Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики




З 12

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Э.В. Зауторова

 

 

Допущено Международной академией наук педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Пенитенциарная педагогика»

 

 

Вологда – 2005

 

ББК 74.67

 

Зауторова Э.В.Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. – 138 с.

 

 

Рецензенты:

Полозюк В.Л. начальник управления воспитательной работы с осужденными ФСИН России;

Тюгаева Н.А.– доктор педагогических наук, профессор, профессор Академии права и управления ФСИН России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;

Авдонин А.А. – кандидат педагогических наук, доцент.

Настоящее издание предназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России, изучающих курс «Пенитенциарная педагогика».

Материалы учебного пособия могут быть использованы как теоретический практикум для самостоятельной подготовки и закрепления знаний обучаемых, также могут оказать помощь в систематизации учебного материала, наглядно представить основные положения курса.

© Вологодский институт права и экономики
ФСИН России, 2005


Введение

Экономические и социальные преобразования в российском обществе вызвали не только позитивные сдвиги в жизни страны, но и обострили ряд новых и старых проблем. Так, в современной России сохраняется тенденция роста преступности, в том числе и рецидивной, что ведет к увеличению количества осужденных к лишению свободы. В связи с чем особую актуальность приобретает необходимость повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

Данное положение обусловило необходимость реформирования уголовно-исполнительной системы, а значит, и пенитенциарной педагогики в направлении гуманизации воспитательного процесса.

От уровня профессиональной подготовки сотрудников исправительного учреждения, методически правильной организации воспитательной работы в местах лишения свободы во многом зависит успех исправительно-воспитательного процесса.

Основное предназначение учебного пособия – интенсификация учебного процесса, активизация познавательной деятельности курсантов и слушателей.

Учебное пособие иллюстрирует и разъясняет теоретические, методические, прикладные проблемы курса «Пенитенциарная педагогика», излагает сущность основных закономерностей, принципов, категорий и понятий педагогической науки, показывает их взаимосвязь с практикой исправительных учреждений.

Особенностью данного пособия является то, что содержание тем курса представлено в виде блоков, таблиц или схем. Сводные таблицы и схемы в доступной и наглядной форме позволяют быстро повторить изученный материал, а также дополнить и расширить свои знания по предмету.

Материалы пособия могут использоваться для самостоятельной подготовки, закрепления и систематизации учебных знаний, окажут помощь курсантам и слушателям в подготовке к экзамену и зачету, а также могут применяться в работе преподавателей вуза.


Тема 1. Общие основы педагогической науки

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоводитель». От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII века и связана с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670).

Педагогика рассматривается как наука и искусство. Это связано с тем, что воспитание имеет два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования, а практический – реализуется в педагогической деятельности, которая требует от педагога овладения соответствующими знаниями и умениями.

 

Педагогика
Наука о воспитании, о воспитательных отношениях, возникающих в процессе воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека
Объект педагогики Предмет педагогики
Педагогическая система (цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, субъект и объект воспитания, условия, результаты воспитательного процесса), охватывающая становление и развитие человека во всех сферах его жизнедеятельности Воспитательные отношения, возникающие в совместной деятельности воспитателей и воспитуемых, закономерности формирования и развития личности

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они "пронизывают" все научное знание и связывают его в целостную систему.

 

Воспитание Совместная деятельность, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, результатом чего должно быть изменение, формирование и развитие личности с учетом ее способностей, интересов, направленности. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории: - в широком смысле – формирование личности под воздействием социальной среды, обстоятельств, специально организованного педагогического процесса, отдельных групп, коллективов и личностей. Его результат – социализация личности, которая понимается как процесс усвоения человеком общественных отношений и социального опыта, т.е. деятельность самой личности; - в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у человека систему качеств личности, взглядов, убеждений.
Образование Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Это объем систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый; результат обучения и воспитания, выражающий уровень общей подготовки человека.
Обучение Специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, навыков, умений, формирование мировоззрения.
Самовоспитание Процесс работы личности над собой в целях развития своих способностей, устранения недостатков, формирования свойств и качеств собственного совершенства.
Развитие Процесс последовательного, прогрессирующего изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.
Формирование Процесс становления человека как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических, педагогических и других факторов.
Педагогический процесс Организованный в соответствии с требованиями педагогической науки учебно-воспитательный процесс в целом (деятельность педагогов и воспитанников – воспитание, деятельность преподавателей и учащихся – обучение и образование).

Задачи педагогики

 

1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3. Выявление закономерностей и формулирование принципов обучения и воспитания.

4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.