Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. История отечественной социологии




 

1. Становление и развитие российской социологии

2. Современный этап развития отечественной социологии

 

1. Становление и развитие российской социологии

Российская (русская) социология – уникальный феномен не только национальной, но и мировой культуры. Однако до сих пор история социологии в России – это наименее изученный раздел социологической науки, что обусловлено в первую очередь историческими причинами. С самого начала своего зарождения и становления русская социология была поставлена в весьма неблагоприятные условия по сравнению с теми, которые были созданы для нее в странах Западной Европы и США.

Несмотря на все сложности и трудности, российская социология успешно развивалась, смогла подняться на уровень мировых достижений и даже во многом превзойти и опередить по времени западную социологическую мысль. К середине 20-х г. XX в. она достигла научной зрелости, которая характеризовалась теоретико-методологической интеграцией, достижениями эмпирического уровня исследований, успешной институционализацией.

Социология в России возникает в 60-е г. XIX в. Можно выделить три группы причин появления и распространения социологической науки: социально-экономические, естественно - научные и идейно-теоретические.

К социально-экономическим причинам, безусловно, относится отмена крепостного права в 1861 г., которая повлекла за собой изменения во всех сферах жизни общества – экономической, политической, социальной, духовной. Начинается развитие индустриального производства, становление капиталистических отношений. В связи с этим изменяется и усложняется социальная структура общества: появляются новые классы и слои городской и сельской буржуазии, пролетариата, разночинцев и др. Происходит значительное оживление социально-полити-ческой жизни, связанное с бурной деятельностью народников, революционеров и других общественных организаций. Все эти процессы, конечно же, требовали изучения и анализа.

К естественно-научным предпосылкам можно отнести крупнейшие научные открытия, сделанные в середине XIX в. Это, прежде всего, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, достижения в области химии, физики, математики. Открытие фундаментальных законов позволило получить точное и строгое знание о природном мире. Естественно, был поставлен вопрос о возможности получения подобного знания в отношении мира общественного.

Наконец, идейно-теоретические причины появления социологии в России связаны с влиянием отдельных как отечественных (западничество и славянофильство), так и западных (позитивизм) теорий и концепций.

Отечественная социология обладает рядом уникальных черт, отличающих ее от западной социологии, благодаря которым она приобрела собственные оригинальные формы и стала самостоятельно развиваться именно в русле своих национальных традиций:

1. Социальная мысль в России изначально, уже в первой половине XIX в. формировалась в русле философии истории. К середине века получили развитие социальные теории, в которых органично соединялись социальная философия и социологические элементы. В начале XX в. появляются уже собственно социологические теории.

2. Русская социология явилась ответом на потребности отечественной социальной жизни. Она была постоянно включена в социально-политическую практику. Российские социологи стремились предложить проекты правильного (на их взгляд) общественного устройства, т.е. пытались перевести теоретические положения на уровень практических программ, хотя и не всегда удавалось преодолеть оторванность социологии от реальных социально-политических процессов. Представители ведущих политических и идеологических кругов не осознавали (или не хотели осознавать) имевшуюся в обществе высокую потребность в конкретной науке о нем. Социологи подвергались гонениям и преследованиям.

3. Именно в отечественной социологии произошло четкое разделение на субъективистскую и объективистскую парадигмы, которые не только существовали отдельно друг от друга, но и имели тенденцию к постоянному сближению. В рамках объективизма предметом исследования являлось общество, рассматриваемое как система, имеющая внутренние закономерности. Задача социолога заключалась в описании и объяснении объективно существующих связей. Представители субъективизма обращались к жизненному миру конкретного человека, и их основной задачей становилось понимание этого мира.

4. Активно осваивались достижения зарубежной социологии. Отечественные социологи, в отличие от своих зарубежных коллег, которые имели слабое представление о развитии социологической науки в России, постоянно знакомились с достижениями западной социологической мысли.

Несмотря на все многообразие русской социологии, можно выделить ряд общих проблем и типологических черт, которые были присущи фактически всем направлениям и школам.

