Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос для самоподготовки и повторение




Темы рефератов, докладов и контрольных работ

1. Моральные основы моей будущей профессии.

2. Этические основы профессиональной культуры.

3. Моральные принципы управленческой деятельности.

4. Актуальные моральные проблемы современной медицинской этики.

5. Этика делового общения.

6. Этика менеджера.

7. Основные моральные основы юридической этики.

8. Основные принципы педагогической этики.

9. Этикет в родственных отношениях.

10. Взаимосвязь манер поведения и нравственности.

11. Этикет профессиональной деятельности.

12. Ритуалы в современной жизни.

 

 

1. Охарактеризуйте объективные основы профессиональной этики.

2. Какие черты рыцарства есть актуальными для современного профессионала?

3. Какое значение имеет этикет в жизни каждого человека?

4. Охарактеризуйте моральные основы общения.

5. Дайте определение этикета и назовите его важные признаки.

6. У чем состоит специфика морали и этики медпрацівників?

7. Охарактеризуйте соотношение морали и правая.

8. Какие моральные качества в особенности значимые для юриста?

9. Охарактеризуйте моральные качества, важные для менеджера.

10. Проанализируйте типичные моральные проблемы в сфере бизнеса.

11. У чем состоят психологические аспекты профессиональной этики?

12. Визначіть основные моральные принципы семейной этики?


Короткий терминологический словарь

Абсолют – в разных религиозных и философских учениях – неоговоренное ничем, совершенное начало, первопричина бытия, в монотеистических религиях под абсолютом понимается Бог.

Абсолютизм – философский взгляд, противоположный релятивизму, согласно которому ценности имеют общий характер. Различают этический, эстетичный, познавательный абсолютизм.

Автономная этика – вид нормативной этики, которая выводит моральные принципы из внутренних законов, словно бы присущих нравственности; противопоставляется гетерономной этике, которая связывает требования нравственности с внешним источником. Идея и первое обоснование автономной этики належит И. Канту.

Авторитет (лат. autoritas – власть, влияние) – в широком значении общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, опыте, компетенции, высоком профессионализме и моральной добропорядочности. В узком значении – это властная функция, обусловленная должностью человека.

Аксиология (грец. axia – ценность и logos - учения) – теория моральных ценностей.

Альтруизм (лат. alter – другой) – категория этики для обозначения бескорыстного служения другим, готовность к самопожертвованию и самоотречению ради блага и счастья другого; наиболее полно и последовательно в человеческой жизни альтруизм зазвичай оказывается в любви родителей, в особенности в материнстве.

Аморалізм – отход от идеала и реальности.

Анимизм (лат. anima – душа, дух) – вера у существования духов, одухотворенность предметов, в наличие души у людей, рос линь, животных.

Антисфен (435 – 378 к н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Діогена, основатель школы киников. Проповедовал возвращение человека к естественному миру, необремененного социальными пороками.

Антропоморфизм (грец. antropos – человек и morphe – форма) – наделения человеческими качествами явлений природы, предметов, животных.

Апатия – (грец. apatheia – бесстрастие) – главное понятие этики стоицизма; означает душевный покой, невозмутимость, когда чувства и страсти не мешают деятельности ума.

Аристіпп (пом. после 366 к н.э.) – древнегреческий философ, основатель Кіренської школы, обосновал гедонистическую мораль.

Аристотель (394 – 322 к н.э.) – древнегреческий философ,
ученик Платона. В этике – сторонник аретологічного евдемонізму. Произведения: «Большая этика», «Поэтика», «Риторика», «Метафизика», «Политика».

Аскетизм – (грец. asketes – наученный упражнениями) – моральная установка на отречение материальных благ ради духовного самосовершенствования.

Атараксия – это обретения ясного покоя, увольнения от всех хлопот и страданий.

Ахімса – (санки.) в индуизме, буддизме, джайнизме принцип непричинения вреда живым существам.

Ацентризм в этическом смысле означает культурная среда, принципиально лишенное стержню как в общему аксіологічному плане – отсутствие универсальных ценностей, так и в специфично идеологическом смысле – собственное ціннісно – нормативное санкционирование; все предыдущие центры притягивания – национальные государства, политические партии, профессиональная карьера, традиции и обычае – теряют свой моральный авторитет, так как ни один из них не имеет приоритетного значения.

Бентам Єремія (1718 – 1832) – английский теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма. Произведения: «Вступление к основам нравственности и законодательства», «Деонтология, или наука о морали».

