Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль революций в становлении новой европейской цивилизации




Современные революции резко отличаются от традиционных Движений протеста как в идеологическом плане, так и по характеру самих движений и вызванных ими перемен. Отличительные идейчые и организационные характеристики современных революций впервые проявились в нидерландской революции, английской «славной революции», американской революции и французской революции. Именно эти революции и породили представление о «подлинной» или «чистой» революции.

[К числу более поздних революций такого рода относятся европейские революции 1848 г., Парижская коммуна 1870-1871 гг. но особенно русская революция 1917-1918 гг., а также и китайская 1911-1948 гг. Особо подчеркивается, что существенными чертами «подлинных» революций считались такие черты, как обращение к насилию, разрыв с прошлым и тотальность перемен. Революции стали рассматриваться как порождение базисных социальных противоречий, а ее движущей силой – борьба элит и классов, участие широких социальных слоев, особенно новых, в политической борьбе. Но этого по всей видимости, недостаточно для определения специфики новых революций.]

Эти революции отличались от процессов, связанных с мятежами, конфликтами и переворотами в традиционных обществах, не только по своему размаху или интенсивности повстанческих движений, сектантских течений, идеологизированных политических движений и связанной с ними межэлитной борьбы между элитами. Важнейшими отличительными чертами этих революций были: а) связь между различными движениями протеста, б) их воздействие на политическую борьбу в центре, в) выраженная идейная основа, г) наличие самостоятельной структурной организации.

В структурном плане для этих великих революций была характерна тесная связь между сектантством, повстанческим движением, борьбой за власть в центре и формированием институтов. И эта связь была намного более тесной и прочной, чем в других движениях протеста, имевших место в истории. Они сопровождались перестройкой идеологической сферы, границ политических и культурных общностей, а также институциональными изменениями в экономической, образовательной и научной сферах.

Эти великие революции осуществлялись многочисленными коалициями или же контркоалициями, состоящими из различных первичных и вторичных политических и предпринимательских элит, политических или культурных идеологов, и зачастую они носили крайне разнородный характер.

Идеи протеста соединялись с относительно реалистичными установками на создание центров, общностей и институтов. И эта связь с конкретным строительством институтов и формированием новых центров также отличала эти революции от всех прочих движений протеста.

В идейном плане важные перемены происходили как в принципах легитимизации социального и политического порядка, так и в более интеллектуальных учениях о природе этих порядков. Новые представления не ограничивались выдвижением альтернативного социального и политического порядка, как это было в более ранних движениях. Новые представления черпали политические образы и принципы как из античных, так и из европейских культурных моделей, однако они шли гораздо дальше этих источников приобретая универсалистский и миссионерский характер. <...>

В процессе выработки принципов политической легитимности существенным шагом стал переход от цареубийства к революции. Это означало, что идея замены одного (плохого) правителя на другого (хорошего) и идея бунта уступили место другому представлению (содержавшемуся еще в древнегреческой, древнееврейской, а в меньшей степени и в средневековой европейской традиции), по которому законные представители общества могли перестроить весь социополитический порядок.

Эта радикальная перемена в принципах легитимности была связана с устранением иерархических аспектов социального устроения и развитием принципов равенства, солидарности, политической и социальной свободы.

Эти изменения были связаны также с глубокими изменениями в господствующих интеллектуальных традициях. Современные интеллектуальные ориентации ведут свое существование от периода Ренессанса; они сформировались в период Просвещения на основе идей прогресса и разума. В конце концов эти изменения были связаны и с трансформацией религиозных ориентацией, особенно в ходе Реформации и вызревания секулярной оппозиции этим ориентациям. Все эти течения и изменения прямо повлияли на центральные идейные и символические сферы в европейских обществах, что и привело к созданию нового социального и культурного порядка. (Revolution and Transformation of Societies. P. 139-145.)

Комментарии. В построении нового европейского общества Ш. Эйзенштадт отводит существенное место тем процессам революционной «перестройки», в которых в отличие от «традиционных» осуществляется соединение различных потоков, происходит соединение с политикой как борьбой за власть, выдвигаются устойчивые идеологические и организационные формы мобилизации участников борьбы. Характерно, что к такого рода движениям он причисляет и религиознореформаторские направления, поскольку они были направлены на изменение социальных порядков.

Глава X Исламская цивилизация

Г.Э. фон Грюнебаум




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.