Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план. Настоящий тематический план ориентирован на студентов дис­танционной формы обучения




Настоящий тематический план ориентирован на студентов дис­танционной формы обучения. Количество часов по сравнению с при­веденным планом может быть частично сокращено в соответствии с действующим учебным планом по дисциплине. Суммы итогового ко­личества часов по темам и общего количества часов раздела могут не совпадать по причине двойного учета часов семинарских занятий.

 

 

 

 

Наименование разделов и тем Распределение часов по разделам и темам
Всего Лек­ции Практ. работа Самост. работа
Всего по дисциплине       ПО
Раздел I. Понятие и познавательные основы социально-экономического про­гнозирования      
Тема 1.1. Эволюция концепций обще­ственного развития      
Тема 1.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе научного знания      
Раздел П. Методология социально-экономического прогнозирования        
Тема 2.1. Методологическая основа современного социально-экономического прогнозирования 4,5 0,5    

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов и тем Распределение часов по разделам и темам
Всего Лек­ции Практ. работа Самост. работа
Тема 2.2. Классификация прогнозов и методов прогнозирования 3,5 0,5    
Тема 2.3. Логико-интуитивные мето­ды прогнозирования      
       
Тема 2.4. Модели временных рядов как инструмент прогнозирования 22,5 0,5    
Тема 2.5. Основы эконометрического моделирования    
Тема 2.6. Разработка индикаторов 22,5 0,5
Тема 2.7. Метод «затраты-выпуск» и модель межотраслевого баланса      
Тема 2.8. Технология прогнозного ис­следования        
Раздел III. Отраслевые основы соци­ально-экономического прогнозирования        
Тема 3.1. Прогнозирование социо-демографического развития        
Тема 3.2. Прогнозирование экономи­ческого развития        
Тема 3.3. Государственное прогнози­рование социально-экономического развития        

Содержание лекционного курса

 

 

 

 

 

 

 

Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов
I Понятие и познавательные основы социально-экономического прогнозирования  
1.1   Общественное развитие как основной объект  
изучения прогностики. Динамика концепций общественного развития: особенности воззре­ний по поводу развития общества периода ан­тичности, в Средние века и эпоху Возрожде­ния, концепции общественного развития Ново­го времени (с середины XVII по начало XX в.). Концепции общественного развития в XX в.  
. .2   Управление и прогнозирование. Понятие и на­значение прогноза в управлении. Прогнозиро­вание, планирование, программирование. Ис­ходный этап развития прогностики: конец XIX — начало XX в. Футурология и формиро­вание прогностики как научной дисциплины. Современная социальная прогностика как от­расль науки. Структура прогностики. Соци­ально-экономическое прогнозирование как на­правление прогностики. Развитие отечествен­ной прогностики. Прогностика в СССР и со­временной России  
II Методология социально-экономического прогнозирования  
О 1 о Теория Н. Д. Кондратьева как методологиче­ская основа научного социально-экономического прогнозирования. Основные подходы в сфере социального прогнозирова­ния: системный, генетический, исторический, сценарный, целевой, диалектический. Методо­логические принципы прогнозирования соци­ально-экономического развития: системность, историчность, вариантность, согласованность, верифицируемость, адекватность, рентабель­ность, непрерывность. Термины прогностики 0,5
     
     

Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов

2.2



Типология прогнозов: по цели разработки (по­исковый, нормативный, комплексный прогнозы), по периоду упреждения, по целевому объекту (проблема соотношения целевого и фонового прогноза), по степени «точечности» прогнозных значений (дискретности представления резуль­тата), по форме выражения результатов, по ка­честву прогнозируемых характеристик (одно­мерный, многомерный прогнозы), по ареалу прогноза (локальный, региональный, межрегио­нальный, общегосударственный, межгосударст­венный прогнозы) и др. Методологическая база современного социально-экономического про­гнозирования: основные общие подходы и принципы. Классификация методов прогнозиро­вания. Логико-интуитивные и формализованные математические методы прогнозирования в го­сударственном управлении


0,5


 


2.3



Логико-интуитивные методы прогнозирования: общая характеристика. Логические методы си­туационного анализа в прогнозировании: метод SWOT-анализа, метод аналитических записок, метод сценариев, метод дерева целей. Опрос­ные методы и групповые методы работы экс­пертов: «мозговой штурм», метод интервью, метод Дельфи