Библия – Святое письмо в хрисиянстві. Складывается с Старого (Вєтхого) и Нового заветов и служит основой христианского этического учения.

Бінаризм (лат. – binarius - двойной) – философская категория, какую постмодерна критика употребляет против классического типа рациональности. Это понятие в частности фиксирует двойственность семантико – аксіологічної ментальності в этике: добро – зло; любовь – ненависть; правда – несправедливость и т.п..

Біоетика – научная дисциплина, центральной проблемой которой есть отношения к жизни иd смерти, новых технологий трансплантации органов зарождения и поддержания жизнь, к евтаназії.

Благо – все, что имеет для человека положительное значение.

Благодать – в христианстве дар Бога человеку, который проявляется прежде всего в возможности спасения.

Благочестие – воплощения в жизни человека требований веры, соблюдения заповедей определенного вероучения.

Блаженство – в христианстве высочайшее счастье, которое в полной мере может быть достигнут праведниками в раю.

Бог – сверхъестественное духовное существо, творец мира, олицетворения и первоисточник истины, добрая, красоты, абсолют (в теизме). В политеизме – боги – духовные существа, которые властвуют над определенными силами и частями Вселенной.

Братская любовь – основа всех типов любви. Она предусматривает солидарность с всем человечеством и исходит из того, что человеческое единство грунтуется на идентичности человеческой сущности безотносительно к образованию, знаний, талантов и т.п..

Вежливость – это требование этикета, которое предусматривает уважение к человеческой чести иd достоинства в повседневном общении.

Вегетарианство (пізньолат. vegetarius – растительный) – учения и образ жизни, которые не допускают употребления в пищу мяса животных.

Веди – (санскр. – священное знание) – древнейшая памятка индийской литературы, совокупное название песен, торжественных гимнов, жертвенных заклинаний, предписаний, правил, богословских обучений, есхатологічних соображений.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, которая состоит в том, что человек благодаря своей автономии определяется относительно системы ценностей (идеалов, принципов) и способов их реализации в конкретных поступках и поведении.

Требование моральная – общее название для регулятивів моральных отношений: норм, идеалов, принципов, ценностей.

Ответственность – положительное моральное качество, которое состоит в сознательном отношении лица к определенным моральным нормам, принципов и ценностей и готовности их отстаивать и воплощать.

Вера – религиозная добродетель, несомненная уверенность, убежденность у чем-то.

Волюнтаризм – моральный принцип, который возражает будь – которое внешнюю обусловленность поведения, усматривая его причину в индивидуальной воле.

Воля – способность к моральному выбору и последовательному осуществлению соответствующих поступков.

Ганді Мохандас (1869 – 1948) – выдающийся индийский мыслитель и политический деятель, успешно применял в политической и освободительной борьбе этические принципы ненасильництва.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – представитель немецкой классической философии. Произведения: «Феноменология духу», «Лекции из эстетики».

Гедонизм (грец. hedone – наслаждение) – этическое учение, которое провозглашает наслаждение в качестве определяющей движущей силы человеческого поведения; цель жизни – получения наслаждения и избежания страданий.

Герменевтика (грец. hermeneutikos – объясняю) – теория, искусство интерпретации содержания основных моральных понятий, суждений, соответствующего текста вообще.

Гетерономная (грец. heteros – другой и nomos – закон) этика – этика, которая грунтуется не на собственных принципах, а на заимствованных из других наук.

Достоинство – особое моральное отношение человека к себе, что оказывается в осознании своей самоценности и морального равенства с другими людьми; отношения к человеку других людей, в котором признается ее безусловная ценность.

Глобализация – это объективный процесс закономерного объединения всех народов Земли в единую гомогенную систему «нового мирового порядка»; эта система составляет определенную обобщенную модель всего исторического опыта человечества; новейшие тенденции интеграции в современном мире.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, а их решения возможное лишь усилиями всех народов, которые заселяют Землю.

Гордость – внешнее проявление чувства собственного достоинства.

Грех – нарушения заповедей, или других религиозных законов; метафорически – плохой поступок.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – принцип этики, которая пруд и принципом морали, основой которого есть убеждения в безграничных возможностях, способности к усовершенствованию человека, требование свободы и защиты его достоинства, признания права человека на счастье, провозглашения удовлетворения его потребностей и интересов конечной целью общества.

Даосизм (кит. – школа дао) – философское учение Давнего Китая про всеобщий и невидимый закон всего существующего – дао, которому подчиняются природа, общество, поведение и мышления индивидов.