Во-первых, это использование органического подхода к анализу общества, т.е. стремление рассматривать мир как иерархизированное целое. Отсюда склонность отечественных социологов к широким социальным обобщениям, попытки найти общезначимый социальный идеал, ориентируясь на который можно освободить общество от элементов, разрушающих его органичность и гармонию.

Во-вторых, акцентирование внимания на проблематике социальной эволюции и прогресса, поиск объекта эволюции, критериев и «формул» прогресса.

В-третьих, переплетение утопической и реалистической линий в социальной мысли. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представлений об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно создать научный социальный проект, осуществить его революционным путем, полагаясь при этом просто на волю к изменениям, и тем самым ускорить исторический процесс.

Реалистическая линия утверждала многофакторный подход. Общество понималось как сложная, динамическая, равновесная система. Обосновывалась необходимость соразмерной эволюции. Осуществлялся поиск согласования интересов различных социальных субъектов. Утверждались идеи солидарности, кооперации, взаимной помощи.

В-четвертых, ярко выраженный интерес к проблемам социального поведения, социальной мотивации, социальной структуры, личности и группы.

Традиционно в истории развития русской социологии выделяют два основных этапа: классический (60-е г. XIX в. – 10-20-е г. XX в.) и современный (с 1917 г. – до наших дней).

В рамках классического этапа условно вычленяют три основных периода: первый - 1860-1890-е гг., второй – 1890-е гг. – начало ХХ в., третий – начало ХХ – рубеж 10-20-х гг. ХХ вв.

В рамках первого периода развития российской социологии (1860-1890-е г.) сложилось несколько основных направлений: позитивистское, натуралистическое в нескольких своих вариациях (органицизм, географический детерминизм); субъективное направление и экономический материализм. Но доминировали, прежде всего, позитивистские идеи. Российских ученых привлекало в позитивизме стремление его сторонников создать новую науку об обществе, дающую точное и конкретное знание о нем, использование методов естественных наук для исследования социальных явлений и процессов. Этим отличались труды М.М. Ковалевского, П.Ф. Лилиенфельда, А.И. Стронина, Л.И. Мечникова, Н.Я. Данилевского.

Наряду с позитивистским, огромное значение имело субъективное (иногда этико-субъективное) направление, являющееся исконно русским. К числу наиболее видных его представителей относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев. Представители данного направления основным элементом общества считали личность, следовательно, социолог, по их мнению, должен изучать внутренний мир человека, его устремления и помыслы, т.к. именно они влияют на поведение, а не внешние факторы. В качестве инструмента исследования предлагалось использовать субъективный метод, который и являлся подлинно социологическим, в отличие от естественнонаучных. Суть метода заключалась в «сопереживании» социолога исследуемому субъекту. Социолог как бы «вживался» в роль того, кого он исследовал, и смотрел на мир его глазами. Основными темами субъективного направления являлись проблемы личности в истории, ее возможностей по улучшению общества в целом, проблемы взаимодействия личности и массы. При этом особое внимание уделялось этическим и нравственным аспектам деятельности личности.

Второй период развития социологии в России (1890-е г. – начало ХХ в.) был связан с критикой позитивизма и попыток соединения социологии с естествознанием. Появляются антипозитивистские идеи. Центральная роль в этом принадлежала неокантианскому направлению, представители которого (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов) считали, что нельзя рассматривать жизнь общества лишь как часть природного процесса и, соответственно, недопустимо изучать социальные процессы, явления с помощью методов естественных наук.

Ошибкой позитивистов, по мнению неокантианцев, являлось то, что они стремились рассматривать общество как целое, упуская из виду его отдельные стороны. Социальная же жизнь, в понимании неокантианцев, представляет собой культурно-ценностные аспекты человеческого поведения, обладающего неповторимостью, уникальностью, особенностью. Задача социолога – не просто выявить и объяснить какое-либо явление, но и оценить его.

В рамках второго периода обострились отношения российской социологии и власти. Это было связано с негативными оценками политической жизни страны социологами и попытками их непосредственного участия в политической деятельности. Долгое время ученым не разрешали открывать свои кафедры, создавать научные объединения, выпускать собственные периодические издания. Публиковались только те работы, которые прошли жесткую цензуру. Многие видные социологи того времени (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтерев, П.Ф. Лилиенфельд) вынуждены были печататься за рубежом. Но с трудами отечественных социологов стали знакомится за границей, там они получили одобрение и признание, их стали привлекать к участию в международных социологических конгрессах.

Третий период в развитии отечественной социологии (начало ХХ в. – рубеж 10-20-х г. ХХ в.был ознаменован появлением неопозитивизма. Его представители (А.С. Звоницкая, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев) считали, что следует исследовать не общество в целом и не личность, а социальные действия, социальное поведение, социальные связи, социальные взаимодействия.

Развитие неопозитивизма в русской социологии связано также с существенной модернизацией самой социологической науки. Неопозитивисты считали, что она, во-первых, должна превратиться в описательную науку. Во-вторых, необходим резкий отказ от всякого рода редукционизма. В-третьих, получать точные данные стоит путем проведения эмпирических исследований. В-четвертых, как можно более эффективно следует использовать социологическое знание в практических целях. В-пятых, необходимо попытаться преодолеть негативное отношение власти к социологии. Активное влияние неопозитивистского направления на социологическую науку существенно изменило ее структуру и содержание.

Параллельно неопозитивизму развиваются такие направления, как «христианская социология» (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, С.А.Франк), легальный (П.Б.Струве, М.И.Туган-Баранов-ский) и ортодоксальный (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов) марксизм.

В 1908 г. при Психоневрологическом институте создана первая в России кафедра социологии. Стоит отметить, что институт был частным, а государство по-прежнему настороженно относилось к социологической науке. В 1912 г. была открыта социологическая секция на историческом факультете Петербургского университета. В 1916 г. образовывается Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского.

Таким образом, в рамках классического этапа отечественная социология развивалась относительно благополучно. Определялась ее объектная и предметная область, вырисовывалась структура социологического знания, выбирались методы исследования, усложнялось содержание. К сожалению, эти процессы были прерваны в 20-30-е г. XX века.

2. Современный этап развития отечественной социологии

С 1917 г. по 1922 г. отечественная социология развивалась преимущественно как теоретическая наука. Эмпирические исследования почти не проводились, хотя потребность в них безусловно назрела к этому времени. В целом, отношение к социологии на первых порах после Октябрьской революции было положительным. Начался процесс ее институционализации. Активно издавалась социологическая литература как марксистского (Е.А. Энгель, Н.И. Бухарин), так и немарксистского толка (В.М. Хвостов, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Постепенно начинают появляться союзы, секции по изучению общественных наук.

В 1918 г. был создан Социо-библиологический институт, который представлял собой ассоциацию ученых и был призван решить несколько задач: популяризация социологического знания, оказание помощи всем желающим в ознакомлении с литературой по социальным наукам, проведение социологических исследований.

В 1919 г. Социо-библиологический институт был преобразован в Социологический институт. В нём стали работать такие выдающиеся ученые того времени, как К.М. Тахтарев, Н.Л. Гредескул, П.А. Сорокин. В институте велась работа по учету и систематизации всех трудов (книг, статей, брошюр), касающихся социальных вопросов; по популяризации социологии и социальных знаний; по разработке социальных вопросов путем самостоятельных исследований и опубликованию их результатов[3].

В 1919 г. возобновило свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского», председателем которого был избран Н.И. Кареев. Исследователи, педагоги и просто люди, желающие получить знания по социологии, регулярно собирались и слушали лекции и доклады ведущих ученых – П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева, Н.А. Гредескула, Н.И. Кареева, А.А. Гизетти, П.И. Люблинского и др.

Именно Социологический институт и «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского» стали центром борьбы с марксизмом в области социологии. Впоследствии это явилось одной из причин прекращения деятельности Института и Общества. Социологический институт был закрыт в 1921 г., чуть позднее эта участь постигла «Русское социологическое общество». Власти прекрасно понимали, что нельзя давать возможность проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления.

Систематическая социологическая работа велась в «Лаборатории по рефлексологии социальных групп», созданной по инициативе П.А. Сорокина при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Основной задачей данной лаборатории являлось изучение влияния профессии на поведение людей.

В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете II Петроградского государственного университета была создана первая в стране кафедра социологии, с таким руководителем, как П.А. Сорокин. На факультете стали читаться такие курсы, как: «Система социологии», «История социологических учений», «История социалистических учений». Факультативно велись «Уголовная социология» и «Этика общежитий». Была введена ученая степень по социологии.

Народный комиссариат по делам просвещения разрешил преподавать социологическую науку в школах. Была поставлена задача обеспечить переход к всеобщему обязательному изучению социологии. Однако правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Вместо социологии было введено изучение так называемой «политической науки» - «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Конституция СССР» и др. Таким образом, положение социологической науки стало еще хуже, чем это было до 1917 г.

В связи с тем, что подавляющее большинство социологов являлись представителями враждебных марксизму идеалистических направлений, в отношении их самих и социологической науки стали планомерно производиться запретительные действия. В 1922 г. была закрыта кафедра социологии. Её руководитель П.А. Сорокин вместе с другими «идеалистами» отправлен за пределы страны на «философском пароходе». В 1923-1924 г. в вузах Петрограда было введено преподавание курса «Исторического материализма».

В конце 1924 г. прекратили свою деятельность «Философское общество», «Вольная философская ассоциация» и другие независимые объединения. Перестали издаваться журналы «Экономист», «Литературные записки», «Мысль» и др., в которых популяризировались идеи немарксистских философов и социологов.

Дореволюционная интеллигенция стала подвергаться гонениям. Результатом действий советского правительства в отношении нее стало прекращение научной, преподавательской и публицистической деятельности в сфере социологии. Значительная часть ученых вынуждена была уехать из страны. Лишь единицы социологов перешли на позиции марксизма.

Несмотря на все перипетии, в 20-30-е г. XX в. отечественная социология развивалась и на теоретическом, и на эмпирико-прикладном уровнях. В области теории шли разработки предмета и структуры марксистской социологии, ставился вопрос о соотношении социологии и марксистской теории общества. В связи с этим можно выделить несколько основных векторов развития марксистской социологии:

1. Отождествление социологии с историческим материализмом. Данная позиция имела наибольшее теоретическое влияние и была сформирована под влиянием книги Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологи» (1921 г.). Н.И. Бухарин и его последователи (С.А. Оранский, С.Ю. Семковский, Н.Н. Андреев, Д.С. Садынский) считали, что исторический материализм – это и есть социологическая теория марксизма. Они доказывали, что социология является самостоятельной наукой, но остается дополнительной по отношению к философии марксизма, к диалектическому и историческому материализму.

2. Убеждение, что социология – не отдельная наука, а составная часть философии. Данной позиции придерживались С.Я. Вольфсон, З.Е. Черняков, С.З. Каценбоген и др.

3. Направление, согласно которому в историческом материализме можно выделить философский и социологический аспекты. Первый заключается в материалистическом понимании истории, второй – в признании общей теории социальной жизни (В.В. Адоратский, И.П. Разумовский и др.).

4. Антисоциологическое направление, представители которого (А.М. Деборин, И.Н. Луппол и др.) отрицали социологическое значение исторического материализма. Он рассматривался только как научно-философская теория общества. Не признавалось право социологии на самостоятельное существование, её считали враждебной буржуазной лженаукой, и сам термин «социология» следовало изъять из употребления. К концу 20-х гг. именно эта позиция стала преобладающей.

В это же время, помимо дискуссии о соотношении марксистской и немарксистской социологии, широкое распространение вновь получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений и процессов, суть которых заключалась в том, что социология рассматривалась как часть естествознания, а при изучении общества ученые опирались на законы развития природы. Имели место такие теории, как «коллективная рефлексология» (В.М. Бехтерев), «фитосоциология» (И.К. Пачосский, В.Н. Сукачев), «зоосоциология» (М.А. Мензбир), «физиологическая социология» (Г.П.Зеленый, В.В.Савич), «социальный дарвинизм» (Н.А.Гредескул, Д.С. Садынский).

В научной литературе всё-таки поднимались вопросы социальной и национальной структуры общества, процессов классовой дифференциации.

Помимо теоретической социологии, в 20-е г. XX в. активно развивается эмпирическая социология. Прикладные и эмпирические исследования были посвящены проблемам труда и быта рабочих и крестьян, развития города и деревни, социальным аспектам развития производства (вопросы научной организации труда, производственных коллективов, социального управления), бюджетам времени различных категорий населения, проблемам культуры и образования, брака и семьи, образа жизни сельской, рабочей, студенческой молодежи и многим другим.

Благодаря организации и проведению конкретно-социологических исследований появляется отраслевая социология. Наиболее значимых успехов достигли такие отрасли социологического знания, как социология труда, социология управления, социология деревни, социология города, социология брака и семьи, социология образования и воспитания, социология религии, социология народонаселения и др.

Разрабатывается и совершенствуется методология, методика и техника социологического исследования. В качестве методов исследования чаще всего использовались массовые опросы, беседы, интервью, наблюдения, анализ бюджетов времени. Социологическому анализу подвергались данные социальной статистики.

Безусловно, существовал ряд серьезных недостатков в области разработки, организации и проведении конкретных исследований. Но надо понимать, что это были самые первые шаги эмпирической социологии. В ходе проводившихся исследований накапливался очень важный материал, который в дальнейшем становился основой для теоретических обобщений и практических выводов.

В начале 30-х г. резко сужается масштаб социологических исследований. Этому способствовали те обстоятельства, о которых речь шла ранее – победа «антисоциологической» линии, в рамках которой отрицалось право социологии на существование. Новой власти не нужна была (да и опасна для нее) наука, открывающая глаза на многие проблемы и вскрывающая противоречия общественных процессов.

Таким образом, в конце 20-х – начале 30-х г. XX в. развитие социологии было прекращено чисто волевым решением. В последующие 30 лет не разрабатывалась социологическая теория и не проводились конкретные исследования.

Вновь право на существование социология получает лишь в конце 50-х – начале 60-х г. XXв., во времена так называемой «оттепели», когда появились некоторые идеологические свободы и возможность, хотя и существенно ограниченная, творчества в области социальных наук. Правда, с конца 50-х г. до второй половины 80-х гг. социология развивалась, в основном, как эмпирическая наука. Разработка социологической теории по-прежнему находилась под идеологическим контролем.

В 1956 г. советские социологи приняли участи в работе III Всемирного социологического конгресса (г. Амстердам). В 1958 г. в Москве состоялось Международное совещание социологов, которое посетили президент Международной социологической ассоциации Ж. Фридман и ряд других известных социологов (Р. Арон, Т. Боттомор, Э. Хьюз и др.). В этом же году была создана Советская социологическая ассоциация, первым президентом которой стал Ю.П. Францев.

В этот период были проведены серьезные конкретные социологические исследования рабочего класса, крестьянства, научно-технического прогресса, брака и семьи, образования и др. Особая роль в этих исследованиях принадлежит Уральской социологической школе. В 1961 г. по итогам исследования, выполненного уральскими социологами на промышленных предприятиях, вышла книга «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР» под редакцией М.Т. Иовчука. Эта была первая после столь долго перерыва книга, представлявшая результаты исследования. Она получила положительную оценку и дала импульс к дальнейшему исследованию проблем рабочего класса.

В 1960 г. в Уральском государственном университете была открыта первая в стране социологическая лаборатория, работниками которой проведены несколько серьезных конкретно-социологических исследований. Наиболее известное из них – это исследование социальной мобильности, описанное в книге М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова «Социальные перемещения». В отличие от западных исследователей социальной мобильности, наши социологи исходили из идеи о равном социальном положении людей в социалистическом обществе. Поэтому они рассматривали горизонтальные перемещения между равными социальными группами, а вертикальная мобильность в расчет почти не принималась, разве что при изменении образовательного, квалификационного, профессионального статуса внутри основных классов и групп советского общества. Авторы исследовали межпоколенные перемещения между группами рабочих, служащих, специалистов. В 1964 г. открывается первая кафедра конкретных социологических исследований в МГУ.

В 1968 г. создается Институт конкретных социологических исследований, в котором складывается уникальная атмосфера для научного творчества: возможность проведения исследований и публикация их результатов, привлечение к работе лучших социологов страны, организация научных дискуссий и т.п. В 1974 г. стал издаваться первый в стране социологический журнал «Социологические исследования» («Социс»). Быстро развиваются центры социологии в различных регионах страны (Москва, Ленинград, Урал, Сибирь, Поволжье и др). Активно работают такие известные социологи-профессионалы, как Г.М. Андреева, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.С. Семёнов, З.И. Файнбург, А.Г. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.

В 70-е – 80-е г. на состоянии социологии сказывается общий дух периода «застоя». Партийному аппарату социология нужна была лишь для создания и распространения определенных социальных мифов, поэтому власти постоянно учиняли препятствия наиболее талантливым социологам, которые своими исследованиями диагностировали острые проблемы того времени. Социологии вновь пришлось преодолевать сопротивление командно-административной системы, что в большей степени удавалось сделать на уровне региональных центров.

Благоприятные условия для развития социологии стали появляться лишь во второй половине 80-х г. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС "О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества". Это означало, во-первых, что на государственном уровне была признана самостоятельность социологической науки. Во-вторых, социология получила возможность развиваться не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровнях. В-третьих, указывалось на ключевую роль социологии в выявлении и предложении путей решения проблем жизни общества.

Процесс институционализации социологической науки был продолжен. Создан Всесоюзный (впоследствии Всероссийский) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), задачей которого являлся мониторинг общественного мнения по самым важным вопросам развития страны. В 90-е гг. появляются различные центры, фонды, службы, специализирующиеся на проведении массовых опросов. Создаются социологические факультеты в вузах страны, т.е. появляется высшее социологическое образование, и люди получают возможность вполне законно приобрести профессию социолога.

Пишутся и издаются отечественные учебники по социологии, становится официально доступной западная социологическая литература, выпускаются новые социологические журналы ("Социологический журнал", "Мир России", "Вопросы социологии", "Социология: 4М", "Журнал социологии и социальной антропологии", «Мониторинг общественного мнения», «Личность. Культура. Общество», «Евразия», «Социология и социальная антропология» и др.).

Создаются научные общественные объединения, которые представляют собой добровольные союзы ученых, - Российское общество социологов (РОС), Профессиональная социологическая ассоциация, Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, Общество социологов и демографов, Общество профессиональных социологов и др.

Развивается рынок социологических услуг. Появляются социологические фирмы, которые на коммерческой основе организовывают и проводят конкретные социологические исследования, занимаются маркетинговыми исследованиями, оказывают услуги по управленческому консультированию и мн.др.

Среди положительных моментов развития социологии в перестроечный и постперестроечный периоды стоит отметить и ряд проблемных: отсутствие достаточного государственного финансирования исследований; отказ от использования социологического знания при принятии важных управленческих решений; отставание от западной социологической мысли; трудности интеграции в мировую социологию. Поэтому сегодня очень важно преодолеть разрыв между отечественной и западной социологией и более широко привлекать социологов к изучению проблем всех сфер общественной жизни, выявлению социальных результатов и последствий деятельности по преобразованию российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

2. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007.

3. История социологии. Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др. Минск, 1997.

4. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы. М., 1989.

5. Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука // Социс. 2008, №3.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

7. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии // Социс 2006, №7.

8. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Социология и общество. М., Норма. 2007.

9. Тихонов А.В. Отечественная социология: проблема выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011, №6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.