Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры безопасности при тушении пожара




При ликвидации пожара необходимо помнить и соблюдать следующие меры безопасности:

· Запрещается тушить водой или водосодержащими веществами горящее электрооборудование, находящееся под напряжением.

· Не допускается тушить водой вещества, при взаимодействии с которыми возможно образование взрыва или усиление горения.

· Запрещается тушить в помещениях горящие газы, особенно истекающие под давлением из аппаратов и трубопроводов, если они могут создать взрывоопасные смеси с воздухом.

· Вскрывать и разбирать электрическое и газовое оборудование в помещениях, где действует пожар, допускается только после его обесточивания и отключения подачи газа. При разборке оборудования не допускается нарушение его монтажных связей и загромождение путей подхода к горящим объектам. Горящее электрооборудование до применения средств огнетушения должно отключаться от источников напряжения с помощью коммутационных устройств (рубильники, разъединители, электромагнитные или механические выключатели, пробочные предохранители). Если таким способом снятие напряжения невозможно, прибегают к пофазному механическому разрушению проводов с помощью основных изолирующих средств (для напряжения до 1000В – ножницы с диэлектрическими ручками). Не допускается обрезание или обрубание многожильных проводов и кабелей, а также групповых проводов, проложенных в трубах.

· Тушение пожара в помещениях, где применяются сосуды, работающие под давлением, ведется с применением мер по охлаждению сосудов и понижению в них давления до безопасных величин.

· В помещениях, где ведутся работы с применением радиоактивных веществ, участники огнетушения обязательно оснащаются средствами индивидуальной радиационной защиты и приборами дозиметрического контроля. Необходимо контролировать режим работы на огнетушении: общее время занятости, своевременность замены одних участников другими. Если пожар произошел на установках ионизирующих излучений (рентгеновские аппараты, бетатроны и др.), его тушение должно производиться с соблюдением требований, указанных для электроустановок.

· Для тушения горящей древесины и изделий из нее наиболее удобно и эффективно применять воду в виде компактной струи. При этом струей сначала сбивают пламя вокруг очага горения, а затем ее направляют на сам очаг. Принимаются меры против распространения горения на близ расположенные сгораемые материалы, путем их периодического смачивания.

· Во всех случаях горения жидкостей следует применять огнетушители, песок, покрывала, пену. Если жидкость содержится в емкости, струя пены направляется на поверхность ее стенки, а при тушении разлитой жидкости огнетушение производится воздействием струи от краев пролитой массы к ее центру.

При тушении пожара подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи заряда огнетушащего вещества (величина которой указывается на этикетке огнетушителя). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага горения огнетушащее вещество, и интенсифицирует горение. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, нельзя подносить огнетушитель ближе, чем на 1метр.

При нахождении в помещении, где возник пожар, необходимо выполнять следующие меры предосторожности:

При эвакуации людей в задымленных помещениях следует передвигаться вдоль стен ближе к окнам. Нужно обязательно запомнить маршрут движения по характерным предметам, приметам, числу поворотов, планировке помещений, оборудованию.

Двери в задымленном помещении следует открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха. В сильно задымленном помещении нужно двигаться ползком или пригнувшись к полу, для защиты от угарного газа использовать увлажненную ткань (платок, рукав).

При спасении людей из горящих зданий, прежде чем войти в горящее помещение, следует накрыться с головой мокрым покрывалом, полотном и т. п.

Если на пострадавшем загорелась одежда, необходимо любым способом устранить контакт одежды с воздухом (накрытие тканью, падение на землю и покатывание по ней, засыпание землей) или воздействием на нее струей воды.

В случае развития масштабного пожара для обеспечения безопасности используются средства индивидуальной защиты: респираторы или увлажненные маски, противогазы, очки, брезентовые куртки, огнезащитные костюмы.