Где (кит. – добропорядочность) – понятия даосизма, комплекс свойств Дао, которые человек может постигнуть и воплотить.

Джайнизм – религиозно – философское учение, согласно которому до тех пор, пока душа «засорена» тонкой материей, она, по законам кармы, должна постоянно странствовать, приобретая новых існувань, и лишь освободившись от материи путем правильного познания и аскетизма, достигает спасения.

Девіантна поведение (от лат. «отклонения») – поведение, которое признается несоответствующей относительно норм и образцов, общепринятых в определенном социуме.

Демон – в древнегреческой мифологии олицетворения злой или доброй силы, которая может влиять на судьбу человека; в христианстве и других религиях – злой дух.

Деонтология (от грец. «надлежащее») – 1) раздел этики, которая исследует проблемы обязанности и надлежащего; 2) учения про юридические, профессиональные, моральные обязанности, правила поведения медицинского работника по отношению к больного.

Дескриптивная этика (от лат. «описание») – область этики, которое использует конкретно – социологический и исторический анализ для исследования функционирования морали в определенном социуме.

Десять заповедей, Декалог – в соответствии с Библией заповеди, данные Богом Моисею на горе Синай, религиозно – моральный кодекс, положенный в основу иудаизма и христианства.

Детерминизм – принцип, который провозглашает причинную обусловленность всего, в том числе поступков человека, его воли, противоположный индетерминизму.

Дискурс (от лат. discursus - соображения) – суждения, обусловленное предыдущими соображениями; понятие «дискурсивный» противоположное понятию «интуитивный».

Діанойя – срок древнегреческой философии, способность к мышлению. В этике Аристотеля и томизме діаноетичні добродетели – это мудрость и благоразумие.

Дидро Дені (1713 – 1784) – выдающийся французский мыслитель – энциклопедист, теоретик искусства.

Діоген Сінопський (ІУ ст. к н.э.) – представитель этической школы киников, ученик Антисфена, пропагандировал независимость от внешних влияний, приближения к природе, без жилья, без родины. Провозгласил себя гражданином мира – «космополитом».

Добро – высочайшая, абсолютная всечеловеческая ценность, причастность к которой наполняет жизнь человека смыслом, оно становится самоценным, а не служит средством для достижения других целей; представления о добре находится в органической взаимосвязи с идеалом общества и личности.

Добро и зло – наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, которые характеризуют положительные и отрицательные моральные и моральные сне ценности.

Дхарма (санскр.) – 1) в этике индуизма - обязанность; 2) в буддизме – закон, открытый и провозглашенный Буддой, а также найдрібніша долька (атом) Вселенной.

Евдемонізм (грец. eudemonia – блаженство) – способ обоснования морали, толкования ее природы и назначение, за которого достижения счастья считается главной целью жизни и основой моральных поступков.

Евтаназія – приведения безнадежно больного к смерти.

Евтимія – благое состояние души, которая не сводится лишь к удовлетворению, хотя и содержит его.

Эгоизм – этическое понятие, которое отображает ценностную ориентацию человека на приоритет личного интереса; противоположный эгоизму.

Экзистенциализм (лат. existentia – существование) - субъективистское учение, основной задачей которого есть установления содержания человеческого существования, непосредственно данного индивиду как его переживания своего «бытие – в – мире», через которое открывается бытие мира.

Эклектизм (от грец. «выбран») – механистическое объединение элементов разных стилей и систем.

Экологическая этика – учения про моральное отношение к природе иd всего живого, которое в том числе предусматривает ограничения прав и потребностей человека.

Емпатія – это способность поставить себя на место и у положение другого человека.

Епіктет (бл. 50 – 138) – древнегреческий философ – стоик, бывший раб, отстаивал свободу воли как ведущую добродетель человека.

Епікур (341 – 270 к н.э.) – древнегреческий философ, приверженец евдемонізму, наслаждение понимал как страдание. Произведения: «Письмо к Менекея», «Главные мысли».

Ескапізм (от англ. «убегать, спасаться») – стремления человека спрятаться от реальной действительности в мире иллюзий и фантазий.

Этика (от грец. ethos – обычай, правило, образец) – философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновения, развитие, структуру, функции морали, его проявления в разнообразных сферах деятельности.

Эсхатология (грец. eschatos – последний, крайний и logos слово,учения) – религиозное учение о конечной судьбе мира и человека.

Этика бизнеса – область этического знания, предметом которой есть взаимосвязь целей и средств предпринимательской деятельности, исследования моральных аспектов законодательства относительно бизнеса, а также влияния бізнесової деятельности на мораль субъекта бизнеса, общества, человечества вообще.

Этика медпрацівників – область этической науки, которая исследует объективные основы, сущность, специфику, структуру и основные функции морали работников медицинской сферы деятельности.

Этикет (от франц. еtiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений (формы приветствия, манеры, стиль одежды и т.п.).

Этическое образование – процесс інтеріоризації человеком этической теории в личностные знания и убеждение.

Етологія – наука, которая исследует поведение животных.

Евгеника (от грец. – «доброго рода») – теория наследственности человека, путей улучшения здоровья; используется в обосновании расизма.

Єпітимія (от грец. «наказание») – (христ.) церковное наказание за совершенный грех.

Заповедь – повеления, которые належит авторитетному лицу или приписывается ей.

Обычай – вид общественной дисциплины, которая исторически (и стихийно) сложилась и распространилась в обществе или коллективе; общий, обычный стиль действий и поступков, какого должны придерживаться индивиды, группы, общество вообще.

Преступление – общественно опасное действие, за которое законом установлена уголовная ответственность. Метафорически употребляется понятия «моральное преступление».

Знак – материальный объект, который воспринимается как носитель определенного смысла, значения, информации.

«Золотое правило» - известный из времен античности принцип поведения, которое отображает предписание действовать по отношению к другому так, как хотелось бы, чтобы они совершали по отношению к тебе.

Идеал (от грец. «первообраз») – представления о высочайшем совершенстве, образце, конечном целевом ориентире. Вирізняють этические, эстетичные и прочие идеалы.

Идеализм – направление в философии, которая признает первичность идеи, духу.

Императивность – понятия, которые фиксирует принудительный характер моральных требований. И. Кант выделяет две разновидности императивов: гипотетический, что имеет силу лишь при определенных условиях, и категоричный императив – безусловный принцип надлежащего поведения.

Индетерминизм – противоположный детерминизма принцип, который возражает все всеобщность причинной обусловленности в мире, в частности человек наделяется свободой и свободой воли.

Индивидуализм – принцип отношения лица к себе и других в форме самоутверждения через противопоставление себя другим.

Индульгенция (лат. «милость») – в средневековом католицизме грамота об отпущение грехов, выданная Папой Римским.

Инициация (посвящения) – передача племенных норм жизни поколению, которое достигло совершеннолетия.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – особый психический состав человека, которая проявляет черты, присущий более раннему возрасту: эмоциональную недоразвитость, непостоянство, незрелость суждений, зависимость от других.

Камю Альбер (1913 – 1960) – выдающийся французский писатель, мыслитель – экзистенциалист, теоретик искусства. Произведения: «Миф о Сизифе», «Мятежный человек».

Кант Іммануїл (1724 – 1804) – выдающийся немецкий философ, творец трансцендентальных этики и естетики. Приверженец этического формализма, основатель теории автономной морали, сформулировал «категоричный императив» - моральный принцип надлежащего поведения. Произведения: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического ума», «Критика способности суждения».

Карма – (санскр.) в индуизме и буддизме действия,которые вызовут следствия, а также закон причин и следствий или воздіяння.

Катарсис (грец. «очищения») – срок древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетичного переживания, связанный с пифагорийской практикой применения музыки для очищения души от страстей. Психологическое состояние, вследствие которого противоречивые, временами трудные, мучительные переживания будто находят релаксацию и исчезают; религиозные чувства, которыми пронимаются верующие во время службы Божьей, за своим психологическим содержанием и динамикой весьма подобные к эстетичному катарсису.

Категории (от грец. kategoria – утверждения) – это форма осознания в понятиях общих способов отношения человека к миру; категории отображают общие и важные свойства и закономерности природы, общественного отношения и мышление.

Раскаяния – обусловленный работой совести акт глубокого просмотра личностью основ собственного поведения.

Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в ХУІІ – ХУІІІ ст., который требовал созерцательности в отношении к добрая и злая как к проявлениям воли Бога.

Коллективизм – слаженная жизнь человека со миром и членов сообщества между собою. Утверждается путем направления деятельности отдельного человека на общий (общественный) интерес.

Культурный релятивизм – означает возражения того, что будь – что народ (в особенности свой) единый владеет истиной.

Консеквенціональна этика (від.лат. «следствия») – этические теории, в которых моральное значение поступков определяется в зависимости от следствий, к которых они приводят. Разновидностями этой этики есть: утилитаризм, гедонизм, евдемонізм и т.п..

Конфликт моральный – ситуация морального выбора, в которой нормы или ценности, которые побуждают к избранию определенной альтернативы, вступают у противоречие с нормами и принципами, которые связанные с другой альтернативой.

Конформизм (от лат.conformis – соответствующий) – приспособленческое принятие готовых стереотипов поведения, безоговорочное признание существующих порядков, норм, правил, преклонения перед авторитетами.

Конфуциантство (кит. – школа ученых – книгочеев) – етико – политическое учение, в котором центральное место сели вопрос моральной природы человека, жизнь семьи и управления государством.

Коран (араб. – «чтения») – священная книга в исламе, переданная Аллахом Мухаммеду через откровение, основа этики ислама.

Кордоцентризм (грец. kardia – сердце) – присущий ментальному сознанию украинцев стремления связать ентузіастичні установки человека с его чувствительной сферой, охватить в ограниченному безграничное, относительному – абсолютное.

Лао Цзи (УІ – В ст. к н.э.) – давньокитайський философ, основатель даосизма. Нему приписывается авторство «Дао где цен», основой философского, религиозного и этического текста даосизма.

Легізм (лат.legis – закон) – давньокитайське етико – политическое учение, согласно которому управления человеком, обществом и государством необхідног осуществлять на основе строгих законов, а не норм морали.

Врачебная этика – сфера этического знания, предметом которой есть исследования принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья.

Локаята (санскр. Лока – направленный только на этот мир) – давньоіндійська система материализма, что объясняла мир взаимодействием четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), провозглашала материальный мир единой реальностью, а целью человеческого существования – наслаждения.

Магия (грец. mageia – гадание) – совокупность представлений и обрядов, основанных на вере в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное (фетишей, духов) благодаря колдовскым действам.

Макіавеллі Николо (1469 – 1527) – выдающийся итальянский философ и политический деятель. В работе «Володар» обосновал специфичность морали в сфере политики.

Манеры (от франц. мaniere) – способ обращения, стиль языка, его интонация, тон, мимика, жесты, походка, сдержанность, уважение, чуткость; манеры регулируются этикетом.

Маркс Карл (1818 – 1883) – выдающийся немецкий мыслитель, идеолог коммунистического движения, отстаивал социальную природу человека, исторический характер морали и эстетичных ценностей. Произведения: «Капитал», «Немецкая идеология».

Материнская любовь – есть безусловной самоотверженностью у имени ребенка и его благосостояния.

Материализм (лат. – вещественный) – направление в философии, которая исходит из того, что бытие есть первичным, а сознание, мышления – вторичным, производным, что мир есть материальным и познанным.

Материя -объективная реальность, которая существует независимо от сознания.

Метаетика – философская теория морали, которая старается осмыслить сферу этического, грунтуясь на основах, нейтральных относительно будь – что моральных и моральнісних убеждений и принципов. Метаетика противопоставляется нормативной этике.

Милосердие – категория этики, в которой отображается сочувственная и действенная любовь, которая оказывается в готовности помогать каждому, кто требует помощи безотносительно к тому, есть ли этот человек близкой, знакомой ли целиком посторонней; в конечном счете, милосердие распространяется на всех людей, на все живые создания.

Милицейская деонтология – раздел этики, которая рассматривает проблему обязанности работников органов внутренних дел, сферу моральных требований к них.

Миф (грец. mythos – рассказ, пересказ) – наивно – символическое представление людей о мире.

Язык этики – дискурсивный (логический, розсудковий) средство интерпретации языка морали, благодаря которому в процессе выяснения содержания сроков и высказываний морали происходит постижения природы, сущности и проявлений морали.

Язык морали – средство передачи людьми своей моральной позиции, выраженной в оцінно – нормативных высказываниях, которые имеют недискурсивный, т.е интуитивный характер.

Моїзм – философское учение, которое проповедовало общую любовь как непременное условие преодоления разногласий между людьми.

Мокша – (санкскр.) реализация, спасения, духовное увольнение.

Мораль (лат. – обычай, воля, закон, свойство) – система взглядов, представлений, норм, оценок, которая отображает реально имеющееся и желательное в отношениях из позиций интересов общества и человечества.

Нравственность – способ организации человеческой жизнедеятельности, средство его нормального осуществления, то есть в формах человечности.

Моральное требование – простейший элемент моральных отношений индивидов, которые подчиняются разным формам повинности.

Моральная ответственность – характеристика личности с точки зрения выполнения ею моральных требований.

Моральная деятельность – особая сфера деятельности, которая имеет предметно – содержательную определенность и специфику, подобно к производственной, научной, художественной.

Моральная норма – в одинаковой мере адресованное всем людям повеление, которое следует неуклонно выполнять за будь – которое ситуации; проявление морали как формы общественного сознания.

Моральная практика – сфера индивидуально – массовых проявлений поведения, отношений, деятельности, ориентированных на высочайшие, универсальные всечеловеческие ценности.

Моральная самооценка – результат морального оценивания человеком своих поступков, их мотивов и моральных качеств.

Моральное сознание – выражения идеального надлежащего, на которое следует ориентироваться.

Моральное понуждение – чувствительная форма, в которой оказываются мотив и намерение к осуществлению соответствующего поступка.

Моральная справедливость – соотношения нескольких явлений с точки зрения распределения блага и злая между людьми.

Моральное качество – относительно стойкие признаки поведения человека, которые оказываются в однотипных поступках, которые отвечают критериям добра (добродетели, добропорядочности) ли противоречат им (моральные недостатки, пороки).

Моральное правило – императивное положение, которым руководствуются в сожительстве, работы, поведению.

Моральное воспитание – введения субъекта жизненности в поле человеческих отношений, то есть поле создания духовных связей, создания нравственности в моральнісних взаимодействиях общения.

Моральный выбор – акт моральной деятельности, которая состоит в том, что человек, проявляя свою суверенность, самоопределяется относительно системы ценностей и способов их реализации в линии поведения или отдельных поступков.

Моральный поступок – добровольное действие, которое объективно отвечает моральному требованию.

Моральный идеал – категория этики, которая отображает высочайшие моральные требования, образцы наиболее ценных и совершенных моральных ориентиров и примеров для наследования.

Моральный кодекс – систематизированные сведения моральных норм и правил, которые рекомендуют тот или другой способ морального поведения людей в условиях определенной профессиональной деятельности.

Моральный мотив – внутренняя, субъективно – личностное понуждение к действию, заинтересованность в ее реализации и ориентации на моральные поступки.

Моральное намерение – решения человека сделать соответствующее моральное действие и достичь ожидаемого результата.

Моральный самоконтроль – сущность и механизм самостоятельного регулирования личностью своего поведения, его мотивов и понуждений.

Моральный стыд – волнение, смущения за недостойное поведение.

Моральные отношения – ценностные смысловые аспекты всего общественного отношения, ориентированные на высочайшие всечеловеческие ценности.

Надлежащее – категория этики для обозначения нормативных установок морального сознания.

Намерение – замысел, желания сделать что – небудь, есть объектом моральной оценки.

Неопозитивизм – современное философское направление, в центре которого находятся рожденные развитием современной науки актуальные філософсько – методологические проблемы: роль знаково – символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки; природа и функции математизации и формализации знания и т.п..

Нирвана – (санскр.) конечная цель буддийской практики, выход из сансари, состояние полного отсутствия желаний и жажды жизни.

Ніцше Фридрих (1844 – 1900) – выдающийся немецкий философ, представитель имморализма, теоретик искусства. Основные работы, посвященные этике и эстетике: «По ту сторону добрая и злая», «Рождения трагедии из духу музыки».

Новый завет – вторая часть Библии, состоит из 4 – х «Евангелий», «Действий апостолов», «Посланий апостолов» и «Откровения Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Упорядоченный в ІУ ст. Содержит основы христианской морали.

Номадологія (от nomad – кочевник) – это фундаментальная для постмодернизма установка на отказ от жестокой структурной организации бытия.

Нонконформизм (лат. – неподобный, иной) – срок сначала церковного содержания, означал сектантов – раскольников. Сегодня под этим сроком понимают инакомыслие и дисиденство. Для Н. к. характерное критическое непринятие господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массового сознания, традиций, авторитетов, принципов, установок и официальных пропагандистских клише.

Нормативная этика – область этики, в которой обосновываются определенные моральные принципы и нормы и формулируются предписания морального поведения.

Обязанность – моральная задача, которая внутренне воспринимается индивидом как необходимость воплощения определенных этических норм, принципов и идеалов.

Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) – мировосприятия, пронизанное жизнерадостностью, верой в будущее.

Оценка моральная – установления соответствия поступков определенным принципам и нормам морали.

Парадигма (от грец. paradeigma – образец, пример) – эталон для решения конкретных задач науки; есть меркой, с помощью которой выбираются, оцениваются и исследуются факты, идеи, теории; парадигма – это идеология конкретной области научного исследования; будь – что теория развивается в границах определенной парадигмы.

Паралогизм (грец. paralogismos – ошибочное умозаключение) – непреднамеренно неправильно построенное соображение.

Патернализм (лат. paternus – родительский) – система моральных норм, которая предусматривает покровительство, опекунство и соответствующие ожидания относительно поведения людей разных социальных положений.

Педагогическая этика – наука о моральной ценности отношений, выработанных в навчально – воспитательной деятельности.

Пессимизм (лат. pessimus – наиболее плохой) – пронизанное унынием, отчаянием мироощущения; взгляд, согласно которому в мире преобладает зло, а потому человек обреченная на страдание ныне и в будущем.

Плотін (204/205 – 270) – выдающийся философ – неоплатонік. Душа, стремя к первоисточнику – Единого, может воспринимать мир как его эманацию (восхождения) – на этом грунтуются этические и эстетичные взгляды философа, изложенные в «Еннеадах».

Плюрализм национальный – оказывается в признании равноценными всех народов и этносов, современный мир рассматривается как многонациональное и поле этническое образование.

Уважение – категория этики для обозначения практического признания гідноті личности; уважение есть одной из важных моральных требований, которые относятся в околице общения; она предусматривает признания достоинства в действиях, мотивах міжсуб’єктного общения, а также относительно социальных условий.

Поведение – совокупность всех (в отличие от деятельности) поступков человека, которые осмысливаются в определенной последовательности и системности.

Покаяния – в православии и католицизме таинство, которое состоит в откровенном раскаянии человека в грехах, во время исповеди и в отпущении ей грехов Христосом через священника.

Постмодернизм – это философская категория для определения философского направления, которое содержательно и аксіологічно отмежевывается не только от классической, но и от неклассической традиции и определяет себя как постнеокласична философия.

Праведность – религиозная добродетель, святость жизни, безгрешность.

Прагматизм (лат. pragma – дело, действие) – философское течение,
которое, игнорируя объективную основу понятий, идей, теорий, норм, оценивает их, принимая во внимание лишь их практическую эффективность.

Презумпция (лат. praesumptio – предусматриваю, угадываю) невинуватості – демократический правовой принцип судопроизводства, согласно которому подозреваемая или обвиняемая в совершении преступления лицо считается невиноватой до тех пор, пока ее вина не доказана в предусмотренному законом порядке.

Принцип (лат. principium – начало, основа) – основа определенной совокупности (ли всех) фактов или определенной (ли будь – которой) системы знаний.

Принципы этики – система понятий, которые отображают исходные, основоположные основы осуществления человеческой жизненности, пути и средства создания человечности жизнь в единства телесной и духовной, чувствительной и рациональной природы человека.

Прогресс (лат. progressus – движение вперед, успех) морали -процесс становления человеческого в человеке, формирования гуманистических отношений между людьми.

Провиденциализм (лат. providential – предусмотрения, провидения) – понимания причин общественных событий как проявления воли Бога.

Профессиональная этика – есть теорией профессиональной морали, она есть интеллектуальной рефлексией относительно проблем этой морали в той или другой сфере трудовой деятельности. Принципы этики есть также определенными парадигмами, или образцами, которые определяют особенности поведения людей во время выполнения профессиональных обязанностей.

Психоанализ – авангардная теория, сосредоточенная на исследовании психического несознательного (несознательных психологических процессов и мотиваций).

Пуризм – направление в искусстве, которое отводит центральное место стремлению чистоты и суровости обычаев.

Рай – в разных религиях место посмертного блаженного пребывания праведников.

Рамакрішна (Гададхар Чаттерджі) (1834 – 1886) – выдающийся индийский мыслитель – подвижник. Его синкретическое религиозно – этическое учение провозглашало необходимость служения Богу, мира и ближнему.

Реализм – направление в искусстве, основным принципом которого провозглашается правдивое воспроизведение действительности.

Редукціонізм (лат. reduktio – возвращения, восстановления) в этике – сведения высшего (моральных отношений между людьми) к низшего (поведения животных).

Релятивизм – философский взгляд, согласно которому ценности (например, этические или эстетичные) имеют относительный характер. Противоположный абсолютизму.

Репутация (от лат. reputation – соображения) – мысль про моральное лицо конкретного человека, что сложилось у его окружение. Эта мысль грунтуется на моральной оценке деятельности, поведения и поступков человека и находит выражение в признании ее заслуг и авторитета в коллективе.

