КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика девиантного поведения детей и подростков
По определению Т.И. Шульги: "группы риска" - это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. Подростки "группы риска" - собирательное понятие, обозначающее риск возникновения отклонений (девиаций) от общепринятых норм: употребление алкоголя и наркотических веществ, токсикомания, воровство, уходы из дома, непосещение школы, грубость по отношению к взрослым и сверстникам и др. К "группе риска" относят следующие категории детей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, несовершеннолетние матери-одиночки, дети из неполных семей, дети - беженцы, дети, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, преступники, СПИД-больные, дети, занимающиеся проституцией т.д. К этой же группе относят одаренных детей, испытывающих затруднения в общении и становящихся "трудными" для других. Критическая ситуация, в которую попали эти дети, психологические стрессы, материальное неблагополучие, а зачастую просто нищета, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных групп детей, но имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности общества. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Ю.А. Александровский, С.А. Беличева определили различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации:
- нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме - социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической; - нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии. Анализ научной литературы показал, что определение "нормы" и "отклонения" неоднозначны у разных исследователей, что показано в таблице 8. Уклонения от нормы иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы можем говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: 1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); 2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); 3) постоянные дефекты поведения.
Таблица 8 - Дефиниции понятий "норма" и "отклонение"
Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается "нормальным", отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. В самом общем виде отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) (Таблица 9).
Таблица 9 - Определения девиантного поведения
К основным факторам риска, определяющие девиантное поведение подростка можно отнести: эндогенно-генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве (экзогенно-церебральные факторы); негативные эмоциональные реакции матери на беременность, первое шевеление, роды; наличие дисфункциональной семьи; эмоциональное и физическое напряжение в семье; непростроенность границ родительско-детских отношений; семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная); психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем); неудовлетворенность духовных потребностей ребенка.
К факторам риска также относятся: во-первых, индивидуальные факторы (низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность выражать свои чувства и др.); во-вторых, факторы, берущие начало в семье ребенка (отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивными веществами членами семье и т.п.); в-третьих, факторы, связанные с обучением в школе (низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками и др.) При девиантном поведении устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). В.В. Нагаев с соавторами считают, что основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим образом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с применением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к алкоголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка); 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное поведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активистам", увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.). В таблице 10 показаны виды девиантного поведения, выделяемые Л.Б. Шнейдер.
Таблица 10 - Виды девиантного поведения
Одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций называют аддиктивным поведением. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Когда девиантное поведение связано с нарушениями правовых и культурных норм, оно выражается в виде проступков и преступлений. Когда такие проступки незначительны, то их называют правонарушениями, а поведение - делинквентным (противоправным). Когда нарушения наказываются в уголовном порядке, то их называют преступлениями, а поведение - криминальным. В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых (таблица 11). Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм.
Таблица 11 - Традиционные причины девиантного поведения в психологии
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами. Л.Б. Шнейдер конкретизировал причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних: стремление получить сильные впечатления; заболевания ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; отрицательная оценка взрослыми способностей детей; стрессовые жизненные ситуации; напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ; чрезмерная занятость родителей; конфликты с родителями; обилие запретов со стороны родителей (педагогов); постоянные нарекания, брань в семье; слабость интеллектуальной сферы ребенка; овышенная коммуникативность детей; низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей; одиночество, непонимание другими; излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов); неспособность детей сопротивляться вредным влияниям; генетическая предрасположенность; неравномерность психофизического и полового созревания; отсутствие навыков социального поведения; снижение культуры, интеллектуального уровня; масса свободного времени; скука, «просто так»; желание обратить на себя внимание; неполные семьи; экономическая нестабильность; влияние улицы. В исследовании Н.В. Майсак установлено, что подросток с девиантным поведением имеет свои особенности: негативную психическую напряженность; акцентуированную готовность к риску; психическую ригидность; выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы; непредсказуемость поведения; высокую агрессивность. При анализе причин правильно учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение - индивидного, психолого-педагогического, социально-психологического, личностного, социального. Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации: компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка; стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов; стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников. Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения). Важнейший фактор такого развития -девиантные сверстники. Наличие девиантной группы облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. У подростков вырабатываются определенные девиантные стратегии отношений, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения. К таким стратегиям у подростков-девиантов можно отнести: самовозвеличивание, манипулирование добровольной заботой; уход от ответственности и ее отрицание; мщение;• выработка и сохранение параноидального взгляда на мир. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность. Существуют тысячи способов привлечения внимания. Различают активную и пассивную формы привлечения внимания. Эта потребность обусловлена недостатком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Комплексная медико-психологическая и социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения у подростков может включать динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса, выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы;, определение коэффициента интеллектуальности; определение дисфункциональных семей, формирование доверительных отношений с подростками и их родителями; индивидуальных подбор школьной программы, обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку; определение типа акцентуации характера у подростков. Необходима работа с родителями подростка при их позитивном настрое, а также организация социального образования в школе. Развитие реабилитационного направления в социально - педагогической работе предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка. Коррекционную работу необходимо вести в следующих направлениях: формирование новых стереотипов поведения, воспитание позитивных чувств по отношению к взрослому, сверстнику, самому себе; повышение уверенности в себе; развитие и обогащение форм общения со сверстниками; формирование потребности в самореализации. Показателями успешной коррекционной работы с подростками девиантного поведения можно считать углубление рефлексии, повышение уровня эмоциональной устойчивости, жизненного тонуса, установление положительной самооценки, более адекватного представления подростков о ценности самого себя и другого человека, оптимизация коммуникативных навыков.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |