманитарных исследованиях и принимается за отражение некоторой сущностной реальности. Несомненно, что поддержание культурной преемственности в течение длительного времени – действительно одна из важнейших функций цивилизации. Однако неопределенность и перегруженность таких понятий, как «наследие», «ценности», «традиция», «незапамятное достояние» и «живая вера», требуют обращения к более аналитическому аппарату анализа социокультурного механизма устроения цивилизации.

А. Швейцер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.