 

12. Обязанности руководителей и должностных лиц

при пожаре

До прибытия подразделения пожарной охраны в обязанности ру­ководителей предприятия входит осуществление общего руководства тушением пожара

При пожаре в обязанности руководителей предприятия, должност­ных лиц и лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопаснос­ти, входят следующие действия:

- продублировать сообщение о возникновении пожара в пожар­ную охрану;

- поставить в известность о возникновении пожара вышестоящее руководство, диспетчера, ответственного дежурного по объекту;

- немедленно организовать спасение людей;

- обеспечить соблюдение правил безопасности работникам, при­нимающим участие в тушении пожара;

- проконтролировать включение в работу автоматических сис­тем противопожарной защиты (оповещателей, средств пожаротуше­ния, противодымной защиты);

- при необходимости отключить электроэнергию;

- остановить работу производства, учитывая специфические осо­бенности объекта;

- перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации;

- остановить работу систем вентиляции и выполнить другие ме­роприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

- удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участву­ющих в тушении пожара.

При наличии на объекте взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ сообщить о них подразделениям пожарной охра­ны. Эти сведения необходимы для обеспечения безопасности их лич­ного состава.

12.1 Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне

Железнодорожный подвижной состав имеет повышенную пожароопасность. Обслуживающие его работники должны быть обуче­ны и уметь пользоваться всеми средствами пожаротушения, находя­щимися в их распоряжении, должны знать инструкции и способы ту­шения пожара.

Лица, ответственные за организацию тушения пожаров на под­вижном составе, — локомотивная бригада, механики-бригадиры, начальники поезда и проводники вагонов в пассажирских поездах. Они обязаны знать

пожароопасное оборудование, места и пути рас­пространения огня, места расположения средств пожаротушения, уметь пользоваться ими.

При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следо­вания поезда по перегону проводник должен немедленно стоп-кра­ном остановить поезд. Исключения составляют случаи, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепро­воде, под мостом или в других местах, препятствующих организа­ции тушения пожара. Далее проводник должен сообщить о пожаре механику-бригадиру и машинисту локомотива, организовать эвакуацию пассажиров и выгрузку багажа, принять меры к тушению по­жара огнетушителями. Начальник поезда и локомотивная бригада должны сообщить на ближайшую станцию поездному диспетчеру и энергодиспетчеру о пожаре и при необходимости вызвать пожарный поезд или пожарную команду.

Струю пены из огнетушителя или струю воды из ствола следует направлять навстречу видимому огню и на пути распространения пожара. Гася пламя на вертикальных плоскостях (стенах, перегород­ках), струю пены или воды необходимо направлять сверху вниз, что­бы она, стекая, также тушила огонь.

Используя пенные огнетушители, нельзя допускать, чтобы люди, работающие с ними, приближались к электропроводам, оборудова­нию или частям контактной сети ближе, чем на 2 м. Тушить горящие предметы и конструктивные элементы подвижного состава снаружи вагона водой или пеной на электрифицированных участках дорог можно только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления. Горящие провода, электроаппаратуру, электромашины нужно гасить углекислотными огнетушителями или сухим песком.

В тепловозах имеется в запасе значительное количество дизельно­го топлива и смазочных материалов. На электровозах пожарную опас­ность представляет электрическое оборудование — электродвигате­ли, аккумуляторы, тяговые трансформаторы выпрямители, пуско-регулирующие аппараты, токосъемники и т.д.

При возникновении пожара на электровозе следует опустить то­коприемник и остановить поезд у мест, которые не перечислены выше, принять меры к удержанию поезда на месте, отключить рубильник аккумуляторной батареи и дать сигнал пожарной тревоги. Необхо­димо лично убедиться в том, что токоприемники опустились и что контактный провод, который может оказаться пережженным огнем, не касается крыши или крышевого оборудования. Затем следует до­ложить о пожаре поездному диспетчеру и энергодиспетчеру на бли­жайшую станцию. Для ликвидации пожара на локомотиве или в мо-торвагонном подвижном составе применяют первичные средства пожаротушения.

На тепловозах, оборудованных автоматической газовой установ­кой пожаротушения, при возникновении пожара члены локомотив­ной бригады, находящиеся в дизельном отделении, должны перейти в кабину машиниста и плотно закрыть дверь. В случае проникнове­ния огнетушащего состава в кабину следует надеть противогаз.

На тепловозах, оборудованных пенной пожарной установкой, при возникновении пожара следует остановить поезд, после торможения заглушить дизель горящей секции и открыть один из пусковых кра­нов пожарной установки, затем открыть кран смесителя и направить струю пены на очаг горения. Рукоятку крана смесителя следует по­ворачивать до упора. После тушения надо закрыть пусковые краны и краны на смесителях.