 


2.4



Понятие временного ряда, виды временных рядов. Понятие и разновидности моделей на основе временных рядов. Виды уравнений временного тренда: прямолинейный, параболи­ческий, гиперболический, экспоненциальный, логарифмический, логистический. Определение типа уравнения тренда, наиболее адекватного тенденции временного ряда. Особенности про­гнозирования на основе трендовых моделей. Сезонность


0,5



Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов

2.5



Понятие эконометрической модели. Виды эконометрических моделей. Принципы и ме­тоды отбора факторов модели. Понятие рег­рессионного анализа. Парная линейная рег­рессия. Параметры уравнения регрессии и их оценки, необходимые свойства оценок. Поня­тие о методе наименьших квадратов. Понятие множественной линейной регрессии. Нор­мальная линейная регрессионная модель. На­хождение параметров модели множественной линейной регрессии. Допущения применения метода наименьших квадратов. Проверка ис­тинности параметров уравнения парной ли­нейной регрессии. Проверка истинности па­раметров уравнения множественной линей­ной регрессии. Коэффициент детерминации R2 линейной регрессионной модели. Скоррек­тированный R2. Значимость коэффициента детерминации. Корреляционный анализ в эконометрической моделировании. Понятие гомоскедастичности и гетероскедастичности остатков линейной регрессионной модели. Критерий (тест) Голдфелда-Квандта. Понятие автокорреляции остатков регрессионной мо­дели. Авторегрессионая функция. Критерий Дарбина-Уотсона. Ограничения применения критерия Дарбина-Уотсона. Понятие и смысл опасности мультиколлинеарности факторов регрессионной модели. Оценка мультиколли­неарности факторов. Нахождение перемен­ных, отвечающих за наличие мультиколлине­арности факторов в модели. Определение ин­тервала предсказывания парной линейной регрессии. Интервал предсказывания значе­ния зависимой переменной в модели множе­ственной регрессии



 

 

 

 

Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов
2.6   Понятие индикатора. Пороговое значение ин­дикатора. Виды индикаторов. Система индика­торов социального и экономического развития. Экономические барометры (барометры деловой активности). Методология использования ин­дикаторов для целей прогнозирования 0,5
2.7   Принципиальная схема межотраслевого ба­ланса (МОБ). Квадранты баланса. Основные тождества межотраслевого баланса. Виды со­отношений, учтенных в балансе. Модель «за-траты-выпуск» (модель Леонтьева). Матрица А технологических коэффициентов (технологиче­ская матрица модели). Система уравнений мо­дели «затраты-выпуск», матричная форма за­писи системы. Матрица (Е - А) модели. Реше­ние системы уравнений модели при заданных величинах конечного потребления для нахож­дения величин валовых выпусков отраслей, матрица (Е - А)"1 модели (матрица технологи­ческих коэффициентов полных затрат). Про­дуктивность в модели Леонтьева. Учет импор­та (экспорта) в модели «затраты-выпуск». Учет занятости в межотраслевой модели. Цены в системе межотраслевых связей. Определение цен продукции с помощью матрицы ((Е - А)_1)т. Основные допущения модели. Фондоемкость производства в модели «затраты-выпуск» (мо­дель Леонтьева). Инвестиционные затраты: ко­эффициенты капиталоемкости прироста основ­ных производственных фондов. Матрица ко­эффициентов капитальных затрат. Полная структурная форма динамической межотрас­левой модели «затраты-выпуск». Экзогенные и эндогенные переменные модели  
   
   

 

 

 

 

Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов
2.8   Общая последовательность операций по разра­ботке прогноза. Предпрогнозная ориентация. Разработка технического задания на прогноз. Уточнение объекта исследования. Периоды ос­нования, упреждения прогноза. Составление  
программы исследования: основные этапы ра­боты, основные элементы программы исследо­вания как документа. Исходная модель прогно­зируемого объекта. Прогнозные гипотезы. Оп­ределение перечня прогнозных показателей. Прогнозная ретроспекция в исследовании. Мо­дель прогнозного фона. Особенности поисково­го прогнозирования. Особенности технологии нормативного прогнозирования. Синтез прогно­зов. Верификация прогноза. Выработка реко­мендаций для управления. Проблема достовер­ности прогноза. Причины ошибок прогнозиро­вания. Корректировка прогноза  
III Отраслевые основы социально-экономического прогнозирования  
3.1   Учет динамики населения: показатели рождае­мости, смертности, миграции, естественного и механического прироста. Понятие демографиче­ской нагрузки. Особенности методологии демо­графических прогнозов. Прогнозирование заня­тости населения. Структурные характеристики занятости и учет их динамики. Прогнозирование создания новых рабочих мест. Роль региональ­ных демографических прогнозов в прогнозиро­вании трудовых ресурсов. Основные показатели уровня жизни населения: социальные стандарты (бюджет прожиточного минимума и социальная защита), характеристика доходов населения (за­работная плата и иные доходы), расходы насе­ления (потребительские расходы и сбережения, обязательные платежи). Основные факторы ди­намики уровня жизни. Прогнозирование разви­тия социального комплекса  
   

Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов

3.2



Особенности прогнозирования экономическо­го развития. Основные учетные и прогнозные показатели. Показатель ВНП: понятие, учет и прогноз. Система национальных счетов. Эко-нометрические методы в прогнозировании экономики. Макроэкономическое моделиро­вание. Прогнозирование цен и инфляции: особенности и основные методы. Прогнозиро­вание развития сферы финансов. Сводный финансовый баланс. Государственные финан­сы. Прогнозирование динамики кредитно-денежной системы. Платежный баланс стра­ны. Прогнозирование изменений в валютно-финансовой сфере. Прогноз инвестиций и ка­питальных вложений: основные задачи и ме­тодология. Научно-техническое прогнозиро­вание: особенности объекта. Научно-технический прогресс и общественное разви­тие, взаимосвязь научно-технических и дру­гих видов прогнозов. Задачи научно-технического прогнозирования. Прогнозиро­вание НТП. Прогнозирование НИОКР вне­дренческой деятельности. Особенности мето­дологии прогнозирования в научной и науч­но-технической сфере. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности (макро­уровень). Прогнозирование развития АПК и сельского хозяйства. Основные характеристи­ки системы показателей, задачи и методоло­гия. Прогнозирование развития транспорта и связи: система показателей и вопросы про­гнозирования тенденций развития. «Экологи­ческое» прогнозирование: вопросы управле­ния природно-ресурсным комплексом и про­гнозирование в сфере защиты окружающей среды




Шифр раздела, темы Номер лекции Содержание лекции Кол-во часов

 

 

 

3.3   Системы государственного социально-экономического прогнозирования за рубежом: особенности организации государственных прогнозных работ, государственное прогнози-  
Современная система государственного про­гнозирования в Российской Федерации в со­ответствии с федеральным законодательст­вом. Государственные прогнозы, концепции и государственные программы социально-экономического развития Российской Феде­рации. Особенности разработки прогноза со­циально-экономического развития Россий­ской Федерации и региональных прогнозов социально-экономического развития. Состав прогнозных документов. Этапы прогнозных работ. Прогноз социально-экономического развития и бюджетный процесс в России  
Итого за семестр  
Всего по дисциплине  

Перечень практических (семинарских) занятий

 

 

 

 

 

 

Шифр раздела Номер и название практического занятия Кол-во часов Формы и средства контроля
II Практическое занятие № 1. Методологи-ческая основа и классификация методов прогнозирования. Логико-интуитивные   Т, практ. р-та
методы прогнозирования    
II Практическое занятие № 2. Формализо-ванные математические методы прогно-зирования в государственном управле­нии   Т, практ. р-та (реш-е задач)
   
II Практическое занятие № 3. Технология прогнозного исследования   Т, практ. р-та
III Практическое занятие № 4. Прогнозиро-вание социодемографического развития   Т, практ. р-та
III Практическое занятие № 5. Прогнозиро-вание экономического развития   Т, практ. р-та
III Практическое занятие № 6. Государст-венное прогнозирование социально-экономического развития   Т
   
Итого за семестр   Т, КР
Всего по дисциплине    

Примечание: практические (семинарские) занятия как вид аудиторной нагрузки учебным планом по дисциплине не предусмотрены. Тем не менее студентам рекомендуется самостоятельная проработка вопросов, включен-ных в планы семинарских занятий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.