Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальный блок— это те факторы, которые связаны непосредственно с речью (аргументация, критика, структуризация текста, словесное выражение материала и тому подобное)




Невербальный блок— это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связанные с текстами (позы, жесты, мимика, язык пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное).

Вербальный блок— это те факторы, которые связаны непосредственно с речью (аргументация, критика, структуризация текста, словесное выражение материала и тому подобное).

 

Разнообразные приемы вербального влияния на аудиторию рассматривались в предыдущих разделах риторики.

На этапе произнесения речи именно невербальные приемы влияния оратора на аудиторию играют чрезвычайно важную роль.

Вербальный блок реализует в вещание то, что хочет сказать человек, а невербальный — те мотивы, которые находятся в несознательном. Наверно у каждого человека были в жизни такие ситуации, когда во время общения собеседник предлагал возможно что-то выгодное, но он говорит неискренно. По большей части в таких случаях апеллируют к интуиции или «шестому чувству», которые позволили обнаружить неправдивость собеседника. Скорее всего, эта неправдивость была «прочитана» по невербальным знакам. Люди способны больше доверять этим компонентам, потому что их трудно проконтролировать.

Знаки невербальиого общения разнообразны. Они включают:

• язык жестов и поз;

• язык мимики;

• парасловесные характеристики;

• язык пространства;

• язык одежды и язык цветов и тому подобное.

Почти все эти языки имеют национальную специфику, они отличаются в разных культурах. Поэтому не следует увлекаться однозначной трактовкой отдельных невербальных сигналов. Следует рассматривать их во всей совокупности, вместе с текстом речи.

Знаки невербальиого общения на сегодняшний день являются предметом изучения такой междисциплинарной науки, как невербальная семиотика.

Паралингвистика — наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.

Кинесика — наука о жестах и жестах движения,.

Окулесика— наука о языке глаз и визуальном поведении людей в процессе общения.

Аускультация — наука о слуховом восприятии звуков

Гаптика — наука о языке доторкань и тактильную коммуникацию.

Гастика — наука о знаковых и коммуникативных функциях еды и напоил, о принятии еды, о культурных и коммуникативных функциях угощения.

Ольфакция — наука о языке запахов, смыслах, которые передают с помощью запахов, и о роли запахов в коммуникации.

Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.

Хронемика — наука о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях.

Системология — наука о системах объектов, которыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации.

На современном этапе эти науки находятся на разных ступенях развития. Основными считают паралінгвістику и кинесику. Наименее разработанными остаются аускультация, гастика, ольфакція, хронемика и системологія.

На какие же характеристики невербальиого общения оратору нужно обратить особенное внимание? В первую очередь нужно отметить, что большое значение для успешного выступления перед аудиторией имеет первое впечатление. Установлено, например, что во время лекции изменения в оценке лектора составляют лишь А—6%, при этом за фактором «доверия» — не больше 1%. Первое впечатление является сильным, ярким, таким, что хорошо запоминается, то есть чрезвычайно стойким. Если в дальнейшем его нужно корректировать, изменять, то это будет требовать от оратора значительных усилий. Вспомним поговорку: «Не будет второго шанса создать первое впечатление». Основой формирования в аудитории первого впечатления об ораторе является зрительный образ. Наведем уже классическую статистику относительно каналов получения информации при первой встрече:

• 55% информации определяется тем, что люди видят при первой встрече (в первую очередь языком жестов и поз);

• 38% информации определяется тем, что люди слышат (парамо-вленнєвими характеристиками);

• 7% іифомації определяется тем, что люди говорят (собственно текстами собеседников).

Относительно специфики поведения оратора в аудитории в пределах риторики предлагают несколько основных советов.

Во-первых, что касается языка жестов и поз, то оратору стоит выступать стоя и использовать жесты открытости (жесты раскрытыми руками по направлению к слушателям; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная но др.). Они воспринимаются аудиторией (по большей части подсознательно) как такие, которые свидетельствуют о намерении общаться. Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания

«Магическое число», или число Миллера (7 ± 2) характеризует объем оперативной памяти человека.

Именно такое количество разных структурных единиц информации эффективнее способная схватить и сохранить оперативная память. На уровне речи «магическое число» означает оптимальное количество разных (значимых, а не вспомогательных) слов в предложении.

Даже в письменных текстах на сегодняшний день преимущество отдается «телеграфному стилю», поскольку установлено, что лучше всего воспринимаются фразы с 10—13 слов, а фразы, которые состоят больше чем из 30 слов, практически не воспринимаются.

Таким образом, четкость структуры, ясность и сжатость изложения, образность языковых конструкций способствуют лучшему запоминанию речи самим оратором на этапе подготовки. А на этапе произнесения эти компоненты способствуют лучшему усвоению речи аудиторией.

 

7.2.Невербальні средства оратора

Большинство теоретиков ораторского искусства считают важнейшим именно пятый этап риторической деятельности — произнесение речи. Действительно, блестящее произнесение может спасти рядовую речь, а плохое — испортить замечательную. На этом этапе оратор должен как можно лучше представить аудитории результат своей работы, выполненной на предыдущих этапах. Человек может очень хорошо писать разнообразные тексты, но совсем не уметь подавать их слушателям.

Процесс произнесения определяет то, удастся ли оратору в конечном итоге повлиять на аудиторию. Здесь нужно учитывать особенности восприятия как речи оратора, так и его самого. Аудитория воспринимает выступление не только из-за того, что говорит оратор, но по большей части и через то, как он говорит.

Вообще в коммуникации выделяют два блока:

• вербальный;

• невербальный.

 

 

Разнообразные приемы вербального влияния на аудиторию рассматривались в предыдущих разделах риторики.

Невербальный блок— это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связанные с текстами [позы, жесты, мимика, язык пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное).

На этапе произнесения речи именно невербальные приемы влияния оратора на аудиторию играют чрезвычайно важную роль.

В последнее время появились очень много работ, посвященных невербальному общению. Это связано с осознанием проблемы соотношения знаковых систем сознательного и несознательного в процессах коммуникации. Вербальный блок реализует в вещание то, которое хочет сказать человек, а невербальный — те мотивы, которые находятся в несознательном. Наверно у каждого человека были в жизни такие ситуации, когда во время общения собеседник предлагал возможно что-то выгодное, но человек не очень задумывался над этим, поскольку ей казалось, что здесь что-то не так (он говорит неискренно, пагано к ней относится и тому подобное). По большей части в таких случаях апеллируют к интуиции или «шестому чувству», которые позволили обнаружить неправдивость собеседника. Скорее всего, эта неправдивость была «прочитана» по невербальным знакам. Люди способны больше доверять этим компонентам, потому что их трудно проконтролировать.

Знаки невербальиого общения разнообразны. Они включают:

• язык жестов и поз;

• язык мимики;

• парамовленнсві характеристики;

• язык просторный;

• язык одежды и язык цветов и тому подобное.

Почти все эти языки имеют национальную специфику, они отличаются в разных культурах. Поэтому не следует увлекаться однозначной трактовкой отдельных невербальных сигналов. Следует рассматривать их во всей совокупности, вместе с текстом речи.

Знаки невербальиого общения на сегодняшний день являются предметом изучения такой междисциплинарной науки, как неива-льна семиотика. Грамм. Есть. Крейдлин, например, называет такие наиболее значительные отдельные науки, которые входят в невербальную семиотику:

Паралингвистика — наука о звуковых кодов невербальной коммуникации.

Кинесика — наука о жестах и жесту движения, о жесту процессы и жесту системы.

Окулесика— наука о языке глаз и визуальном поведении людей в процессе общения.

Аускультация — наука о слуховом восприятии звуков и аудіа-льпу поведении людей в процессе коммуникации.

Гаптика — наука о языке доторкань и тактильную коммуникацию.

Гастика — наука о знаковых и коммуникативных функциях еды и напоил, о принятии еды, о культурных и коммуникативных функциях угощения.

Ольфакция — наука о языке запахов, смыслах, которые передают с помощью запахов, и о роли запахов в коммуникации.

Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.

Хронемика — наука о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях.

Системология — наука о системах объектов, которыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации.

На современном этапе эти науки находятся на разных ступенях развития. Основными считают паралінгвістику и кинесику. Наименее разработанными остаются аускультация, гастика, ольфакція, хронемика и системологія.

На какие же характеристики невербальиого общения оратору нужно обратить особенное внимание? В первую очередь нужно отметить, что большое значение для успешного выступления перед аудиторией имеет первое впечатление. Установлено, например, что во время лекции изменения в оценке лектора составляют лишь А—6%, при этом за фактором «доверия» — не больше 1%. Первое впечатление является сильным, ярким, таким, что хорошо запоминается, то есть чрезвычайно стойким. Если в дальнейшем его нужно корректировать, изменять, то это будет требовать от оратора значительных усилий. Вспомним поговорку: «Не будет второго шанса создать первое впечатление». Основой формирования в аудитории первого впечатления об ораторе является зрительный образ. Наведем уже классическую статистику относительно каналов получения информации при первой встрече:

• 55% информации определяется тем, что люди видят при первой встрече (в первую очередь языком жестов и поз);

• 38% информации определяется тем, что люди слышат (парамо-вленнєвими характеристиками);

• 7% іифомації определяется тем, что люди говорят (собственно текстами собеседников).

Относительно специфики поведения оратора в аудитории в пределах риторики предлагают несколько основных советов.

Во-первых, что касается языка жестов и поз, то оратору стоит выступать стоя и использовать жесты открытости (жесты раскрытыми руками по направлению к слушателям; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная но др.). Они воспринимаются аудиторией (по большей части подсознательно) как такие, которые свидетельствуют о намерении общаться. Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания общение, но и агрессии (сжаты кулаки, скрещенные руки, скрещенные ноги и тому подобное). Оратор повинен также помнить о так называемых жестах-поплавки, которые являются выражением нервотрепки, неуверенности в себе, волнениях: ручка в руках, папка, листы бумаги, особенно, когда с ними делают какие-то манипуляции; частое покручування очков, волос, обручальных колец, цепочек, часов, воротничков, галстуков и тому подобное. Аудитория положительно воспринимает уверенного в себе оратора, потому таких жестов тоже следует избегать.

В целом жесты выполняют разные функции в процессе общения. Одной из них как раз является риторическая функция. В таких случаях по большей части значение определенных жестов может быть охарактеризовано в терминах риторических фигур. Г. Е. Крейдлин по этому поводу пишет:

«При применении риторических жестов акцент из слова переносится на визуальный образ, который это слово порождает; слова должны быть увиденные — в этом тезисе кроется сущность ораторского приема использования такого риторического жеста».

Во-вторых, что касается языка мимики, то важным является зрительный контакт оратора с аудиторией в течение всей речи. Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не выделять кого-то персонально. В большой аудитории стоит разбить зал на секторы и в процессе выступления переводить взгляд медленно по очереди из одного сектора на другой. Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в пространство), па подлога, ноги, потолка, в окно, рассматривать посторонние предметы. В таких случаях именно эти предметы, а не слушатели будут поглощать речь. Не глядя в аудиторию, оратор и не обращается к ней. С другой стороны, длинный пристальный серьезный взгляд в глаза может вызывать у слушателя ощущение давления, беспокойства. Поэтому на протяжении длительного времени лучше смотреть в лицо, а не прямо в глаза. Как выражение зацікавленостіі взгляд в глаза воспринимается тогда, когда он является кратковременным.

В-третьих, что касается парамовленневих характеристик, то оратору стоит обратить внимание в первую очередь на интонацию. В течение всей речи ее нужно изменять, а не говорить монотонно. Конечно, что интонация должна согласовываться со смыслом речи. Относительно громкости, то в аудитории оратору следует говорить громче, чем он говорит обычно. Оптимальным темпом считается разговор не больше 120 слов за минуту. Достаточно важным ораторским приемом является пауза. Она требует определенной тренировки. В первую очередь не следует заполнять паузу разнообразными возгласами («м-м-м», «е-е-е», «ну» и тому подобное). Обычно пауза кажется длиннее тому, кто говорит, чем тому, кто слушает. Она может длиться до 4-х секунд, прежде чем аудитория начнет думать, что в выступлении что-то не так. Оратор должен делать небольшие паузы к и после важных мыслей, чтобы слушатели могли их осмыслить. Кроме того, перед важной мыслью нужно также немного снизить голос. Начинать и завершать публичное выступление оратору стоит с точки зрения на слушателей и паузы.

Для оратора при выступлении важное значение имеет также владение пространством. Язык пространства состоит из нескольких компонентов. В частности выделяют четыре зоны дистанции в общении:

• интимная;

• особиста;

• социальная;

• публичная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.