Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению




Методические рекомендации к выполнению

ТЕМА 48. Научное познание

1. Наука как социальный институт.

2. Уровни научного познания. Методы научного познания. Критерии научности.

3. Сциентизм и антисциентизм.

 

 

Наука представляет собой особый вид человеческой деятельности, где целью и результатом является система объективных знаний о мире и о путях его преобразования. Это особая форма интеллектуального труда, нацеленная на получе­ние объективного знания. Научное познание является одновременно абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим знанием, которое осуществляется при помощи специальных методов. Проанализировав эмпирический и теоретический уровни методы научного познания, следует рассмотреть такое понятие, как научная картина мира, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках.

Особое внимание следует уделить проблемам научно-технического прогресса, подчеркнуть неоднозначную роль сциентизма и антисциентизма. Рассмотрев философские проблемы научного познания, необходимо обозначить специфику познания социальных явлений, которые не вписываются в строгие рамки научного предвидения. В своей работе Вам необходимо проанализировать сложные понятия, относящиеся к проблеме научно-технического прогресса, указав на сложный противоречивый характер данного явления. В завершении темы необходимо указать на взаимосвязь научного по­знания с нравственно-этическими аспектами человеческой деятельности.

 

Антисциентизм – противоположное сциентизму учение, настаивающее на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в отдельных случаях оценивающее науку как силу враждебную подлинной сущности человека.

Наука - особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

Научно-техническая революция – коренное изменение производства в результате превращения науки в ведущий фактор развития производства.

Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих значительное конкретное научное исследование

Сциентизм – философская концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры и в идейной жизни общества.

 

Основная литература:

1. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.

2. Вернадский, В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В.Н. Вернадский.- М.: Наука, 1978.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и француз.- М.: Прогресс, 1990.

4. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая В.А. Лекторский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256с.

5. Малкей, М. Наука и социология знания / М. Малкей. - М.: Прогресс, 1983.

6. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л. Никифоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

7. Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки / А.П. Огурцов.- М.: Наука, 1988.

8. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983.

9. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Гардарика, 1996.

10. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Изд. АСТ, 2001.

11. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. - М.,1985.

12. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991.

13. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Файерабенд - М.: Прогресс, 1986

14. Философия и методология науки. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.