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и сред­ствами, машинист обязан в установленном порядке затребовать по­жарный поезд, расцепить состав, изолировать горящий локомотив или вагон от других вагонов, деревянных строений или других со­оружений, приняв на себя руководство ликвидацией пожара.

При пожаре в грузовом вагоне машинист должен вскрыть доку­менты на поезд. По номеру вагона узнать номер аварийной катего­рии груза, передать его по радиосвязи поездному диспетчеру, полу­чить инструкции.

12,2Порядок действий при обнаружении пожара на путях
в пределах железнодорожной станции,

Каждый работник, заметивший пожар на путях в пределах желез­нодорожной станции, обязан немедленно сообщить о нем дежурно­му по станции, используя телефон, громкоговорящую связь, звуко­вую сигнализацию. В этом сообщении он должен указать, на каком пути находится горящий вагон, наличие угрозы соседним вагонам. Дежурный по станции вызывает на место пожарную команду или пожарный поезд, а до их прибытия организует тушение пожара си­лами работников станции.

Возникший на путях станции в подвижном составе пожар может быстро распространиться на рядом стоящие вагоны. Поэтому до прибытия пожарных подразделений следует принять все возможные меры к нераспространению пожара. Из опасной зоны должны быть немедленно выведены вагоны с людьми, взрывчатыми и отравляю­щими грузами или грузами, способствующими интенсивному распро­странению пожара. Следует учитывать, что доступ к горящим ваго­нам может быть ограничен вследствие наличия в них опасных гру­зов. Дежурный по станции должен незамедлительно это выявить.

До прибытия пожарных подразделений тушить пожар следует,
используя имеющиеся средства пожаротушения. Средства пожаро-
тушения (вода, химическая пена, песок, ткань) применяют, учитывая
характер груза.

Если пожарные команды прибыли в течение первых 10 мин, т.е. в течение начального этапа развития пожара, пожар может быть лик­видирован с меньшими затратами на его тушение, с минимально воз­можным ущербом для работников, оказавшихся в зоне пожара, и с минимально возможным ущербом для материальных ценностей.

12.3 Тушение пожара в условиях производственного предприятия железнодорожного транспорта

Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагон­ные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой ог­ромные пожарные зоны площадью до 2000 м2. Большие производ­ственные площади увеличивают возможность возникновения круп­ных пожаров.

Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта ха­рактерны одноэтажные производственные здания. Среди них доста­точно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распростра­нение огня в случае возникновения пожара. Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах. В окрасоч­ных цехах быстрому распространению пожара способствуют нали­чие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах сис­темы вентиляции, в виде конденсата — на конструкционных элемен-

тах здания и оборудования. В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, зака­лочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха.

При возникновении возгорания действовать нужно незамедли­тельно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин. При возгорании происходит быстрое нарастание тем­пературы в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распрос­транение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям.

Спасение людей — главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожароту­шения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением под­разделений его пожарной охраны.

Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедлен­но попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кош­мой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пе­ной. Для тушения электрооборудования, находящегося под напря­жением, можно пользоваться только углекислотными или порошко­выми огнетушителями. Водой, пенными и воздушно-пенными огне­тушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение. При пользовании огнетушителями необхо­димо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, угле­кислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищен­ные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться ру­кой за его раструб.

Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развер­нуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работ­ников и подвижного состава из депо или мастерских.

Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационар­ные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. По­жар в вагонах можно тушить и водой.

Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и сма­зочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электро­возах пожарную опасность представляет электрическое оборудова­ние. При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерс­ких) должны совместно действовать два человека. Один должен рас­катывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) — открывать кран, подсоединяющий рукав к системе во­доснабжения.

Подача стволов по возможности должна осуществляться одновре­менно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для за­щиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня. Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей. Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в верти­кальные вентиляционные каналы.

Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки. Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно при­менять воздушно-механическую пену. Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения.

Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, ко­роба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные по­мещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опас­ны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразо­ванием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью бы­строго обрушения кровли.

Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битум­ной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от

периода возгорания переходит на пожар первой стадии. Такие по­крытияхарактерны для железнодорожных депо, мастерских, скла­дов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку. Опасны перегрузки кровли людьми, рукава­ми с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению под­вижного состава осуществляются по их указанию или по согласова­нию с ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 23146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.