Рефлексия (лат.reflexio – выгон, отображения) – осмысления человеком собственных действий и их закономерностей, самопознание, которое раскрывает духовный мир человека; в психологии – самоанализ, раздумья человека (временами чрезмерные) про собственное душевное состояние.

Ригоризм (от лат. «твердость», «суровость») – педантическое, мелочное соблюдение определенных принципов, разновидность этического формализма.

Ритуал (ritus – священный обряд) – представляет собой обрядовые церемонии демонстративного характера, которые осуществляют в торжественных обстоятельствах (брак, крещения, конфирмация, присяга и т.п.); цель ритуала – вызвать у людей конкретные чувства.

Самообладание – одно из проявлений самоконтроля, который состоит в способности человека, контролируя свои чувства, направлять деятельность на решение сознательно поставленных моральных задач.

Самооценка – оценка лицом самой себя, своих возможностей и моральных качеств.

Самоуважение – это понятия, которое отображает в своем содержании удовлетворения человека собою и положительное отношение к себе; в зависимости от того, идется ли про общую моральную оценку личности, отдельных ли его ролей или идентичности, различают общую и специфическую (например, учебную, профессиональную) самоуважение; в психологическом значении самоуважение и осознания собственного достоинства – это личностное ценностное суждение, которое отображает согласованность реального и идеального «Я» человека.

Свобода – способность человека действовать соответственно своим интересам иd целей, учитывая знание законов объективной необходимости.

Святые – в христианстве и исламе праведники, каким дарованное вечное блаженство.

Святость – в христианстве и исламе вольность от власти греха и відзначеність божественной благодатью.

Символизм – направление в искусстве конца ХІХ – начала ХХ ст., что был связан с идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о два мира – мысленный мир повседневной реальности и трансцендентный мир настоящих ценностей; провозглашал главным художественным средством символ как выражения непостижимой сути предметов и явлений.

Скептицизм (грец. skeptikos – недоверчивый) – античное философское учение, которое возражало возможность достоверного знания и рациональное обоснование норм поведения.

Сковорода Григорий (1722 – 1794) – выдающийся украинский философ. Отстаивал идее добра и красоты, необходимости самопознания, «сродної работы», символічності искусства. Произведения: «Кольцо. Дружеская речь о душевном покое», «Симфония, нареченная Книга Асхань о познание самого себя».

Скрижали – в соответствии с Библией каменные плиты, на которые были выбитые заповеди, полученные Моисеем от Бога на горе Синай.

Смысл (смысл) жизнь – морально – мировоззренческое представление человека, за которым она сопоставляет себя и свои поступки с высочайшими ценностями, идеалом, оправдывается перед собою и другими.

Снобизм (от англ. – snob) – характеризует поведение человека, которая старается придерживаться манер, вкусов, модных тенденций так называемого «высшего мира».

Совесть (совесть) – этическая категория морального самосознания, которое характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и делать самооценку собственных поступков.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – выдающийся русский мыслитель, основатель философии Всеединства. Произведения: «Смысл любви», «Оправдания добрая», Красота в природе».

Стыди – категория этики для определенияощущения вины перед людьми, как правило, сопровождается волнением.

Сотеріологія - (грец.) учення о спасение,часть богословия в разных религиях.

Социалистический реализм – направление в советском искусстве, которое ставило цель правдивое и исторически конкретное изображения действительности в соединении с задачей идейной переработки трудящихся в духе соціалізмц.

Софизм (грец. sophisma – суждения, придуманное хитро, умно) – соображения, которые кажется правильным, тем не менее в нем нарочно допущенная логическая ошибка для предоставления видимости истинности ошибочному утверждению.

Спасения – понятия религиозной этики, в большинства религий – вольность от греха и достижение высшего блаженства.

Сочувствия – категория этики, которая характеризует понимания чувств и мыслей другого человека, предоставления моральной поддержки его стремлениям и готовность оказывать содействие их осуществлению; именно в сочувствии наиболее полно и последовательно реализуется заповедь: «Любы ближнего твоего, как себя самого» (Матей 22:39).

Общения – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и привычками, а также результатами деятельности; общения представляет собой одну из необходимых предпосылок функционирования общества и личности.

Исповедь – признания верующего в своих греховных действиях и промыслах. В православии и католицизме исповедь осуществляется перед священником в таинстве покаяния.

Соблазн – понятия религиозной этики, испытания, в котором проявляются праведные или греховные свойства души человека.

Справедливость – категория, которая используется в этике, правые, общественных науках для обозначения надлежащего в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов. Также – положительное моральное качество, которое выступает внутренним критерием справедливости социальной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.