Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методология и логика научных исследований




МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 2

Есть только одно благо — знание

и только одно зло — невежество.

Сократ

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой со­вокупность системных методов и средств, направленных на реше­ние сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

» учение об исходных основах (принципах) познания;

• учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оце­ниваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро­воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разра­ботки нового, еще более эффективного направления дальнейшего 'исследования.

Главной задачей методологии научного познания является со­здание современного синтеза всех накопленных научных знаний,

что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие ме­тодов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм позна­ния, методы анализа и построения различных систем знания, по­этому в методологии научного исследования выделяются динамичес­кий и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентиро­ванную на поиск нового знания, а статический — методологию струк­туры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

· методологию как науку о всеобщем методе исследования (об­щефилософская);

· методологию как науку об общенаучных методах исследова­ния (общенаучная);

· методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познава­тельной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концеп­циями и системами научного знания, которые в силу универсаль­ности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.\

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет мето­дологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования — это са­мая общая форма организации научного знания (научно-познава­тельной деятельности), содержащая в себе принципы построения

научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны при-

ложения методологии в научном исследовании:

· постановка проблемы;

· построение предмета исследования;

· создание научной теории;

· проверка истинности теории путем обращения к практике;

· использование данной теории для создания других теорий;

· интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логи­кой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным эле­ментом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует опреде­ленной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономер­ностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

• быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;

• быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;

• быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо­стью должна быть признана истинной.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основ­ные задачи логики научных исследований:

· выявление условий достижения истинных знаний;

· изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

· выработка логического аппарата и правильного метода по­знания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

* интуитивное — характеризуется быстротой протекания, от­сутствием четко выраженных этапов, минимальной осознан­ностью; * логическое (аналитическое) — связано с анализом действий; * практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов; * теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.  

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в про­цессе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отно­шений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универ­сальность их вытекает из самого существа мышления. Это следую­щие законы:

• закон тождества;

• закон противоречия;

• закон исключенного третьего;

• закон достаточного основания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.